Interested Article - Крымчаки
- 2020-01-20
- 1
Крымчаки́ ( крымч. кърымчахлар , ед. число — кърымчах ; самоназвания до 1917 года: еудилер — «иудеи», Срэль балалары — «дети Израиля») — немногочисленная еврейская этнолингвистическая тюркоязычная группа , представители которой традиционно исповедовали талмудический иудаизм , проживали в Крыму и говорили на крымчакском диалекте (говоре) крымскотатарского языка. В 1960—1990-х годах получила распространение теория о смешанном тюркско-еврейском происхождении крымчаков . Среди самих крымчаков имеются сторонники обеих точек зрения.
Этническое происхождение
Предположительно существует преемственность крымчаков с древнейшим еврейским населением Крыма. Однако образование крымчаков как особой этнолингвистической группы началось в XIV—XVI веках из представителей еврейских общин Европы, Малой Азии, Кавказа и Ближнего Востока . Анализ крымчакских фамилий выявляет среди них, наряду с тюркскими, ашкеназские и сефардские .
В начале 1920-х годов тюрколог А. Н. Самойлович , изучавший лексику крымчаков, полагал, что они принадлежат к хазарской культуре . С. Заболотный проводил исследования крови, надеясь подтвердить предположение о несемитском происхождении крымчаков . Крымчакский просветитель Евсей Исаакович Пейсах (1903—1977) полагал, что крымчаки — потомки прозелитов , принявших еврейскую веру в начале нашей эры от поселившихся в Крыму немногочисленных евреев.
Антрополог Самуил Вайсенберг отмечал: «Происхождение крымчаков теряется во тьме веков. Одно только можно сказать, что тюркской крови в них меньше, чем в караимах , хотя известное родство обеих народностей с хазарами едва ли можно отрицать. Но крымчаки в течение средних веков и нового времени постоянно смешивались со своими европейскими собратьями. За примесь итальяно-еврейской крови со времён генуэзцев говорят фамилии Ломброзо, Пиастро, Анджело и другие. Случаи смешения с русскими евреями в последнее время участились» .
Обобщающие работы по этнографии крымчаков отсутствуют. Имеющаяся сводка фольклорных материалов далеко не полна. Несколько обширнее данные антропонимики, хотя они отражают ситуацию конца XIX — начала XX века, не затрагивая более ранний период, по которому имеются архивные материалы. Исследование каждой из перечисленных групп источников сможет пролить свет на этногенез малочисленной этнической общности крымчаков .
История
Предки крымчаков, вероятно, прибыли в Крым в древние времена и селились в греческих колониях . Недавние археологические раскопки обнаружили еврейские надписи в Крыму, датируемые первым веком до н. э. По одной из версий, после того, как римский император Адриан подавил восстание Бар-Кохбы , часть евреев, избежавших казни, были изгнаны на Крымский полуостров .
Предполагается, что в XIII веке иудейская община появилась в Кафе . В 1309 там была построена одна из древнейших на территории бывшего СССР синагога , уничтоженная в результате немецкой бомбёжки во время Великой Отечественной войны . Один из представителей иудейской общины Кафы, торговец , участвовал в 1472—1486 в переговорах между Иваном III и крымским ханом Менгли I Гиреем . Известно, что часть их переписки велась на древнееврейском языке . Помимо Кафы и Солхата-Къырыма крупнейшим центром тюркоязы́чных раввинистов (раббанитов) в Крыму стал город Карасубазар (сейчас Белогорск), где в 1516 также была построена синагога. Община крымчаков-раббанитов существовала также в Мангупе .
В конце XV века иудейская община Крыма значительно увеличилась за счёт евреев-изгнанников из Византии , Испании , Италии , Кавказа и Руси . Вскоре крымчаки начали немного ассимилироваться пришлыми евреями и все они начали сливаться в единое целое на основе принадлежности к иудаизму раввинисткого (то есть не- караимского ) образца. Важным фактором в процессе этого объединения стало заимствование разговорного языка , одежды и повседневных обычаев у соседей крымских татар . Тем не менее, в начале XVI века раббанитская община Кафы делилась на землячества, хранившие молитвенный ритуал общин, из которых они происходили — ашкеназский , романиотский или вавилонский . Моше а-Голе выработал общий для крымских еврейских общин молитвенник, получивший название «молитвенник ритуала Кафы» (Махзор минхаг Кафа). Но в этот же период главенствующая роль в еврейской общине Крыма переходит от раббанитов к караимам , которые с этого момента начинают занимать ряд ответственных постов в Крымском ханстве . Раббанитская община остаётся проживать преимущественно в восточной части Крыма, в Кафе и Карасубазаре . Караимы превышали раббанитов -крымчаков и по численности. По некоторым статистическим оценкам, к концу XVIII века раббаниты составляли лишь 25 % от общего числа иудейских подданных Крымского ханства, а караимы — 75 %. Взаимоотношения между крымскими раббанитами и караимами, несмотря на религиозные противоречия, были в целом достаточно добрососедскими, и эти общины часто помогали друг другу.
