Interested Article - Тувинцы
- 2021-07-29
- 1
Туви́нцы (самоназвание — тыва, тыва кижи , множ. число — тывалар ; устар. названия: урянхайцы, уранхайцы, сойоны, танну-тувинцы ) — тюркский народ, коренное население Тывы (Тувы) .
Название
Название тувинского народа «тыва» упоминается в летописях Суйской (581—618 гг.) и Танской (618—907 гг.) династий Китая в форме дубо, тубо и тупо . Также название «туба» упоминается в 239-ом параграфе Сокровенного сказания монголов . В более ранний период они были известны под названием урянхайцы (XVII—XVIII вв), в более поздний (XIX — начало XX в.) — сойоты . По поводу других этнонимов — урянхи, уряихаты, урянхайцы, сояны, сойоны, сойоты — в целом можно утверждать, что такое название им дали соседние народы, а для самих тувинцев эти этнонимы нехарактерны .
Тюрколог Н. А. Аристов заключает, что «урянхаи так называются монголами, сами же зовут себя туба или тува, как тюркские племена Алтай Саянских гор; именуют их также сойотами, соитами, сойонами» . «Название урянхи дают этому народу монголы, а сами же себя зовут туба или тува» — пишет Г. Л. Потанин . Этническое название «тыва» было зафиксированы в русских источниках 60-80 гг. XVII в. (История Тувы 2001:308) и сами тувинцы никогда не называли себя урянхайцами. Соянами называли, и до сих пор называют тувинцев алтайцы и хакасы . Известно, что тувинцев сойотами и урянхайцами ошибочно называли русские (Грум-Гржимайло пишет: «сойотами назвали, наверно, мы, русские люди») и монголы, а вслед за ними другие народы .
Примечательным событием является появление в русских документах самоназвания «тувинцы», которым именовали себя все саянские племена. Наряду с ним употреблялось другое название — « сойоты », То есть по-монгольски «саянцы», «сойоны». Тождество этнонимов «тувинцы» и «сойоты» не подлежит никакому сомнению, поскольку, как справедливо утверждает Б. О. Долгих, этноним «тувинцы» образован из самоназвания и является общим для всех саянских племен. Не случайно именно на землях Прибайкалья, Хубсугула и Восточной Тувы , где кочевали в VI—VIII вв. ранние предки тувинцев — племена тубо, теленгиты, токуз-огузы, шивэи из конфедерации теле, русские встретились с племенами, называвшими себя тувинцами. Этноним «Тыва» фиксируется в русских документах 1661 г., свидетельствуя о существовании тувинской народности. Вполне возможно, что данное самоназвание бытовало в среде тувинских племен ещё задолго до появления русских землепроходцев у Байкала . Однако для полной консолидации тувинских племен ещё не было объективных условий.
Численность
Общая численность тувинцев — около 300 тыс. чел.
- В России — 263 934 чел. по данным Всероссийской переписи населения 2010 г. (в 1970 — около 140 тыс. чел., в 1959 — около 100 тыс. чел.), в том числе в Республике Тыва — около 250 тыс. чел.
- В Монголии ( аймаки Баян-Улгий , Хувсгел и Ховд ) — от 3000-5169 чел. ( урянхайцы-мончак или цэнгэльские тувинцы, цаатаны , представляющие собой потомков оторвавшейся от своего основного ядра группы тувинцев).
- В Китае (сёла Шемиршек и Алагак на территории городского уезда Алтай , село Комканас уезда Бурчун , село Аккаба уезда Каба ; все в составе округа Алтай Или-Казахского автономного округа Синьцзян-Уйгурского автономного района ) — ок. 3,3 тыс. чел.
