Interested Article - Голубой Коран

Голубой Кора́н ( араб. المصحف الأزرق ‎, аль-мусхаф аль-азрак ) — тунисская куфическая рукопись Корана голубого цвета, созданная в промежуток между концом IX века и началом X века для мусульман Кайруана . Рукопись считается одним из самых художественных экземпляров Корана, а также одним из величайших произведений исламского искусства и одной из самых дорогих когда-либо сделанных рукописей.

Страница из Синего Корана: аяты . (Нью-Йорк, Метрополитен-музей .)

История рукописи

Первое упоминание о рукописи восходит к 1293 году , когда она была включена в каталог библиотеки Великой мечети в Кайруане . Некоторые исследователи высказываются в пользу Испании. Большинство исследователей согласны с местом и временем создания рукописи Синего Корана, хотя Элейн Джордж полагает, что её можно датировать эпохой раннего Аббасидского халифата .

Рукопись выполнена техникой золотого ( хризография ) и серебряного письма на пергаменте , целиком выкрашенном в цвет индиго . Также использованы красные чернила . Это известнейший образец мусульманской каллиграфии , называемый « одной из наиболее причудливых роскошных рукописей, когда-либо сотворённых » . Историк искусства Ясир Таббаа писал, что «мимолётное воздействие» золотых букв на поверхности индиго « призваны утвердить веру мутазилитов в созидательность и чудесную силу Слова Божьего » .

Рукопись состояла из 7 томов и содержала 600 страниц , которые разошлись по миру во времена Османской империи . В 1923 году в Стамбуле некоторые страницы рукописи приобрёл коллекционер Ф. Р. Мартин, продавший их затем в Европе. В 1977 году в распоряжении Christie's оказались некоторые рукописи из похожих на страницы из Синего Корана, но точно не известно, являются ли они таковыми в действительности.

Сегодня большая часть страниц находится в Национальном институте искусств и археологии Туниса, а остальные в других музеях по всему миру . С 1983 года в Национальном музее исламского искусства в (англ.) хранятся 67 страниц . Также страницы рукописи хранятся в Библиотеке Честера Битти в Дублине , в Метрополитен-музее в Нью-Йорке , Музее Тарек Раджаба в Кувейте и частных коллекциях . В 2010 году на аукционе Sotheby's одна из страниц была куплена за £ 250 520 .

Страницы имеют различные размеры: в Лос-Анджелесском окружном музее искусств — 28,25 х 37,46 сантиметров , хотя есть и такие, размер которых больше чем 31 х 41 сантиметр .

Каждая сура украшена более чем 20 серебряными розетками , а буквы выведены золотом ; драгоценный металлический текст вместе с насыщенным индиго свидетельствует о возможном восхождении к династии Фатимидов , которые правили Северной Африкой в это время, стремясь этим произведением искусства показать свои богатство и мощь Византийской империи , которая владычествовала в это время над Анатолией , и использовала золотые и серебряные чернила для письма на пурпурном пергаменте в своих роскошных рукописях . Золотые чернила для письма изготавливались из порошкового золота . Окружающий страницы декор мог быть перенесён с михраба Кордовской соборной мечети . Данный образец является единственным сохранившимся из всех фатимидских Коранов . К числу более ранних полных списков Корана принадлежат и (англ.)

Куфический шрифт имеет острые углы в абзацах по 15 строк на странице, без огласовок , что было естественным для мусульманских рукописей в IX - X веках .

Столбцы надписей заметно расположены на правой стороне каждой страницы, возникших путём введения в пространство текст цезур , которые ставят отдельные буквы в начале строк . Слова с несвязанными буквами в рукописи иногда разделены между собой линиями: другой отличительной чертой текстов Корана того времени . Эти линии были созданы из серебра и за 1000 лет окислились.

Примечания

  1. Резван Е. А. Коран и его мир. — М. : Институт востоковедения РАН , 2001. — С. 189. — ISBN 978-5-85803-183-3 .
  2. . Heilbrunn Timeline of Art History . New York: The Metropolitan Museum of Art (сентябрь 2012). Дата обращения: 20 мая 2013. 23 мая 2013 года.
  3. . Brooklyn Museum. Дата обращения: 20 мая 2013. 23 мая 2013 года.
  4. Baeder, Charles. // Tunisia-Live. — 16 April 2012. 5 июня 2012 года.
  5. . — The Institute of Ismaili Studies. 13 мая 2011 года.
  6. George, Alain. Calligraphy, Colour and Light in the Blue Qur'an (неопр.) // (англ.) . — 2009. — 1 January.
  7. . Лос-Анджелесский окружной музей искусств . Дата обращения: 20 мая 2013. 23 мая 2013 года.
  8. Tabbaa, Yasser. (англ.) // Ars Orientalis : journal. — Freer Gallery of Art, The Smithsonian Institution and Department of the History of Art, University of Michigan , 1991. — Vol. 21 . — P. 119—148 . 27 июня 2019 года.
  9. // Qantara. 31 мая 2013 года.
  10. // Agence Internationale de Presse Coranique. — 18 Avril 2012. 31 мая 2013 года.
  11. . (англ.) . Дата обращения: 20 мая 2013. 23 мая 2013 года.
  12. Hamza, Alya. // La Presse de Tunisie. — 15 Avril 2012. 31 мая 2013 года.
  13. Deimling, Kate. . — 7 october 2010. 30 октября 2010 года.
  14. . BBC News (5 января 2006). Дата обращения: 21 мая 2013. 23 мая 2013 года.
  15. . IRCICA (2009). Дата обращения: 21 мая 2013. 23 мая 2013 года.
  16. Blair, Sheila. (неопр.) // Oriente Moderno. — Istituto per l'Oriente C. A. Nallino, 2004. 8 марта 2021 года.
  17. . — Berlin, 2010. — С. 34 . — ISBN 978-3-89479-603-7 . 31 мая 2013 года.
Источник —

Same as Голубой Коран