Interested Article - Кайи
- 2020-12-01
- 1
Кайи (также: кайы , кайыг или кай ; туркм. gaýy , турк. kayı ) — одно из двадцати четырёх самых древних огузских (туркменских) племён , из которого происходит династия османских султанов и халифов , правившая в 1299—1924 годах. Древняя туркменская поговорка гласит, что « во главе народа стоят племена кайи и баят » ( туркм. Il başy - gaýy-baýat ) .
Происхождение
Советский китаист и тюрколог Ю. Зуев на основе анализа племенных названий и тамгового материала из сочинения государства Тан VIII—X в. «Танхуйяо», отождествляет целый ряд древних центральноазиатских тюркских племен с огузо-туркменскими племенами, в том числе и с кайи .
В своем тюркском энциклопедическом словаре « Диван лугат ат-Турк » тюркский филолог и лексикограф Караханидского государства Махмуд аль-Кашгари пишет о племени кайи (кайыг), как о втором из списка 22 племен огузов ( туркмен ).
«Огуз — одно из тюркских племен (кабиле), они же туркмены...Второй (род) — Кайыг.»
В своей обширной исторической работе « Джами ат-Таварих » (Сборник летописей) государственный деятель и историк Государства Хулагуидов Фазлаллах Рашид ад-Дин отмечает, что племя кайи является одним из 24-х древних огузо-туркменских племен :
«Племена Бозук, принадлежащие к правому крылу войска; четверо детей Кун-хана, который был старше всех сыновей: Первый – Кайи, т.е. крепкий.»
Хивинский хан и историк XVII в. Абуль-Гази является автором исторического труда « Родословная туркмен », в котором он указывает на то, что племя кайи ведет свое происхождение от одного из 24-х внуков древнего родоначальника туркмен Огуз-хана , а название племени переводится как «крепкий».
«Об именах сыновей и внуков Огуз-хана...Имя старшего сына Огуз-хана - Кyн-хан... Имя старшего сына Кyн-хана - Кайы, второй [сын] — Байат, третий - Алка-oйли, четвертый - Кара-oйли.» .
Другие версии
Немецкий востоковед Й. Маркварт отождествлял кайи с племенем каи (кай) , которое упоминается у Бируни и Ауфи на самом крайнем Востоке . Считая кайи племенем первоначально монгольского происхождения, Маркварт приписывает монгольское происхождение также османцам . Маркварт считает каи тюркизированными монголами, чем и объясняется, по его мнению, «та историческая роль, которую играли запятнанный кровью и братоубийственный род Османов и османский народ » .
Ряд авторов включает племя каи наряду с баяут (баят) и баяндур в число огузских племён, которые имеют возможное монгольское происхождение . Другие авторы также отождествляют племена кайи и кай . Кай (кайи) обитали ранее к востоку от енисейских киргизов в окрестностях озера Байкал . Как полагает Ж. М. Сабитов, передвижение кунов и каев на запад началось после крупного восстания племён цзубу против киданей в 1026—1027 гг. Каи и куны, как полагают исследователи, имели татарское происхождение .
В. В. Бартольд полагал, что отождествление кайи и кай ошибочно. Он указывал, что у Махмуда Кашгарского среди не чисто турецких народов упоминается народ кай, а также приводится древняя форма этнонима кайи — кайиг (кайыг) . Как полагает Бартольд, вполне возможно, что каи были монголами. Махмуд Кашгарский упоминает их вместе с татарами и другими среди народов, говоривших на своих особых языках, хотя и знавших хорошо также и тюркский язык .
В свою очередь, племя кай С. М. Ахинжановым отождествляется с монголоязычными кумоси и кимаками . Доказывая свой основной тезис о тождестве кимаков и кумоси (каи), С. М. Ахинжанов приводит аналогичные мнения В. В. Григорьева, П. Пелльо , К. Г. Менгеса , В. Ф. Минорского , Г. М. Василевича и В. А. Туголукова .