- Численность по данным всесоюзных и всероссийских переписей (1959—2010)
1959 года |
1970 года |
1979 года |
1989 года |
2002 года |
2010 года |
|
СССР | 100 145 | ↗ 139 338 | ↗ 166 082 | ↗ 206 629 | ||
РСФСР
/
Российская Федерация
в том числе в Тувинской АО / Тувинской АССР / Республике Тыве |
99 864
97 996 |
↗
139 013
↗ 135 306 |
↗
165 426
↗ 161 888 |
↗
206 160
↗ 198 448 |
↗
243 422
↗ 235 313 |
↗
263 934
↗ 249 299 |
Культура тувинцев
Из культурной жизни в Тыве популярны:
- родной язык и литература — почти каждый прекрасно говорит на тувинском языке ;
- тувинское горловое пение — самые техничные мастера в Тыве, они поражают разнообразием всех стилей « хөөмея »: каргыраа, хөректээр, хөөмей, сыгыт, борбаңнадыр, эзеңгилээр, хову каргыраазы и т. д.;
- праздник животноводов « Наадым » — самое важное мероприятие в Тыве, проводится в конце лета;
- « Шагаа », новый год по лунному календарю, — праздник встречи нового года;
- борьба «Хүреш»;
- конкурсы красоты «Даңгына» (среди девушек) и конкурсы мужества «Тажы» (среди парней);
- традиционная тувинская национальная одежда и её современные варианты;
- скачки на лошадях;
- шахматы (обычно шахматы с национальными фигурками);
- камнерезное искусство;
- почет к добровольцам Великой Отечественной войны тувинцам-фронтовикам — сейчас [ когда? ] в центре г. Кызыла строится памятник фронтовикам ВОВ тувинцам-добровольцам;
- традиционное бережное отношение к природе;
- традиционный уклад жизни;
Борьба «Хуреш»
Тувинцы имеют свой национальный вид спорта — хуреш (тув. хүреш ). В Тыве, благодаря работе ведущих борцов и Федерации национальной борьбы «Хуреш», в настоящее время ежемесячно проводятся соревнования республиканского уровня, где измеряются рейтинги и даются борцовские титулы. Главным из этих соревнований является турнир во время праздника Наадым, где все борцы поделены на 2 категории: до 18 лет включительно, 19 и старше.
Национальная одежда
Национальная одежда сейчас очень востребована в Тыве — носят на праздниках, на различных традиционных соревнованиях (хуреш, стрельба из лука, конные скачки, и т. д.), на конкурсах красоты и мужества, при получении дипломов, на свадьбах и в обычные дни.
Современную национальную одежду можно купить во всех крупных торговых центрах Кызыла, многие сами шьют.
Студенты за пределами Тывы постоянно проводят конкурсы красоты и мужества «Тажы биле Даңгына» (с тувинского «Принц и Принцесса» ) — красочное мероприятие студенческой жизни, где могут участвовать студенты из представителей всех народов Республики Тыва.
Этнические группы и родственные народы
Родо-племенное деление
Тувинцы Республики Тува
Тувинцы делятся на западных (горно-степные районы западной, центральной и южной Тувы), говорящих на центральном и западном диалектах тувинского языка, и восточных, известных как тувинцы-тоджинцы (горно-таёжная часть северо-восточной и юго-восточной Тувы), говорящих на северо-восточном и юго-восточном диалектах (тоджинском языке). Тоджинцы составляют около 5 % тувинцев.
Тофалары
Проживающие на территории Тофаларии — Нижнеудинского района Иркутской области тофалары , являются осколком тувинского народа, который остался в составе Российской империи после вхождения основной части Тывы в состав Китайской империи в 1757 г. Они испытали значительное административное и культурное (речевое и на уровне быта) влияние со стороны русских, вследствие своей малочисленности и оторванности от основной массы тувинцев .
Сойоты
Близкими тувинцам являются сойоты , проживающие в Окинском районе Бурятии . Сейчас сойоты монголизированы, но принимаются меры по возрождению сойотского языка, близкого тувинскому .
Тувинцы в Монголии
Также тувинцами являются проживающие на территории Монголии урянхайцы-мончак и цаатаны . В своей общей массе, тувинцы в Монголии проживают в Баян-Улэгейском районе, Увс, Сэлэнгэ и Ховдинском.
Тувинцы-мончак
Тувинцы-мончак (урянхайцы-мончак) пришли в Монголию в середине 19 века из Тувы.
Цаатаны
Цаатаны проживают на северо-западе Монголии в Дархадской котловине. Преимущественно занимаются оленеводством . Живут в традиционных жилищах — урц ( чум ) — круглый год.
