Interested Article - Билкис
- 2021-02-01
- 1
Билки́с ( араб. بلقيس ), Царица Са́вская ( араб. ملكة سبأ , Мали́ка Са́ба ) — легендарная правительница Сабейского царства , персонаж мусульманских преданий, имя упоминаемой в Коране царицы Сабы, соответствующей библейской царице Савской . Супруга исламского пророка Сулеймана .
В Коране
Имя Билкис в тексте Корана не упоминается, но оно появляется в различных вариантах мусульманского предания вместе с мотивами, дополняющими и развивающими коранический сюжет . В Коране приводится история о том, как служивший пророку Сулейману ( Соломон ) удод рассказал царю о посещении им страны Сабы , где людьми правит женщина, которой «даровано всё» и которая вместе со своим народом поклоняется Солнцу «и шайтан разукрасил им их деяния и отвратил их с пути» .
Пророк отправил с удодом приглашение-приказ царице, в котором требовал прийти к нему и принять веру в Аллаха . Посоветовавшись с приближенными, царица отправила царю богатые дары, но Сулейман презрительно отозвался перед её посланцами, и сообщил им, что пойдет на Сабу с войском. Затем царица прибыла к Сулейману сама. Праведник, знавший Величайшее имя Аллаха, помолился Господу, и в мгновение ока трон царицы оказался во дворце Сулеймана . Войдя в дворец, она приняла хрустальный пол «за водяную пучину, и открыла свои голени» . Таким образом Сулейман, которому во всём помогал Аллах, доказал своё могущество и хитрость, а царица признала, что заблуждалась, и уверовала в Аллаха .
В преданиях
Мусульманские предания чаще всего называют царицу именем Билкис (Балкис), иногда приводится имя Ялмака . В предании подробно излагают историю с перенесением трона. Абу Мухаммад аль-Багави и другие комментаторы Корана передают, что для проверки слуха о том, что ноги царицы покрыты волосами и заканчиваются копытцами, под хрустальным полом был устроен пруд . О Билкис как о Царице Савской упоминает Ибн Араби в Геммах мудрости . Пророк приказал изобрести для неё специальную мазь, которая снимает волосы .
По одним версиям предания, Сулейман женился на Билкис, по другим — выдал её замуж за йеменского царя из племени . Мусульманское предание в принципе восходит к библейскому рассказу о царице Савской , но весьма от него отличается и содержит ряд дополняющих сюжетов. Оно очень сходно с версией легенды, вошедшей в эфиопский царский эпос « Кыбрэ Нэгэст ». Несмотря на то, что речь идёт о государстве Саба, йеменских реалий в рассказе почти нет .
Прочее
В средневековом Йемене имя Билкис пользовалось большой популярностью. Изображения Билкис, стоящей в воде перед пророком Сулейманом, встречаются на персидских миниатюрах, в скульптуре и живописи средневековой Европы. Легенда о Билкис (Балкис) приводится в рассказе А. И. Куприна «Суламифь» .
С ней связывали развалины древнего Мариба . Историки называли Младшей Билкис царицу сулайхидской династии XII века ас-Саййиду . Именем Билькис назван один из астероидов .
Примечания
Литература
- Энциклопедии
- Пиотровский М. Б. // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров . — М. : Наука , ГРВЛ , 1991. — С. 41—42. — 315 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-02-016941-2 .
- Али-заде А. А. // . — М. : Ансар , 2007. — ISBN 978-5-98443-025-8 . (CC BY-SA 3.0)
- / Пиотровский М.Б. // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев . — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1987. — Т. 1 : А—К. — 671 с.
- / Lassner, Jacob // Encyclopaedia of the Qurʾān . — Leiden : E. J. Brill , 2001—2006. (платн.)
- / Ullendorff, E. // Encyclopaedia of Islam . 2nd ed : [ англ. ] : in 12 vol. / ed. by P. J. Bearman , Th. Bianquis , C. E. Bosworth , E. van Donzel , W. P. Heinrichs et al. — Leiden : E.J. Brill , 1960—2005. (платн.)
- Вторичные источники
- Horovitz. Untersuchungen, P. 102;
- Speyer. Erzahlungen, P. 390—398;
- E. Jullendorf. Ethiopia and the Bible. L., P. 1968;
- Beltz. Sehnsucht, P. 171—173;
- W. M. Watt. The Queen of Sheba in Islamic tradition.— Solomon and Sheba. L. 1974, P. 85—103;
- С Schedl. Sulairaan and die Konigin von Saba.— Al-Hudhud. Festschrift Maria Hofner. Graz, 1981. P. 305—323;
- Первоисточники
- ат-Табари . Та’рих ар-русуль ва-ль-мулюк. — Т. 1. — С. 576—586;
- ат-Табари. Джами аль-баян ’ан ай аль-Куран . — Т. 19. — С. 92—107;
- ас-Са’лаби . Араис аль-Маджалис фи кисас аль-анбия. — С. 174—180;
- аль-Байдави . Тафсир, 2, 66—70;
- 2021-02-01
- 1