История
Туркменский историк О. Гундогдыев отождествляет главное гуннское племя (хайландурк) с племенем кайи .
Из племени кайи происходил и знаменитый народный туркменский (огузский) сказитель, поэт-песенник Горкут-ата (деде Коркуд) . Огузская держава в X веке возглавлялась верховным правителем ябгу , происходившем из племени кайи .
Часть племени переселилась на территорию современной Украины, они известны в древнерусских летописях как ковуи и каепичи . По мнению известного советского и российского лингвиста А. В. Суперанской , происхождение названия города Киев связано с племенем кайи, при этом родовые знаки династии Рюриковичей по форме напоминают тамгу племени кайи :
«Существует множество народных преданий о том, что начало какого-нибудь народа было положено двумя (или несколькими) братьями… По-видимому, нечто подобное кроется и за легендой о Кие, Щеке, Хориве и Лыбеди. Родоплеменное имя Кый (Кий) принадлежало древнейшим тюркским народам. Оно и сейчас присутствует в названиях родоплеменных структур современных тюркоязычных народов» .
Тамга династии Дуло , правившей в таких раннесредневековых тюркских государствах Восточной Европы как Великая Болгария (VII в.) и Первое Болгарское Царство (VII-XI вв.), а также герб Волжской Булгарии (X-XIII вв.), идентичны тамге племени кайи .
Представители племени кайи были основателями таких средневековых туркменских бейликов Анатолии как Исфендиярогуллары , Чобаногуллары , а также Османский бейлик (впоследствии выросший в Османскую империю ):
«Начальная история османов окутана легендами, и для периода до 1300 г. мы располагаем лишь небольшим количеством надежных фактов. Род их происходит, по-видимому, из огузского рода кайыг и в свое время стоял во главе группы кочевников в Малой Азии. Таким образом, они представляли собою часть большой волны туркмен, которые пришли с востока и оттеснили византийцев...» .
Этнонимия
В настоящее время, остатки племени кайи входят в состав туркмен-гёкленов, проживающих в Балканском велаяте (регионе) Туркменистана , а также туркмен- баятов , проживающих в Лебапском велаяте страны .
Топонимика
На территории Турции , имеются 27 деревень с названием кайи, которые расположены в западной, восточной, юго-восточной и центральной частях страны , при этом на туркменских кладбищах в южной провинции (иле) Хатай сохранились также и надгробия племени кайи .
Примечания
- ↑ Абу-л-Гази. . Восточная литература . М. АН СССР (1958). Дата обращения: 6 ноября 2021. 8 ноября 2021 года.
- Фазлуллах Рашид ад-Дин. . Материалы по истории туркмен и Туркмении. . Издательство Академии наук СССР, Москва-Ленинград (1939).
- С.П.Поляков. . Москва: Издательство Московского Университета (1973). — «Кайы (кайыг) — средневековое туркменское племя.» Дата обращения: 4 августа 2021. 28 декабря 2021 года.
- Г.И.Карпов . Племенной и родовой состав туркмен. — Полторацк (Асхабад ): Наркомвмутдел Туркменск. С. С. респ., 1925
- Ю.Зуев. . Алма-Ата: Издательство Академии Наук Казахской ССР (1960). Дата обращения: 7 июля 2021. 9 июля 2021 года.
- Махмуд ал-Кашгари. . Москва-Ленинград: АН СССР (1939). Дата обращения: 12 января 2021. 14 мая 2021 года.
- Рашид ад-Дин. . Москва, Ленинград: АН СССР (1952). — «...Во всякую эпоху из каждого подразделения возникали [новые] подразделения и каждое по определенной причине и поводу получило свое имя и прозвище, подобно огузам, каковой народ теперь в целом называют туркменами...» Дата обращения: 11 июля 2021. 13 июля 2021 года.