Тувинцы в Китае
В Алтайском округе Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР (граничит на западе с Казахстаном, на севере (на небольшом протяжении) с российской Республикой Алтай и на востоке с аймаком Баян-Улгий Монголии) проживают китайские тувинцы, переселившиеся сюда много лет назад по не установленным обстоятельствам. Сами себя они именуют кок-мончак или алтай-тыва, а свой язык — мончакским . Район расселения китайских тувинцев смежен с ареалом расселения монгольских урянхайцев в смежном монгольском аймаке Баян-Улгий. Утверждается, что китайские тувинцы смогли сохранить многие обычаи, которые у тувинцев из самой Тувы оказались утрачены . Большинство китайских тувинцев — буддисты . Занимаются скотоводством . Точные сведения об их численности отсутствуют, поскольку в официальных документах они числятся как монголы . Немногочисленные тувинские семьи встречаются и в городах Алтай, Бурчан, Хаба. У китайских тувинцев нет фамилий, а в личных документах отсутствует указание на родоплеменную принадлежность. Тувинцы в Синьцзяне носят имя (популярны монгольские, собственно тувинские и, реже, казахские имена), данное при рождении, и имя отца . Всего в Китае девять тувинских племён: хойук, иргит, чаг-тыва, ак-соян, кара-сал, кара-тош, кызыл-соян, танды и хойт . Дети тувинцев обучаются в монгольских, казахских и китайских школах . В монгольских школах обучают старомонгольской письменности . В таких школах работают учителя-тувинцы , но в некоторых селениях имеются только казахские школы . В проведении свадебного ритуала бытует заимствованный у казахов обычай выкупа (калым) невесты. При этом смешанных браков с казахами почти не встречается , в отличие от браков с монголами.
Этнические связи тувинцев с монголами
Как полагают исследователи, основными составляющими в этническом формировании тувинцев стали племена тюркского , монгольского и самодийского происхождения . В течение многих веков этнические группы предков современных тувинцев и монголов входили в тесно контактирующие либо одни и те же племенные и государственные образования тюрко-монгольских кочевников Центральной Азии . Особо тесные отношения между предками тувинцев и монголами сложились после включения племён тубас и тухас в состав Монгольской империи в 1207 году . Тувинские роды Монгуш и Кара-Монгуш, по мнению ряда исследователей, имеют монгольское происхождение, а сам этноним «Монгуш», согласно популярной версии, происходит непосредственно от этнонима «Монгол», который в древности имел форму монгус (mongγus) . В летописях Танской династии впервые встречается имя монголов; они называются здесь «монгу шивэй». В X и XI вв., по летописям Сунской династии , прозвание « шивэй » отпадает, и монголы именуются уже просто «мэнгу», «монгу», «монгус» и «монгули» . Согласно другой точке зрения, название «Монгуш» восходит к этнониму « Мангут » . В составе тувинцев также встречаются такие роды, как Меркит (Меркут, Мюркют), Мекрин , Мянгат , Тумат , Салчак ( Салджиут ) , Харанут , Цувдаг , Шарнут , Элджигин , Галжан, Моол и др.
Традиционно дубо (туба, туха), предки тувинцев, отождествляются с древними тюркскими племенами . При этом существует мнение, согласно которому дубо имели тесные этнические связи с монголами. Дубо представляли собой одно из основных поколений ойхоров , которые, в свою очередь, по мнению Н. Я. Бичурина , представляли собой древних монголов . Первоначальную монголоязычность дубо в своих трудах поддерживает А. С. Шабалов .
История
Древний период
Древнейшие предки тувинцев — тюркоязычные племена Центральной Азии , проникшие на территорию современной Тувы не позднее середины 1-го тысячелетия н. э. и смешавшиеся здесь с кетоязычными , самодийскоязычными и индоевропейскими племенами. Значительное сходство генетических признаков современных тувинцев и американских индейцев указывает на вполне вероятное участие древних дотюркских предков тувинцев в начальном этапе заселения Америки . Многие особенности традиционной культуры тувинцев восходят к эпохе ранних кочевников, когда на территории современной Тувы и сопредельных районов Саяно- Алтая обитали сакские племена ( VIII — III века до н. э. ). В это время на территории Тувы жили люди смешанного европеоидно-монголоидного типа с преобладанием европеоидных черт. От современных европеоидов они отличались значительно более широким лицом. Жившие в то время в Туве племена, имели заметное сходство в оружии, конском снаряжении и образцах искусства со скифами Причерноморья и племенами Казахстана , Саяно-Алтая и Монголии . Их влияние прослеживается в материальной культуре (в формах утвари, одежды и особенно в декоративно-прикладном искусстве). Они перешли к кочевому скотоводству , которое с тех пор стало основным видом хозяйственной деятельности населения Тувы и оставалось таковым вплоть до перехода на оседлость в 1945 — 1955 годы . В условиях экспансии хунну в конце I тыс. до н. э. в степные районы Тувы вторглись новые скотоводческие кочевые племена , в основной массе отличавшиеся от местного населения скифского времени, но близкие хунну Центральной Азии. Археологические данные убедительно показывают, что с этого времени меняется не только облик материальной культуры местных племён, но и их антропологический тип , который вплотную приближается к центрально-азиатскому типу большой монголоидной расы . Полное соотнесение их с этим типом у известных отечественных антропологов вызывает большое сомнение из-за заметной европеоидной примеси.
