Interested Article - Тофалары

Группа тофаларов- оленеводов

Тофала́ры , или то́фы (прежнее название — карага́сы , самоназвание — тоъфа , тофа , топа , тоха , мн. ч. — тофалар ) — тюркоязычный коренной малочисленный народ России , проживающий на юге Сибири .

Внесены в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации .

Расселение

Расселение тофалар в СФО по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 г.
Территория расселения тофаларов

Проживают на территории Тофаларии , юго-западной части Нижнеудинского района Иркутской области , в бассейнах рек Бирюсы , Уды , Кана , Гутары , Ии и других на северо-восточных склонах Восточного Саяна в основном в созданных в 1920—1930-х годах населённых пунктах Алыгджер , Верхняя Гутара и Нерха , куда были принудительно переселены при переведении на оседлый образ жизни. Транспортное сообщение с этой территорией осуществляется только по воздуху, зимой возможно добраться также на специализированной технике по льду реки .

Расселение на территории России (2010)
Субъект Федерации Население Субъект Федерации Население
Бурятия 2 Тыва 4
Иркутская область 678 Хакасия 2
Красноярский край 23 Якутия 8
Томская область 19

С конца XVII века до 1925 года численность тофаларов неизменно составляла от 400 до 500 человек. Письменных свидетельств вымирания народа не сохранилось, предположительно, их количество не менялось с прихода русских и не связано с их влиянием .

Численность

Численность населения
1675 1701 1839 1851 1858 1877 1882 1883 1884 1887 1888 1897 1908 1911 1914
340 405 500 543 416 413 456 457 407 426 431 389 400 449 405
1915 1925 1926 1927 1929 1930 1959 1970 1979 1989 2002 2010 2021
456 416 414 418 412 419 589 620 763 731 837 762 719

Численность тофаларов в населённых пунктах Иркутской области в 2002 г.: село Верхняя Гутара — 262; село Алыгджер — 248; деревня Нерха — 144 .

Язык

Тофаларский язык относится к саянской группе восточнотюркских языков . По переписи населения 2002 г. в Иркутской области из 723 тофаларов родным языком владели 114 чел. (16 %), русским — все 723 чел. (100 %) . Для тофаларского языка разработана письменность, изданы букварь и учебные пособия.

Изучение тофаларского языка началось с середины XIX века. С XVII века в результате установления тесных контактов с русскими в лексике тофаларов появилось много русских заимствований, часть тофаларов перешла на русский язык . Кроме того, в связи с довольно тесными контактами с бурятами часть тофаларов знала бурятский язык .

После принудительного перехода к оседлому образу жизни и организацией тофаларских посёлков, где вместе с тофаларами жили русские, а в открытых в посёлках школах тофаларского языка не преподавалось, началось вытеснение тoфаларского языка русским .

В советские годы риск исчезновения тофаларского языка был особенно велик. Однако с 1990 года было организовано обучение родному языку тoфаларских детей в детских садах и школах, одновременно проводятся попытки возрождения национальных обрядов и традиций. Несмотря на эти усилия тофаларский язык является вымирающим .

Самоназвание

Название тофалары закрепилось относительно недавно, в 1930-х годах, и происходит оно от самоназвания тофаларов тофа , по-тофаларски тоъфа (в отличие от других народов Севера, использующих самоназвание со значением «человек», у тофаларского слова тоъфа как такового значения нет. «Человек» на тофаларском — киши ). До 1930-х годов этот народ имел другое, тотемическое название — карагасы , что предположительно переводится как «чёрные гуси». Возможно, первоначально это было название одного из тофаларских родов, а позже оно распространилось на весь народ. По мнению большинства исследователей, карагасы кочевали в этой местности уже на момент прихода в долину реки Уды первых русских землепроходцев казаков .

Одновременно с переводом на оседлый образ жизни советская власть придала самоназванию «карагасы» негативный оттенок в связи с его «звериной» сутью. С 1934 года было закреплено официальное название территории проживания тофаларов — Тофалария , с отказом от ранее использовавшегося названия Карагасия .

Происхождение

Как полагают исследователи, тофалары сложились в результате смешения древнего кетоязычного и самодийского населения с племенами дубо, переселившихся в регион Саяно-Алтая . Традиционно дубо (туба, туха) отождествляются с древними тюркскими племенами теле . При этом по мнению А. С. Шабалова, первоначально теле (в том числе дубо) представляли собой монголоязычную группу племён, подвергшихся тюркизации в конце IV века н. э.

Генетика

Доля по Y гаплогруппам оказалась: N — 82 % из них: N-L666 — 45 %, N3a5а — 31 % . У тофалар поселений Алыгджер, Верхняя Гутара и Нерха частота Y-хромосомной гаплогруппы N1a2-F1008/L666 составляет 45 % .