В XVIII веке общину Карасубазара возглавлял Давид бен Элиэзер Лехно (умер в 1735), автор введения к «молитвеннику ритуала Кафы» и сочинения «Мишкан Давид» («Обитель Давида»), посвящённого грамматике иврита . Он также является автором монументальной исторической хроники «Девар сефатаим» («Речение уст») на древнееврейском языке , посвящённой истории Крымского ханства .
Ко времени присоединения (1783) Крыма к России тюркская раввинистическая крымчакская община Крыма составляла около 800 человек. Приблизительно со второй половины XIX века крымские евреи- раввинисты также начали называть самих себя «крымчаками».
По переписи 1897 было зафиксировано 3345 крымчаков. Перед Второй мировой войной в Крыму проживало около 6 тысяч крымчаков. После захвата немцами Крыма осенью 1941 года все оставшиеся на полуострове крымчаки были расстреляны или убиты другими способами служащими Айнзацгруппы D Отто Олендорфа , в том числе Айнзацкоманды 10А, 10b, 11a Пауля Цаппа и 11b . После войны крымчаков в живых в СССР оставалось около 1000 человек — вернувшиеся мужчины-фронтовики, и немногочисленные семьи, успевшие эвакуироваться.
Крымчаки после распада СССР
В течение 1990-х несколько десятков семей крымчаков переселилось в Израиль . Крымчаки исповедуют иудаизм и имеют право на репатриацию в Израиль, так как согласно израильскому Закону о возвращении являются частью еврейского народа. Последняя крымчакская синагога в Тель-Авиве закрылась в 1981 году . В Израиле 2 июля 2021 года в г. Тель-Авив — Яффо состоялось официальное учреждение амуты (общественной организации) «Объединение крымчаков Израиля» — «אגודת יהודים קרימצ'אקים בישראל» — «Агудат йехудим кримчаким бэ Йисраэль». Организация носит светский характер и ставит перед собой задачи сохранения памяти, проведение траурных, праздничных мероприятий (общеизраильских и общинных) и культурного развития крымчаков — жителей Израиля .
Общая численность — около 1,2—1,5 тыс. чел., включая 600—700 в Израиле , 126 чел. на Украине ( 2001 ), примерно 370 чел. в России , в это число включено 228 чел. живущих в контролируемых Россией Крыму и Севастополе ( по данным переписи населения в Крымском федеральном округе в 2014 г. ), 173 чел. в Узбекистане ( 1989 ).
8 октября 1989 года в Симферополе было создано Культурно-просветительское общество крымчаков « Кърымчахлар », которое возглавил Вениамин Моисеевич Ачкинази (1927—1992) . 21 декабря 1990 года решением правления Крымского фонда культуры была учреждена премия имени Евсея Пейсаха, присуждаемая за лучшее исследование в области истории и культуры крымчакского народа . По инициативе «Кърымчахлар» и еврейских организаций Крыма постановлением Верховной Рады АР Крым от 20.10.2004 г. 11 декабря объявлено Днём памяти крымчаков и евреев — жертв нацизма . С 2006 года председателем общества «Кърымчахлар» является заслуженный работник культуры АР Крым Д. Т. Пиркова . В 2004 году в Симферополе был открыт Историко-этнографический музей крымчаков . С 2005 года Крымским обществом крымчаков издаётся научно-популярный, литературно-художественный альманах «Кърымчахлар» .
25 июня 2014 года Государственный Совет Республики Крым направил представление в Правительство Российской Федерации с предложением включить в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации крымских караимов и крымчаков . В 2015 году Культурно-просветительское общество «Кърымчахлар» перерегистрировано в Общественную организацию «Крымское общество крымчаков „Кърымчахлар“», в которую вошли местные национально-культурные автономии крымчаков городских округов Симферополь и Керчь .
Примечания
- . Дата обращения: 7 января 2023. 30 декабря 2022 года.
- Включая Крым и Севастополь
- Этот объект расположен на территории Крымского полуострова , бо́льшая часть которого является объектом территориальных разногласий между Россией , контролирующей спорную территорию, и Украиной , в пределах признанных большинством государств — членов ООН границ которой спорная территория находится. Согласно федеративному устройству России , на спорной территории Крыма располагаются субъекты Российской Федерации — Республика Крым и город федерального значения Севастополь . Согласно административному делению Украины , на спорной территории Крыма располагаются регионы Украины — Автономная Республика Крым и город со специальным статусом Севастополь .