В конце I тыс. н. э. в горно-таёжную восточную часть Тувы — в Саяны (нынешний Тоджинский кожуун ), заселённые ранее самодийскими , кетоязычными и, возможно, тунгусскими племенами, проникли тюркоязычные племена туба (дубо в китайских источниках), родственные уйгурам . К XIX веку все нетюркские обитатели Восточной Тувы были полностью тюркизированы, а этноним туба ( тыва ) стал общим самоназванием всех тувинцев.
Средневековый период
В период существования Тюркского , Уйгурскогo и Кыргызскогo каганатов, охватывающих большой отрезок времени (с VI по XII век), племена теле сыграли ведущую роль в этногенетических процессах, определивших затем этнический состав и расселение племён Южной Сибири . На территории Тувы и в целом Саяно-Алтая обитало аборигенное, тюркское по происхождению, население, состоящее из племён теле, чики, азов, тубо, толанко, уйгуров, кыргызов и др. Несмотря на межплеменные раздоры, непрерывные войны, переселения, смешения, эти племена выжили, сохранили себя.
Современное название тувинского народа «тыва», «тыва кижи» упоминается в летописях Суйской (581—618) и Танской (618—907) династий Китая в форме дубо, тубо и тупо применительно к некоторым племенам, обитавшим в верховьях Енисея (История Тувы, 1964: 7). О ближайших исторических предках современных тувинцев «чиках и азах» — есть сведения в рунических памятниках древнетюркского рунического письма (VII—XII вв.). По антропологическому типу тувинцы относятся к монголоидному центральноазиатскому типу североазиатской расы. Восточные тувинцы — тоджинцы — представляют особый тип с примесью центральноазиатского компонента. Специалисты считают, что тувинский язык в качестве самостоятельного языка сформировался к началу Х в.
Следует заметить, что преобладание в антропологическом типе местных жителей монголоидных черт исследователи связывают именно с периодом вторжения в Туву III веке до н. э. хуннов , которые постепенно смешавшись с местным населением, повлияли не только на язык, но и внешний облик последних .
Главное влияние на этногенез тувинцев оказали тюркские племена, расселившиеся в тувинских степях. В середине VIII века тюркоязычные уйгуры , создавшие в Центральной Азии мощный племенной союз, Уйгурский каганат , сокрушили Тюркский каганат , завоевав его территории, включая Туву. Часть уйгурских племён, постепенно смешавшись с местными племенами, оказала решающее влияние на формирование их языка . Потомки уйгуров-завоевателей жили в западной Туве вплоть до XX века (возможно, к ним относятся некоторые родовые группы, ныне населяющие юго-восточную и северо-западную Туву). Енисейские кыргызы , населявшие Минусинскую котловину , в IX веке подчинили уйгуров . Позднее проникшие в Туву племена кыргызов полностью ассимилировались в среде местного населения.
В XIII — XIV веках в Туву переселилось несколько монгольских племён, постепенно ассимилированных местным населением. Под воздействием монгольских племён сложился характерный для современных тувинцев центрально-азиатский монголоидный расовый тип.
По мнению ученых-тувиноведов, в конце XIII—XIV веке этнический состав населения Тувы уже включал в основном те группы, которые приняли участие в формировании тувинского народа — потомков тюрков- тугю , уйгуров, кыргызов, монголов, а также самодийские и кетоязычные племена (Тюркские народы Восточной Сибири, 2008: 23) .
Название «Дубо» Л. П. Потапов сопоставляет с горно-таёжными племенами южносамодийского происхождения .
