Статистическая оценка
- 1 year ago
- 0
- 0
Ас-Са́мири ( араб. السامري ), самаритянин — в Коране человек, искусивший народ Мусы ( Моисея ) с помощью Золотого тельца . Слово «ас-Самири» встречается в Коране трижды.
История ас-Самири упоминается в Коране дважды. В первом повествовании рассказывается о грехе израильтян и Харуна ( Аарон ), что соответствует книге Исход ( Исх. ), с добавкой о том, что телёнок, отлитый из металла, «мычал» ( хувар ) .
Во втором повествовании ас-Самири представлен как искуситель израильтян в той же ситуации . По приказу ас-Самири израильтяне бросили свои украшения в огонь, и он сделал из них мычащего телёнка, который почитался народом несмотря на то, что Харун отговаривал их делать этого. Когда пророк Муса спросил ас-Самири о случившемся, тот стал оправдываться, говоря, что он «видел то, чего не видели они», то есть «следы посланца». Мусульманская традиция понимает под выражением «следы посланца» следы копыт лошади ангела Джибриля . Муса объявил ему о своём наказании: «В этой жизни тебе придётся говорить: „Не прикасайтесь“. А затем наступит срок, которого тебе не избежать» .
Мусульманская традиция не сомневалась, что ас-Самири был самаритянином, известном в иудейской и христианской традиции. Ат-Табари в « Джами аль-байан » (XVI, 152) и аз-Замахшари в тафсире « аль-Кашшаф » (II, 549) писали, что ас-Самири был видным израильтянином из племени Самира и которого звали Муса ибн Зафар; его религия отличалась от религии других евреев .
Учёные широко обсуждали вопрос о том, как «самаритянин» мог участвовать в истории Золотого тельца, в то время как библейские самаритяне появились гораздо позже. Гольдциер считал, что ас-Самири был представителем самаритян, которая живёт отдельно от несамаритян, беспокоясь за свою чистоту. То, что самаритяне крайне неохотно вступают в брак с представителями других групп, объясняется наказанием за подстрекательство израильтян к поклонению Золотому тельцу .
Были выдвинуты и другие версии. предложил, что ас-Самири связан с талмудическим рассказом о Зимри ибн Салу, который вступил в близость с моавитянкой . предположил, что рассказ о золотых телятах царя Иеровоама (один из которых, согласно талмудической традиции «мычал») слился с историей Мусы. Шварцбаум также видит в истории ас-Самири остатки фольклорного мотива Агасфера , который бродит по миру и отгоняет от себя людей .
Смысл коранического рассказа о Золотом тельце в том, что виновный в грехе (ас-Самири) будет наказан и должен искупить свою вину .