Interested Article - Терекеменцы

Терекеме ( азерб. Tərəkəmə ) — субэтническая группа азербайджанцев . В настоящее время группы азербайджанцев под названием «терекеме» представлены в центральных и южных районах Азербайджана , а также в России ( Дагестан ) и Турции .

Название

Термин «терекеме» принято связывать с этнонимом «туркмен» . В прошлом этот термин имел довольно широкое применение. В более раннее время это название использовалось как этническое, племенное. В Азербайджане же в XIX—начале XX в. оно объединяло главным образом население, занимавшееся отгонным скотоводством в крае и чаще всего применялось в значении « кочевники » .

Это подчёркивал также писатель и историк А. Д. Ерицов , указывающий, что слово «терекеме» понималось местным населением не как название особой народности или даже отдельного «родового» общества: «таракяма называли всех без различия кочевых татар» . Обследовав Казахский уезд Елисаветпольской губернии , он сообщал, что местные татары (то есть азербайджанцы — прим.), составляющие основное население этого уезда, были известны под названием таракяма. Многие из перечисленных им групп (племён) терекеме — айрумлы , баяты , , каракоюнлы , караханлы , кенгерли , салахлы , софулы , татлы , — зафиксированы и в других уездах .

По мнению , местное население называло кочевников-татар (азербайджанцев Шемахинского и Геокчайского уездов) терекеме, или кечари, в противоположность оседлым жителям, именуемым тат . По Л. Будагову таракама — «поселянин мужик (на Кавказе и за Кавказом)» .

«Терекеме» и «карапапах»

Название «терекеме» нередко можно встретить как тождественное названию « карапапах » (букв. «чёрные папахи »). По Баскакову различия между ними состоит в том, что понятие «терекеме» представляет собой собирательное название, данное им персами , и является арабским множественным числом (تر ﻛـمـه) от слова «тюрк» (تركي) . Этноним «карапапах», в свою очередь, является прозвищем, данное турками кочевым племенам, скорее всего, по характерному признаку одежды ( قـﺎ ﺭﺍ ﭘﺎ ﭘﺎ ﺥ ‎) .

Этнонимом «терекеме» именовали тюркоязычных жителей Ахалцихского и Ахалкалакского уездов Тифлисской губернии . Изучив эти уезды, Х. А. Вермишев приводит ещё одно название (точнее самоназвание) группы терекеме в Ахалцихском уезде — , означающее «оседлый, коренной» (от азерб. «бина» — основание, хутор). Он также сообщал, что здешние азербайджанцы были известны под названием «карапапах» .

Согласно турецким учёным, в Турции «карапапахами» чаще называют оседлую часть терекеме, проживающей в районе Карса и Ахалцихе , а само название «терекеме» закреплено за кочевниками. У турок они также известны под названиями безбаш, гагаван, чинчават . В одном из текстов в исследовании старый терекеме рассказывает, что его деды пришли из Акстафы , Тифлиса и Баку , то есть передвигались вдоль Куры .

В Дагестане

Согласно Сакинат Гаджиевой , в Северной Кумыкии термин «терекеме» со временем превратился из этнического в социальный и стал обозначать определённую категорию зависимых крестьян . В Дагестане дербентские азербайджанцы именуют их «тэрэкэмэлер», кумыки — «теркемелер», даргинцы — «таркама». Среди северных кумыков и части высокогорных даргинцев , аварцев они известны под этнонимом « падар » .

Общие сведения

Расселение

В Азербайджане терекеме представлены в Гяндже , Казахском , Товузском , Агджабединском , Имишлинском , Бейлаганском и Шемахинском районах.

В Кабристанском участке Шемахинского уезда отмечалось селение Кущи , жители которого именовали себя «терекема» и по преданию являлись выходцами из Бухары .

В апшеронском посёлке Гала ( Кала ) отмечалась махалля «Терекеме» .

В Дагестане они компактно проживают в следующих сёлах Дербентского района : Берикей , Великент , Деличобан , Джемикент , Геджух , Карадаглы , Кала , Мамедкала , Падар , Салик , Сегелер , Татляр и Уллутеркеме, Чинар . Часть терекеме, этнически слившаяся с кумыками, проживает в селениях Темираул и Костек (квартал ) Хасавюртовского и Чонтаул Кизилюртовского районов . Терекеменцами по происхождению считается также большая часть жителей ныне кумыкских сёл Каякент , Усемикент , Тумеллер , Янгикент . Исчезнувшими населёнными пунктами считаются Мехрежкент (который находился в Дербентском районе недалеко от нынешней границы Кайтагского района ), Шебедекент (находившийся севернее Татляра) и Шахбазкент .

Часть терекеменцев-азербайджанцев Дагестана происходит из Исмаиллинского района Азербайджана. В формировании терекеме приняли определённое участие и таты , ныне ассимилировавшиеся среди них .