О принадлежности тубинцев в прошлом к самодийскоязычной группе народов свидетельствует сам этноним «туба». Георги , конечно, неправ, полагая, что тубинцы получили своё наименование от названия реки Тубы . Напротив, река эта получила название Тубы от русских именно потому, что по ней жили тубинцы. Известно, что раньше, в XVII веке, эта река именовалась Упсой. Этноним «туба» является не случайным, а, напротив, древним этническим термином, который впервые стал известен ещё по китайским летописным хроникам в форме «дубо» и в V веке в летописи Вэйской династии он встречается в качестве названия одного из поколений гаогюйцев-теле. В летописи Танской династии (618—907) это поколение Дубо отнесено к древним тюркам-тугю, причём к «лыжным тугю», к лесным обитателям, являвшимся восточными соседями хагясов китайских летописей, которых принято отождествлять с древними енисейскими киргизами . Приведём это место по уточнённому переводу: "Реки все текут на северо-восток. Пройдя это государство, соединяются, и на севере входят в море (то есть озеро Косогол , как и отмечает переводчик Иакинф ). На востоке достигают (говорится о путешественнике) трёх поколений цзюэ Мума ( мума значит буквально: деревянные лошади, то есть лыжи) или лыжных тупо; называются Дубо, Милегэ и Эчжн. Их старшины все являются Ся-цзинь (Гиегины в транскрипции Иакинфа). «Берёзовую корою покрываются дома. Много хороших лошадей. Обычно ездят на деревянных лошадях (мума), бегая по льду. Досками подпирают (подставляют) ноги; если на кривое дерево (палку) упереть подмышку, то внезапно с силою устремляются на 100 шагов». Летопись сохранила краткое, но выразительное описание быта Дубо: «Разделялось на три аймака, из коих каждый управлялся своим начальником. Они не знали годовых времён (не имели календаря): жили в шалашах из травы; ни скотоводства, ни землепашества не имели. У них много сараны : собирали её коренья и приготовляли из них кашу. Ловили рыбу, птиц, зверей и употребляли в пищу. Одевались в соболье и оленье платья, а бедные делали одежду из птичьих перьев. При свадьбах богатые давали лошадь, а бедные приносили оленьи кожи и саранные коренья» и т. д. Из этого описания видно, что этноним Дубо относился к таёжным охотничьим племенам, зависимым от тупо, бывшим у них на положении киштьшов. Быт древних Дубо до деталей сходен с бытом охотников-звероловов самодийскоязычных племён Саяно-Алтайского нагорья XVII—XIX веков, разводивших и верхового оленя . Именно у таких по образу хозяйства и жизни охотничьих племён горной тайги Саяно-Алтайского нагорья сохранился в качестве самоназвания этноним Дубо в форме «туба». Термином «туба» называют себя карагасы — охотники-оленеводы и потребители сараны, а также северо-восточные тувинцы, среди которых особенно тоджинцы являются охотниками-оленеводами и собирателями сараны и северные алтайцы — туба кижи или тубалар — охотники и звероловы.
Общий уровень культуры племён тюкю и наиболее развитых племен теле (уйгуры), этих ранних исторических предков тувинцев, был довольно высоким для тогo времени, о чём свидетельствует наличие у них рунической письменности и общего для всех тюркоязычных племён письменногo языка.
Культура и быт населения Тувы в рассматриваемый период имели общность форм с соседними племенами и народами. Многие их черты сохранились с того времени на протяжении нескольких веков вплоть до нынешнего времени, отражая генетическую связь и преемственность культуры и быта тувинцев с их далёкими историческими предками. Это, например, шаманство , календарь с 12-летним животным циклом , сохранившиеся доселе обычаи, а также целый ряд географических названий древнетюркскогo происхождения и т. д. Вряд ли приходится сомневаться в том, что древнетюркские черты культуры и быта современных тувинцев связаны с непрерывным участием их предков в этногенетических процессах в историческом взаимодействии племён, образовавших тувинскую народность.
В 1207 году монгольские войска под командованием Джучи (1228—1241), старшего сына Чингисхана, покорили лесные народы, жившие в Южной Сибири от Байкала до Хубсугула , от Убсу-Нура до Минусинской котловины . Это было множество племён, названия которых зафиксированы в « Сокровенном сказании монголов ». Тувиноведы, в частности Н. А. Сердобов и Б. И. Татаринцев, обратили внимание на встречающиеся в «Сокровенном сказании монголов» этнонимы «оорцог», «ойин» или «хойин» (« лесной »).
В этнонимах « ойин иргэн » ( лесные обитатели ), « ойин урянкат » ( лесные урянхаты ), пожалуй, можно видеть отражение взаимодействия различных племён, в результате чего образовалась тувинская народность. Потомки курыкан и дубо, проживавшие в Прибайкалье , под напором чингисхановских войск ушли на север, сложились в якутский народ , который называет себя «урянхай-саха», в то время как выделившийся со временем из лесных племён тувинский народ именовался вплоть до 1920-х годов урянхайцами, а тувинская земля — Урянхайским краем .
Проживавшие на востоке Тувы тумат-монголы (түмэд), чрезвычайно воинственное племя, первыми в 1217 году восстали против монголов, отчаянно дрались с большой армией, посланной Чингисханом. Во время одной из битв был убит опытный полководец Борагул-нойон. После расправы с восставшими в 1218 году монгольские сборщики дани потребовали для своих правителей туматских девушек, что глубоко оскорбило туматов. Вновь вспыхнуло восстание, которое было поддержано енисейскими кыргызами , отказавшимися дать монгольскому командованию войска. Для подавления восстания, охватившего почти всю территорию Тувы, Минусинской котловины и Алтая, Чингисханом была послана большая армия во главе с Джучи. Передовые части армии возглавлял многоопытный Буха-нойон. Войска Джучи, жестоко подавляя восставших, покорили кыргызов, ханьхасов, теляньу, родовые группы хойин-иргэн, лесные племена урасутов , теленгутов , куштеми , обитавших по лесам страны кыргызов, и кем-кемджиутов .