История

Впервые тофы упоминаются как племя дубо (туба, туво) в китайских летописях Вэйской династии V века как народ, проживавший восточнее Енисея . Они являлись данниками различных центральноазиатских империй .

В XVII веке Тофалария вошла в состав Московского государства, став пограничной территорией с Китаем. После 1757 года, когда Тува вошла в состав маньчжурской империи Цин , Тофалария осталась в составе Российской империи, испытывая значительное административное и культурное (речевое и на уровне быта) влияние со стороны русских. Административно была создана с пятью улусами в её составе. Для тофаларов устанавливался ясак пушниной и мясом, отдельные годы был фиксированным и не зависел от природных условий и реального числа охотников. О точном количестве народа на время первых статистических данных (1851 год) судить трудно.

В общественной жизни тофаларов (вплоть до Октябрьской революции 1917 года ) большое значение имели ежегодные (иногда раз в 2 года) декабрьские собрания всех тофов — сугланы (от бур. суглаан — «собрание») — для избрания должностных лиц.

К началу XX века в среде тофаларов сохранились значительные признаки родоплеменной структуры, в частности, разделение на 5 патрилинейных родов (Каш, Сариг-Каш, Чогду, Кара-Чогду и Чептей; специалисты установили, что ранее таких родов было 8) и патронимические группы, между которыми разделялись территории для кочёвок и промысловые угодья. С конца XIX века из-за оскудения лесов пушными животными такие переделы стали ежегодными.

В 1939 году в составе Иркутской области РСФСР был организован Тофаларский национальный район с центром в селе Алыгджер , но уже в 1950 году он был упразднён, и вместо него появились два тофаларских сельсовета — Тофаларский, с центром в Алыгджере, и Верхне-Гутарский, с центром в селе Верхняя Гутара , в составе Нижнеудинского района Иркутской области.

Хозяйственный уклад

До 1920-х годов тофалары были полукочевым народом, занимавшимся охотой и оленеводством . Основными объектами охотничьего промысла у тофаларов были: белка, соболь, выдра, бобр, лисица, лось, марал, косуля и другие животные тайги. После перевода к оседлому образу жизни тофалары одновременно подверглись коллективизации и перешли к землепашеству и животноводству. Однако впоследствии они отказались от этой деятельности, преимущественно перейдя на лесозаготовку , деревообработку , изготовление кирпичей, плотницкие , печные и отделочные работы .

При этом в хозяйственной жизни тофаларов значительное место всё равно занимали традиционные таёжные промыслы: охота, рыболовство, сбор кедровых орехов. В незначительной степени сохранилось и оленеводство .

В результате активной антирелигиозной пропаганды со стороны советской власти, проводившейся в 1930-е годы, многие тофалары постепенно отошли от традиционной веры — шаманизма и утратили многие элементы традиционной культуры, связанной с кочевьем. Из традиционной национальной культуры у тофаларов сохранились только навыки оленеводства, таёжных промыслов и тофаларский язык, который, однако, используется в быту всё меньше. Национальная одежда перестала быть частью не только повседневной жизни, но и праздников, вместе с изменением образа жизни исчезло традиционное жилище — чум . Прежние свадебные и погребальные обряды были заменены принятыми в советском обществе церемониями. Возрождение интереса к традиционной культуре отмечается с конца 1980-х годов, что привело к появлению центров этнической культуры, творческих групп и сезонных фестивалей тофаларов .

Традиционное жилище

Традиционным жилищем тофаларов являлся чум конической формы, из жердей, зимой крытый ровдугой ( замшей из шкуры изюбря или лося ), летом — берестой . Чум делился на женскую (справа от входа) и мужскую (слева) половины.

Стойбище обычно насчитывало от 2 до 5 чумов, летом — до 10. Уже с начала XIX века среди тофаларов получили распространение срубные дома.

Традиционная одежда

Мужская одежда представлена штанами из шкуры кабарги или козла (летом из ровдуги или покупной ткани) и разнообразными кафтанами с застёжкой на правую сторону, которые надевали на голое тело, и поясом. Уже в XIX веке перешли на унифицированный костюм русских сибиряков, сохраняя национальную особенность в деталях (правосторонние застежки, отделка, пояса). Тофаларский женский наряд состоял из штанов и платья с разрезом на груди, а также пояса. Традиционные женские украшения — серьги, оловянные браслеты и кольца. Зимой тофалары носили тулупы из оленьей шкуры мехом внутрь. Специфическими являются головные уборы: летом — войлочная шапочка маньчжурского типа (но обычно без кисти; позже её заменила фуражка ), зимой — меховые шапки-ушанки, которые подвязывались у подбородка.

