Interested Article - Рирпроекция
- 2020-12-11
- 1
Рирпрое́кция , Рир-прое́кция (от англ. rear projection — проекция сзади) — приём комбинированной киносъёмки , широко применявшийся в классической технологии кинопроизводства , основанный на проекционном совмещении актёров и элементов декорации с произвольным фоном на просветно-рассеивающем экране. Технология рирпроекции позволяет комбинировать в одном кадре изображения, сочетание которых в реальной жизни невозможно или неудобно для прямой съёмки.
Впервые технология была использована в 1927 году в фильме « Метрополис » для имитации «дальновидения» будущего . В XXI веке технология была отчасти вытеснена хромакеем , но получила новое развитие благодаря распространению светодиодных экранов.
Технология
Проекционное совмещение может осуществляться со стандартной частотой съёмки и проекции, то есть 24 кадр/с, замедленно или покадрово. Проекционное совмещение со стандартной частотой принято называть скорой проекцией, а с замедленной или покадрово через интервалы времени — покадровой проекцией ( мультипликационная съёмка). Иногда в качестве фона использовался неподвижный диапозитив .
Скорая рирпроекция широко использовалась в первые десятилетия звукового кино из-за громоздкости синхронной съёмочной и звукозаписывающей аппаратуры. Из-за особенностей технологии синхронной записи актёрской фонограммы съёмка многих сцен была возможна только в студии . Потому большинство сцен с актёрами, едущими в автомобиле или поезде, летящими в самолёте и плывущими на кораблях, снимались способом рирпроекции. При этом виды из окон снимались заранее, а интерьер салона автомобиля или купе вагона строился в павильоне студии .
При съёмке по технологии скорой рирпроекции предварительно отснятый фон проецируется на прозрачный матовый экран
B
, по другую сторону которого находятся элементы декорации
С
с актёрами и
киносъёмочный аппарат
D
.
При этом
кинопроектор
A
, демонстрирующий изображение на экране, синхронизируется с киносъёмочным аппаратом так, чтобы открытие
обтюратора
камеры совпадало с открытием обтюратора проектора. Для этого в приводах обоих аппаратов используются
синхронные электродвигатели
, получающие
переменный ток
от общего источника
G
. На экран проецируется зеркально перевёрнутое изображение, которое со стороны камеры выглядит прямым.
С целью недопущения засветки фона от осветительных приборов
Е
, работающих на актёрскую сцену, на границе кадра устанавливаются дополнительные световые ограждения
F
.
Важным условием получения качественного комбинированного изображения является достаточная яркость фонового изображения на просветном экране . Для достижения высокой светоотдачи в некоторых случаях используются два или три синхронизированных кинопроектора, показывающих на одном экране одинаковые изображения .
К съёмке фоновых кадров для рирпроекции предъявляются специфические требования, в случае статических фонов главное из которых — устойчивость изображения . Особое внимание уделяется чистоте позитива , предназначенного для проекции на экран. По этой причине с негатива , снятого для рирфона, изготавливаются два или три позитива, один из которых предназначен для репетиций . Остальные используют только во время съёмки, преимущественно однократно. Для достоверности получаемого изображения иногда используют специальные устройства, имитирующие качку фонового изображения .
Установки для рирпроекции монтировались как в стационарных аппаратных, расположенных в специально отведённых павильонах, так и в передвижных звукоизолированных боксах, перемещаемых в нужный павильон в зависимости от местоположения снимаемых объектов . В ряде случаев рирпроекция входит в качестве составной части в декорации фильма. Это относится в том числе к неподвижным изображениям, снимаемым при помощи фотоаппарата и проецируемым в качестве фона .
К недостаткам способа рирпроекции можно отнести невозможность полного соединения сцены в павильоне с фоном — актёр не может зайти за проецируемые на фоне дерево или колонну
. Кроме того, при таком способе изображение фона фактически переснимается ещё раз (
контратипируется
), что ухудшает его фотографическое качество.