XVII—XVIII века
После упадка Найманского ханства некоторые найманы ушли на запад, в степи современного Казахстана, и тувинцы пришли в нынешнею Монголию. Распад Монгольской империи в начале XVII века привёл к образованию нескольких ханств. Земли к северу от Кобдо вплоть до Саян, а затем от Алтая на западе до Хубсугула на востоке принадлежали тувинским племенам, находившимся в составе западно-монгольского Ойратского ханства .
Тувинские племена, находившиеся под владычеством хотогойтских Алтан-ханов , кочевали не только на территории современной Тувы, но и южнее, вплоть до Кобдо, и восточнее — до озера Хубсугул.
После победы маньчжурских войск над джунгарами тувинские племена раздробились и вошли в состав различных государств. Основная часть их осталась в Джунгарии , неся воинскую повинность; например, в 1716 году тувинские войска в составе армии джунгаров участвовали в рейде в Тибет .
Пограничный режим в районе Тувы окончательно определился в результате разгрома и уничтожения Джунгарского ханства в 1755 — 1766 годах войсками Цинской империи , вследствие чего Тува подпала под власть китайского (маньжчурского) императора.
Маньчжурские власти ввели в Туве в 1760 году военно-административную систему управления, в которую включались хошуны (удельные княжества), сумоны и арбаны . Сумон и арбан состояли из аратских хозяйств, которые должны были содержать, соответственно, 150 и 10 конников в полной боевой экипировке. Арбаны объединялись в сумоны (роты), cумоны — в дзаланы (полки); хошун представлял собой дивизию или корпус.
При господстве монгольских ханов тувинские племена управлялись посредством степногo права, официальными сводами котоpoгo являлись «Их цаас» Чингисхана, «Монголо-ойратские законы» 1640 года и «Халха Джирум» (Закон Халхи) 1709 года. Маньчжуры, с учётом старомонгольских законов, ввели свод постановлений и законов, относящихся ко всем племенам, вошедшим в состав империи богдыхана, — «Уложение палаты внешних сношений», изданное в 1789 году , затем дополненное в 1817 году на маньчжурском, монгольском и китайском языках. Этот свод подтверждал наследственное право Beрховногo собственника, императора Цинской династии, на землю Тувы и подданство ему тувинцев, наделял ханов и нойонов Монголии и Тувы правом совладения Тувой.
XIX век
Пекинский договор 1860 года предоставил царской России право вести в Северо-Западной Монголии и Урянхяйском крае беспрепятственную беспошлинную торговлю и тем самым положил конец изоляции Тувы от остального мира. Торговцы получили право ездить в Китай, Монголию, и свободно продавать, покупать и обменивать там разного рода товары, для русских купцов открылся широкий доступ в Туву.
Русские купцы, начавшие свою деятельность в Туве с 1863 года, до конца XIX века безраздельно овладели местным рынком, где вели неэквивалентную натуральную, часто долговую торговлю с возрастающими процентами в зависимости от просрочки уплаты долгов за выданные в кредит товары. Скупщики открыто грабили весьма наивных в торговых делах тувинцев, часто прибегая при взыскании долгов к услугам тувинских чиновников, находившихся у них в долгу, спаиваемых и одариваемых ими же. По подсчетам В. И. Дулова, тувинцы ежегодно продавали 10—15 % своего скота.
Потянувшийся вслед за торговцами поток русских крестьянских переселенцев имел положительное значение в хозяйственном развитии края, существенно повлиял на развитие социальных отношений. Переселенцы на Бий-Хеме , Улуг-Хеме , Каа-Хеме , Хемчике и вдоль северного Танну-Ола построили более 20 посёлков, деревень и хуторов, освоили тысячи десятин поливных, богарных и иных земель, где выращивалось продовольственное и товарное зерно, велось доходное скотоводческое и мараловодческое хозяйство. Русские населённые пункты размещались там, где имелись тучные поливные и богарные земли, соседствующие с тайгой.