Традиционное питание

Основу рациона тофаларов составляло мясо, в том числе дичи и оленина; ржаные хлебцы, выпекаемые в золе или на камнях; в качестве приправ и приложений — многочисленные корни и дикорастущие растения (дикий лук, черемша , ягоды, кедровые орехи и т. д.). Из-за уплаты тяжелых податей, в отдельные годы питание было довольно скудным. Как среди мужчин, так и женщин было распространено табакокурение .

Фольклор

У тофаларов богатый устный фольклор — пословицы и поговорки, сказки, легенды и предания.

Среди исследователей традиций тофаларов ярко выделяются как известные тюркологи широкого профиля Радлов В. В. и Катанов Н. Ф. , так и те, что сделали немало для изучения именно тофаларов — Петри Б. Э. , Рассадин В. И. , и другие.

Вероисповедание

Традиционные верования включали анимизм , шаманизм и тотемизм .

Усилиями православных миссионеров в конце XIX века часть тофаларов была обращена в христианскую веру . В настоящее время усилиями Иркутской епархии РПЦ проводится миссионерская работа в Тофаларии. Так, в феврале 2007 года было крещено более 100 человек .

Примечания

  1. . Дата обращения: 5 января 2023. 30 декабря 2022 года.
  2. Дата обращения: 19 марта 2011. 30 ноября 2015 года.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 17 апреля 2006 года № 536-р от 30 марта 2022 на Wayback Machine
  4. . etno.pribaikal.ru. Дата обращения: 20 мая 2020. Архивировано из 31 мая 2020 года.
  5. . Федеральная служба государственной статистики. Дата обращения: 24 декабря 2017. 25 октября 2018 года.
  6. Мельникова Л. В. Тофы: Историко-этнографический очерк / Отв. ред. В. В. Свинин. — Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1994. — 304 с. — ISBN 5-7424-0656-8 .
  7. . Демоскоп Weekly. Дата обращения: 22 декабря 2017. 8 сентября 2019 года.
  8. . Демоскоп Weekly. Дата обращения: 22 декабря 2017. 8 сентября 2019 года.
  9. . Демоскоп Weekly. Дата обращения: 22 декабря 2017. 8 сентября 2019 года.
  10. . Демоскоп Weekly. Дата обращения: 22 декабря 2017. 15 февраля 2020 года.
  11. . Демоскоп Weekly. Дата обращения: 22 декабря 2017. 18 января 2021 года.
  12. . Демоскоп Weekly. Дата обращения: 23 декабря 2017. 16 июля 2019 года.
  13. . Дата обращения: 22 мая 2012. Архивировано из 3 августа 2012 года.
  14. . Дата обращения: 5 января 2023. 30 декабря 2022 года.
  15. . Дата обращения: 19 ноября 2012. Архивировано из 12 июля 2019 года.
  16. . Дата обращения: 3 января 2010. 24 сентября 2015 года.
  17. Рассадин И. В. Хозяйство, быт и культура тофаларов. — IMBT, 2005. — С. 17—18. — 193 с. — ISBN 978-5-7925-0163-8 .
  18. Маркус С. В. . — Академический проект, 2006. — С. 6, 670. — 830 с. — ISBN 978-5-902358-93-0 .
  19. Шабалов А. С. Происхождение уйгуров, ойратов (калмыков) и других телэских племен XVIII в. до н. э. — XIV в. н. э. — Иркутск: Издательство Иркутского государственного технического университета, 2014. — С. 83—152. — 248 с.
  20. Шабалов А. С. Происхождение уйгуров, ойратов (калмыков) и других телэских племен XVIII в. до н. э. — XIV в. н. э. — Иркутск: Издательство Иркутского государственного технического университета, 2014. — С. 228—235. — 248 с.
  21. от 5 августа 2020 на Wayback Machine // Генофонд РФ
  22. Агджоян А. Т., Дамба Л. Д., Запорожченко В. В., Балановский О. П. от 26 декабря 2021 на Wayback Machine // Вестник Московского университета. Серия XXIII. Антропология. 2021. № 2. С. 75—90. DOI: 10.32521/2074-8132.2021.2.075-086
  23. «Тофалария — страна гор» — Иркутск, 1988 «Восточно-Сибирское книжное издательство» ISBN 5-7424-0049-7
  24. Коренные народы Севера в современном мире от 11 июня 2020 на Wayback Machine
  25. Православие вновь пришло в Тофаларию! (Миссионерская поездка 2007 года) от 8 марта 2016 на Wayback Machine

Литература

Ссылки

  • Галерея
Источник —

Same as Тофалары