Ещё одной проблемой рирпроекции всегда оставалась трудность устранения «горячего пятна» в центре рирфона, образующегося в результате направленного рассеяния света полупрозрачным экраном. Для устранения неравномерной яркости фона применялись различные оттенители и специальные диффузные экраны. Установка операторского освещения снимаемой сцены также связана с определёнными ограничениями, поскольку попадание света на экран не допускается. Из-за этого большинство сцен с рирпроекцией снимается с боковым освещением, которое дополнительно ограждается экранами, предотвращающими засветку фона.
Наибольшей популярностью рирпроекция пользовалась в чёрно-белом кинематографе, поскольку при цветной съёмке спроецированный фон может быть разоблачён зрителями из-за неизбежных искажений цветопередачи. Поэтому в цветных кинокартинах использовались преимущественно однотонные рирфоны
.
Современные аналоги
Цифровые способы кинопроизводства с применением компьютерных технологий давно не используют рирпроекцию в чистом виде, описанном выше. В кино и на телевидении для совмещения актёров и фона используется технология хромакей ( англ. chroma key ), основанная на замещении изображением фона какого-либо цвета исходного актёрского кадра. Как правило, это синий или зелёный цвет специального экрана, на котором снимаются актёры или телеведущие. «Хромакей», как более технологичный метод, в конце XX века вытеснил рир-, фронтпроекцию и метод блуждающей маски .
В 2010-е новый вид рир-проекции начал приходить на смену хромакею: фоновые светодиодные экраны, на которые проецируется окружение сцены; например, система StageCraft, разработанная студией Industrial Light & Magic . Рирфон такого типа лишён главных недостатков просветного экрана: «горячего пятна» в центре и невысокой яркости; при этом лишён и недостатков хромакея — необходимости цветокоррекции, возможных проблем совмещения изображений; кроме того, актёры и режиссёр прямо на площадке видят, с какими декорациями взаимодействуют персонажи. Таким способом снимали, в частности, фильмы « Обливион » , «Бэтмен» (2022) и « Тор: Любовь и гром » , сериалы « Мандалорец » и « Наш флаг означает смерть » .
См. также
Источники
- ↑ , с. 38.
- Плужников Б. Ф. Искусство комбинированных киносъёмок / В. С. Богатова. — Учебное пособие для студентов ВГИК. — М. : Искусство , 1984. — С. 84. — 271 с. — 10 000 экз.
- , с. 60.
- ↑ , с. 315.
- , с. 313.
- ↑ , с. 314.
- Арецкий Б. Устойчивость статического фона для рирпроекции // Опыт применения комбинированных съёмок на студиях художественных фильмов / М. Тихонов, Г. Болтянский. — М. : Госкиноиздат, 1941. — С. 38—45. — 46 с. — 700 экз.
- . Рирпроекции . Кино.ру. Дата обращения: 28 сентября 2012. 19 октября 2012 года.
- ↑ , с. 316.
- от 5 марта 2021 на Wayback Machine - Projection Mapping Central
- . Дата обращения: 28 июля 2022. 28 июля 2022 года.
- от 10 июля 2022 на Wayback Machine | IndieWire
- от 2 ноября 2020 на Wayback Machine /Film
- Peterson, Karen M. (амер. англ.) . Variety (29 апреля 2022). Дата обращения: 1 мая 2022. 30 апреля 2022 года.
Литература
- Б. Н. Коноплёв . Основы фильмопроизводства / В. С. Богатова. — 2-е изд.. — М. : «Искусство», 1975. — 448 с. — 5000 экз.
- Дмитрий Масуренков. № 3 . — С. 36—39 . // «MediaVision» : журнал. — 2011. —
- Дмитрий Масуренков. № 9 . — С. 59—61 . // «MediaVision» : журнал. — 2011. —
- Вахевич Б. О некоторых усовершенствованиях в рирпроекции. Опыт съёмок фильма « Музыкальная история » // Опыт применения комбинированных съёмок на студиях художественных фильмов / М. Тихонов, Г. Болтянский. — М. : Госкиноиздат, 1941. — С. 28—29. — 46 с. — 700 экз.
- Арецкий Б. Устойчивость статического фона для рирпроекции // Опыт применения комбинированных съёмок на студиях художественных фильмов / М. Тихонов, Г. Болтянский. — М. : Госкиноиздат, 1941. — С. 38—45. — 46 с. — 700 экз.
- 2020-12-11
- 1