Поощряемая российскими властями политика создания переселенческогo фонда путём вытеснения тувинцев с их земель вызвала впоследствии острые противоречия между переселенцами и местным населением, отвечавшим на случаи обезземеливания их русскими властями массовой потравой хлебов и сенокосов, кражами и угонами скота. Попытки властей разобраться в причинах этих явлений и положить им конец ещё более разжигали вражду, так как при рассмотрении жалоб допускалось явное завышение в оценке потерь от потравы и угона, и столь же крупные обсчёты при взыскании стоимости причинённого ущерба в пользу пострадавших.
Китайские купцы, появившиеся в крае, затмили дурную славу русских торговцев и даже оттеснили их на задний план. Пользуясь правительственным покровительством, а также поддержкой иностранного капитала (английского, американскогo), китайские торговцы быстро овладели тувинским рынком, потеснив русскую торговлю. За короткое время посредством неслыханного надувательства, ростовщичества и внешнеэкономического принуждения они присвоили огромное количество скота и многих продуктов аратскогo хозяйства, способствовали массовому разорению аратов, деградации экономики Тувы, чем ускорили падение режима Цинов в крае.
В период китайского господства разрозненные, экономически и политически слабо связанные между собой родственно-язычные племена, ранее кочевавшие на пространствах от Алтая до Хубсугула, Минусинской котловины до Больших озёр и бассейна реки Ховда Северо-Западной Монголии, сосредоточились на современной территории Тувы, за исключением районов Больших озёр и Прихубсугулья, образовав тувинскую народность, имеющую самобытную культуру на основе единого тувинского языка .
Проникший в Туву в XIII—XIV веках тибетский буддизм при маньчжурах глубоко пустил свои корни в тувинскую почву, сросшись с тувинским шаманизмом, представляющим собой систему древних религиозных верований, в основе которой лежит вера в добрых и злых духов, окружающих человека, населяющих горы, долины леса и воды, небесную сферу и подземный мир, влияющий на жизнь и судьбу каждого человека. Пожалуй, как нигде, в Туве сложился своего рода симбиоз буддизма и шаманизма. Буддийская церковь не стала применять метод насильственного уничтожения шаманизма; наоборот, она, проявляя терпимость к древним верованиям и обрядам тувинцев, причислила к буддийским богам добрых и злых небесных божеств, хозяев-духов рек, гор и лесов. К новогоднему местному празднику «шагаа» буддийские ламы приурочила свой «праздник 16 чудес Будды», во время которого, как и прежде, совершались языческие обряды жертвоприношения. Моление духам-хранителям предшествовало молениям в честь высших буддийских божеств.
XX век
В конце XIX века Россия и её сосед Китай, представлявший собой полуколонию западных держав, были озабочены судьбами сопредельных территорий, приобретенных ими ещё в XVIII веке военным или мирным путём.
В начале XX века в российских деловых кругах был поставлен вопрос о принадлежности Урянхайского края, имеющего исключительно важное для России стратегическое значение. С 1903 по 1911 год обстоятельно изучали Урянхай и сопредельные территории военно-разведывательные и научные экспедиции, возглавляемые В. Поповым , Ю. Кушелевым, А. Барановым , В. Родевичем.
После Монгольской национальной революции 1911 года тувинское общество разделилось на три группы: некоторые поддержали независимость, другие предложили войти в состав Монголии, остальные — войти в состав России .
В январе 1912 года первым обратился к российскому императору с просьбой о покровительстве, затем к нему присоединились хемчикский камбы-лама Лобсан Чамзы , нойон Буян-Бадыргы , а затем и другие правители хошунов. Однако царские власти, боясь осложнения отношений с Китаем и европейскими партнёрами, промедлили с решением вопроса и только 17 апреля 1914 года объявили высочайшую волю царя — взять под своё покровительство Урянхайский край .
Отношения России, Монголии и Китая в связи с Урянхайским вопросом сплелись в новый узел противоречий, определявший положение Тувы в первой половине XX века .
14 августа 1921 года была провозглашена Народная Республика Танну-Тува . С 1926 года она стала называться Тувинской Народной Республикой. 13 октября 1944 года республика была присоединена к СССР и включена в РСФСР как автономная область , в 1961 году была преобразована в Тувинскую АССР, с 1991 — Республика Тува , с 1993 — Республика Тыва .
Уровень образования
Перепись 2010 года показала, что уровень образования российских тувинцев намного ниже, чем в целом у населения РФ. По переписи 2010 года среди тувинцев лишь 9,4 % имели высшее или послевузовское образование (8078 человек из 85816 лиц тувинской национальности в возрасте 15 лет и старше, указавших уровень образования) . При этом среди жителей России всех национальностей доля лиц с высшим образованием в 2010 году составила 23,4 % (среди лиц в возрасте 15 лет и старше, указавших уровень образования) .