- Рашид ад-Дин. . Москва, Ленинград: АН СССР (1952). Дата обращения: 11 июля 2021. 11 июля 2021 года.
- ↑ Бартольд В. В. Кайи // Сочинения. — М. : Наука, 1968. — Т. V: Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов. — С. 536.
- ↑ Сабитов Ж. М. // Молодой учёный. — 2015. — Май ( № 10 (90) ). — С. 961—964 . 18 апреля 2021 года.
- Бартольд В. В. Сочинения. — М. : Наука, 1968. — Т. V: Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов. — С. 406.
- Бабаев С. К., Гузеев Ж. М. . — Эльбрус, 2000. — С. 85. — 246 с. 15 июля 2020 года.
- Толстов С. П. . www.opentextnn.ru. Дата обращения: 23 августа 2019. 1 сентября 2019 года.
- ↑ . — Инновационный центр "АРХИ", 2003. — С. 40. — 478 с.
- ↑ . — Изд-во Академии наук Киргизской ССР, 1963. — С. 78. — 148 с.
- Евстигнеев Ю. А. . — Litres, 2013. — 170 с. — ISBN 9785457236646 .
- Бартольд В. В. Сочинения. — М. : Наука, 1968. — Т. V: Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов. — С. 94.
- Ахинжанов С. М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. — Алматы: Гылым, 1995. — С. 116. — 296 c.
- О.Гундогдыев. . Энциклопедический словарь "Историко-культурное наследие Туркменистана" . Стамбул, UNDP (2000). — «Самым главным племенем гуннов называют хайнидов, а весь союз хайландурк, т.е. кайы-тюрки. Известно, что у огузов-туркмен самое главное племя, стоявшее во главе всего союза, были кайы – из них происходили цари.» Дата обращения: 8 ноября 2019. 8 ноября 2019 года.
- А.Росляков. с.70. Туркменгосиздат (1956). Дата обращения: 4 августа 2020. 21 июня 2021 года.
- ↑ Д.Еремеев. . Москва: Наука (1971). Дата обращения: 8 июля 2021. 9 июля 2021 года.
- С. П. Толстов. . Журнал "Советская этнография" (1947, № 3). Дата обращения: 5 октября 2019. 6 октября 2019 года.
- А.В.Суперанская. Как прозываешься? // Наука и жизнь. M., 1993. - №4. - С.116
- . Дата обращения: 5 октября 2019. 17 июля 2019 года.
- К.Э.Босворт. Москва: Наука (1971). Дата обращения: 2 августа 2021. 12 июля 2021 года.
- Солтанша Атаныязов. . Ашхабад, Туркменистан: Ылым (1988). Дата обращения: 8 июля 2021. 22 февраля 2022 года.
- Исмихан Озгювен. . Агентство «Анадолу» (13 апреля 2016). Дата обращения: 8 июля 2021. 19 апреля 2016 года.
Литература
- Бартольд В. В. Кайи // Бартольд В. В. Сочинения. — М. : Наука, 1968. — Т. V: Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов . — С. 536 .
- Golden P. (англ.) // Historical Linguistics and Philology of Central Asia: Essays in Turkic and Mongolic Studies. — Leiden—Boston: Brill , 2022. — P. 39—89.
См. также
Агач-эри - Алайонтли - Алкаойли - Авшар - Баяндыр - Баяты (огузы) - Бегдили - Берендеи - Бечене - Бозок (союз огузских племён) - Бюкдуз - Гараойли - Гаркын - Додурга - Дюгер (туркменское племя) - Ивэ - Игдыр - Йомуды - Кынык - Кызык - Огузы - Печенеги - Родословная туркмен - Сирийские туркмены - Текинцы - Туркмены - Туркменская степь - Туркменский язык - Туркменские племена - Туркмены Атала - Туркоманы - Тюрки - Урегир - Учок - Халаджи - Чепни - Човдур - Эймир - Эрсари - Юрюки - Языр - Япарлы
- 2020-12-01
- 1