На территории Армении терекеме (карапапахи) проживали в с. (англ.) , (англ.) , , (англ.) , , (англ.) , (англ.) , Кара-Кала и (англ.) Калининского района .

На территории Турции , в частности в иле Карсе терекеме проживают с 1921 года. Расселены они как в центральных сёлах ила, так и в сёлах Селима , Сарыкамыша и Арпачая .

Язык

По мнению Сакинат Гаджиевой речь дагестанских терекеме близка к губинскому и шемахинскому диалектам азербайджанского языка , относящихся к восточной группе азербайджанских диалектов , подвергшаяся влиянию кыпчакской группы тюркских языков , в лексике и фонетике которой обнаруживается влияние кумыкского языка .

Произведённые в 1952 году Н. А. Баскаковым и среди терекеме (карапапахов) Калининского района Армянской ССР диалектологические записи и наблюдения, показали, что их речь относится к южной группе азербайджанских диалектов (по классификации ) .

История

Терекеменцы во время сбора самани . Почтовая открытка Российской империи

В конце XVI века кайтагский уцмий Ахмед-хан основал магал Терекеме , переселив терекемейцев из Ширвана . По мнению Р. М. Магомедова , время переселения терекемейцев относится не к XVI в., а к гораздо более раннему периоду, подтверждением чего служит сходство нравов, быта, следов общинного устройства и землепользования терекемейцев, сходные с кайтагскими . В архивных источниках сообщается, что эти переселенцы были выходцами «из Кубы , Шемахи , Ленкорани и других мест Закавказья и из-за Сулака » .

Появление кочевников терекеме в Кахетии связано с походами персидского шаха Аббаса I в Восточную Грузию . Назначенный им в 1656 году правителем Кахетии в течение нескольких лет переселил туда из Азербайджана большое количество терекеменцев . Князь Ефим Мышецкий , ездивший с посольством к царю Теймуразу I , отмечает терекемейские юрты у реки Алазани . Их кочевья и деревня располагались также между Греми и Загеми . Царевич Вахушти называет тюркоязычных жителей «большого поля» Караиа элами-демурчиасалну или тараками. Вахушти и Гильденштедт сообщают, что в этой местности эли пребывали со своим многочисленным скотом только зимой, а летом перекочевывали в Кайкул и на гору .

Путешественник и естествоиспытатель XVIII века Гильденштедт , оставивший описание Кавказа, под терекеменцами или трухменами понимал азербайджанцев, но помимо азербайджанских территорий он ошибочно причислял к терекеменским (то есть тюркским, азербайджанским) округам лезгинские общества Алтыпара , Докузпара , с. Мискинджа , а также селения хыналыгцев , крызов и будугов .

Согласно архивным данным, часть терекеменцев (до 300 или более семейств), а также 80 семейств горских евреев в первой половине XVIII в. переселились из Кайтагского уцмийства на Терско-Сулакскую низменность, во владения северокумыкских князей . Азербайджанцы Дагестана исторически существовали в рамках феодальных отношений. Более 3/4 терекемейцев магала Терекеме было раятами .

Антропология

В целом дагестанские терекеме антропологически являются представителям каспийского типа , хотя и нетипичными. Антропологический тип их смешанный. Проведённые Г. Ф. Дебецом , Н. Н. Миклашевской и исследования показали, что их черты сходства схожи главным образом с азербайджанцами и частично южными кумыками (особенно с жителями с. Каякент ). Однако по сравнению с азербайджанцами, дагестанские терекеме выше ростом, более широколицы, несколько менее пигментированы , менее волнистые волосы, у них менее полные губы и не такие густые брови .

В искусстве

  • Известен азербайджанский танец « терекеме », зарождение которого, как считается, связано с одноимённым племенем .
  • У драматурга и философа-материалиста Мирзы Фатали Ахундова есть стихотворение «Беседы муллы Керима с терекеменской женщиной» .
  • В 2012 году в Азербайджане был снят фильм « Белая кровь », повествующий о жизни кочевой семьи терекеме.