- ↑ / Кизилов М. Б. // Крещение Господне — Ласточковые [Электронный ресурс]. — 2010. — С. 169. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 16). — ISBN 978-5-85270-347-7 .
- . Дата обращения: 28 апреля 2014. 12 мая 2013 года.
- . Дата обращения: 28 апреля 2014. 6 января 2012 года.
- . Дата обращения: 28 апреля 2014. 29 апреля 2014 года.
- ↑ . Дата обращения: 10 октября 2012. Архивировано из 17 октября 2015 года.
- ↑ — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- . Дата обращения: 13 мая 2014. 13 ноября 2012 года.
- Polinsky, M.S. The Krymchaks: History and Texts // Ural-Alteische Jahrbucher. — 1991. — Т. 63 . — С. 123—154 .
- Ianbay, Iala. Krimchak Dictionary. — Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 2016. — 237 с. — ISBN 978-3-447-10541-5 .
- Ianbay, I. New Data on the Literature and Culture of the Krimchaks (англ.) // Manuscripta Orientalia : International Journal for Oriental Manuscript Research. — 2000. — Т. 6 , № 4 . — С. 4—13 . — ISSN .
- Ачкинази И. В. К вопросу об этнической принадлежности крымчаков.// МАИЭТ. Вып. V. Симферополь, 1996.
- Крымчаки. Составители Д. И. Реби, В. М. Ломброзо. Симферополь. 2001
- Котлер И. Б. Фамилии крымчаков как источник их этнической истории. — «Малые и дисперсные этнические группы в Европейской части СССР», М., Наука, 1985 г., с. 83 — 94
- Ачкинази В. М. Имена крымчаков // Проблемы истории Крыма, Сф., 1991 г., т. 1, с. 9 — 10.
- Самойлович А. К вопросу о наследниках хазар и их культуры // Еврейская старина Л., 1924. Т. XI.
- С. С. Заболотний. Кров’яні группи в караїмів і кримчаків // Бюллетені постійної ком. Вивчання кров 'яних угруповань при мед. секції Харк. наук. тов. — Харків, 1928. — С. 33-39; 10-12; 12-22
- (А. А. Глашев. Указ. соч.)
- А. И. Айбабин 1985; «Этногенез крымчаков»
- Михаил Тяглый. krymchaks.info (5 марта 2015). Дата обращения: 25 апреля 2019. 25 апреля 2019 года.
- . krymchaks.info (8 июля 2021). Дата обращения: 19 марта 2022. 14 марта 2022 года.
- . ForPost . 2015-03-19. из оригинала 2 апреля 2015 . Дата обращения: 19 марта 2015 .
- Килесса В. . . Дата обращения: 29 июня 2019. 10 мая 2015 года.
- ↑ Пурим Ю. Важные даты Крыма // Кърымчахлар (Крымчаки). Альманах № 6. — Симферополь : Издательство «ДОЛЯ». — С. 134—143
- Их именами названы. — Симферополь: «Таврия», 1991. — С. 5. — (Неизвестный Крым. История в лицах). — ISBN 5-7780-0485-0
- Ю. М. Пурім. // Енциклопедія сучасної України : [ укр. ] : у 30 т. / НАН України , Наукове товариство ім. Шевченка , Институт энциклопедических исследований НАН Украины. — К. , 2001—…. — ISBN 944-02-3354-X .
- . Дата обращения: 29 июня 2019. 29 июня 2019 года.
- . Дата обращения: 27 ноября 2017. 14 ноября 2015 года.
- (недоступная ссылка)
- . Дата обращения: 27 ноября 2017. Архивировано из 1 декабря 2017 года.
- Аверин А. Н. , Понеделков А. В. , Воронцов С. А. , Голобородько А. Ю. Коренные малочисленные народы в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах: национальный состав и языки // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — Ростов-на-Дону: Фонд поддержки образования и науки в Ростовской области, 2018. — № 4 (95) . — С. 128 . — ISSN .
- Информация с официального сайта ФНС
Литература
- Котлер И. Б. Фамилии крымчаков как источник их этнической истории. — Малые и дисперсные этнические группы в Европейской части СССР (География расселения и культурные традиции), Москва 1985
- Чернин В. Ю. О появлении этнонима «крымчак» и понятия «крымчакский язык». — География и культура этнографических групп татар в СССР, Москва 1983
- Кизилов М. Б. Крымчаки // От киммерийцев до крымчаков. Изд. второе, переработанное и дополненное. Ред. И. Н. Храпунов, А. Г. Герцен. Симферополь, 2004. с. 270—283
Ссылки
- — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- И. А. Завадская. Хронология памятников ранесредневековой христианской архитектуры Херсонеса МАИЭТ. Вып. VII. Симферополь , 2000. С. 79.
- (рус.)
- (рус.)
- (рус.)
- (рус.)
- (рус.)
- 2020-01-20
- 1