См. также

Примечания

  1. , с. 3.
  2. Баскаков Н. А. Огузский ареал в истории консолидации тюркских языков // Советская тюркология. — Баку: Коммунист, 1987. — № 1 . — С. 5 .
  3. Магомедов А.М. Этнопедагогическая культура Дагестана. / ГОУВПО "Адыгейский государственный университет". — Москва, 2005. — С. 330.
  4. , с. 9.
  5. Волкова Н. Г. Этнонимия в трудах экономического обследования Кавказа 1880-х годов // Имя и этнос: общие вопросы ономастики, этнонимия, антропонимия, теонимия, топонимия: сборник. — М. : Ин-т этнологии и антропологии, 1996. — С. 26—27. — ISBN 5-201-00825-9 .
  6. Волкова Н. Г. Этнонимия в трудах экономического обследования Кавказа 1880-х годов // Имя и этнос: общие вопросы ономастики, этнонимия, антропонимия, теонимия, топонимия: сборник. — М. : Ин-т этнологии и антропологии, 1996. — С. 31. — ISBN 5-201-00825-9 .
  7. , с. 27.
  8. Баскаков Н. А. Огузский ареал в истории консолидации тюркских языков. — Советская тюркология, 1987. — № 1 . — С. 5 .
  9. Грунина Э. А. Диалекты турецкого языка // Диалекты тюркских языков: очерки. — М. : «Восточная литература» РАН, 2010. — С. 433. — ISBN 978-5-02-036421-9 .
  10. , с. 23—24.
  11. Деминский Ф. А. Некоторые сведения о Кабристанском полицейском участке Шемахинского уезда Бакинской губернии. — Тифлис, 1901. — С. 22.
  12. Салимов Т. К. О некоторых топонимах Апшерона // Azərbaycanda arxeologiya və etnoqrafiya elmlərinin son nəticələrinə həsr olunmuş elmi konfransın materialları. — 1992. — С. 244 .
  13. Лексико-семантические особенности говоров дербентского диалекта азербайджанского языка : диссертация … кандидата филологических наук : 10.02.02. — Махачкала, 2002. — 161 с
  14. Лексико-семантические особенности терекемейского говора азербайджанского языка : диссертация … кандидата филологических наук : 10.02.02. — Махачкала, 2005. — 140 с.
  15. , с. 4.
  16. Народы Дагестана. / ( ред.) Арутюнов С.А., Османов А.И., Сергеева Г.А.. — Наука, 2002. — С. 510.
  17. Гаджиева С. Ш. . Дагестанские терекеменцы: XIX - начало XX в.: Историко-этнографическое исследование. — Наука, 1990. — С. 75. — ISBN 5-02-016761-4 .
  18. Ханмагомедов Х. Л. Дагестанское Теркеме: Комплексное страноведческое исследование. — Махачкала.: «Наука плюс», 2010. — С. 71, 72. — ISBN 978-5-903063-65-9 .
  19. (тур.) . Kars ili ağızları. — 29. — Ankara: Gazi Universitesi, 1983. — С. 41 (раздел «Kars Terekemeleri (Karapapaklar)»). — 386 с.
  20. , с. 27.
  21. , с. 27—28.
  22. Очерки истории Дагестана. — Махачкала: Дагестанское книжное изд-во, 1957. — Т. 1. — С. 104.
  23. Магомедов Р.М. Общественно-экономический и политический строй Дагестана в XVIII - начале XIX в. — 1957. — С. С. 232.
  24. Волкова Н. Г. Статейные списки русских посольств XVI — XVII вв. как этнографический источник // Кавказский этнографический сборник. — М. : Наука , 1976. — Т. 6. — С. 264.
  25. Иоаганн Антон Гильденштедт. Путешествие по Кавказу в 1770—1773 гг.. — СПб. : Петербургское Востоковедение, 2002. — С. 391. — ISBN 5-85803-213-3 .
  26. Иоаганн Антон Гильденштедт. Путешествие по Кавказу в 1770—1773 гг.. — СПб. : Петербургское Востоковедение, 2002. — С. 394. — ISBN 5-85803-213-3 .
  27. Иоаганн Антон Гильденштедт. Путешествие по Кавказу в 1770—1773 гг.. — СПб. : Петербургское Востоковедение, 2002. — С. 410. — ISBN 5-85803-213-3 .
  28. Русско-дагестанские отношения в XVIII- начале XIX в: сборник документов. Под ред. В. Г. Гаджиева. М., «Наука», 1988
  29. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  30. , с. 26.
  31. Тәрәкәмә // Азербайджанская советская энциклопедия / Под ред. Дж. Кулиева. — Б. : Главная редакция Азербайджанской советской энциклопедии, 1986. — Т. IX . — С. 256 .
  32. , с. 257.
  33. История Азербайджана. — Баку: Изд-во АН Азербайджанской ССР, 1960. — Т. 2. — С. 124.

Ссылки

Видеоматериалы

Литература

  • Тәрәкәмәләр // Азербайджанская советская энциклопедия / Под ред. Дж. Кулиева. — Б. : Главная редакция Азербайджанской советской энциклопедии, 1986. — Т. IX . — С. 256—257 .
  • Баскаков Н. А. Карапапахи, или терекеме, и изучение их языка (из материалов по азербайджанским диалектам Армении) // Краткие сообщения Института народов Азии. Вып. 65. — М. : «Наука», 1964. — С. 27.
  • Гаджиева С. Ш. Дагестанские терекеменцы. XIX — начало XX в.: Историко-этнографическое исследование. — Наука, 1990. — 216 с. — ISBN 5-02-016761-4 .
Источник —

Same as Терекеменцы