Генетика
Исследование ДНК тувинцев выявило, что по Y-ДНК на первом месте у них находится Y-хромосомная гаплогруппа N(xN3)-M231 (21,4 %), на втором месте — Y-хромосомная гаплогруппа N1a1 (17,5 %). Y-хромосомные гаплогруппы P, Q, R* и R2 вместе составляют 18 % ( Y-хромосомная гаплогруппа Q1a3 — 14 % ), Y-хромосомная гаплогруппа C2-M217 (ISOGG) — 14,9 %, Y-хромосомная гаплогруппа R1a —12,7 %. По мтДНК доминирует митохондрильная гаплогруппа C (47,1 %), на втором месте находится митохондрильная гаплогруппа D (15,5 %), на третьем месте находится митохондрильная гаплогруппа G (7,9 %) . В роду монгуш у 39 % выявлена Y-хромосомная гаплогруппа N (у 16 % ветвь N1a2). Y-хромосомные гаплогрупп R1a-Z93, C2 и Q встречаются частотой 19 %. У рода ооржак с частотой 30 % встречается Y-хромосомная гаплогруппа N3a, с частотами 15 % встречаются Y-хромосомные гаплогруппы N1a2, N3a5, R1a-Z93. Y-хромосомная гаплогруппа C2 встречается у 11 % . Y-хромосомная гаплогруппа N1a2-F1008/L666 у тувинцев составляет около 20 % (у западных тувинцев — 34 %, у юго-восточных тувинцев — 9 %) .
Распределение Y-хромосомных гаплогрупп у тувинцев
Гаплогруппа | Частота встречаемости % (N) | ||||||
«Запад (N= 169)» | «Центр (N= 179)» | «Восток (N= 71)» | «Всего (N= 419)» | «Северо-восток (N= 23)» | «Юго-восток (N= 48)» | «Юг (N = 27)» | |
С3* (хМ48, М77, М86) | 3.6(6) | 7.3 (13) | 5.6(4) | 5.48 (23) | 4.3(1) | 6.3(3) | 3.6(1) |
С3с (М48, М77, М86) | 8.9 (15) | 11.2 (20) | 4.2(3) | 8.7 (38) | 4.3(1) | 4.2 (2) | 14.3 (4) |
С3d (М407) | 2.2 (4) | 5.6(4) | 1.9 (8) | 8.4 (4) | 3.6(1) | ||
D (М15) | 0.6(1) | 0.2 (1) | 3.6(1) | ||||
Е (М1) | 0.6(1) | 1.4 (1) | 0.5 (2) | 2.1 (1) | |||
I1 (М253) | 1.8(3) | 0.6(1) | 0.9 (4) | ||||
I2a1 (Р37) | 0.6(1) | 0.2 (1) | |||||
J * (хМ172, М287) | 0.6(1) | 0.2 (1) | |||||
J2a1b1 (М92) | 0.6(1) | 0.2 (1) | |||||
32* (хМ47, М67) | 0.6(1) | 0.2 (1) | |||||
N * (М231, хР43, М46, М178) | 1.2 (2) | 1.7(3) | 1.4 (1) | 1.4(6) | 2.1 (1) | ||
N1b (Р43) | 24.9 (42) | 27.9 (50) | 18.3 (13) | 24.3 (105) | 13.0 (3) | 20.8 (10) | 39.3 (10) |
N1c1 (М178) | 28.4 (48) | 12.8 (23) | 8.5(6) | 18.9 (77) | 17.4 (4) | 4.2 (2) | 7.1 (2) |
О* (хМ122, Р31) | 0.6(1) | 4.2(3) | 0.9 (4) | 6.3(3) | |||
O2 (Р31) | 0.6(1) | 0.2 (1) | 3.6(1) | ||||
ОЗа* (М122, хМ134) | 4.7 (8) | 1.7(3) | 2.8 (2) | 3.1 (13) | 4.2 (2) | 7.1 (2) | |
О3а3с1 (М117) | 3.0(5) | 2.2 (4) | 2.1(9) | 3.6(1) | |||
О3а3с* (М134, хМ117) | 1.2 (2) | 1.4 (1) | 0.7(3) | 4.3(1) | |||
Qа3 (М346) | 11.8 (20) | 9.4 (17) | 25.6 (18) | 13.9 (55) | 30.4 (7) | 22.9 (11) | |
R1b * (М269, хМ73) | 0.6(1) | 1.4 (1) | 0.5 (2) | 4.2 (1) | |||
R1a1a (М17) | 8.3 (15) | 13.9 (25) | 18.3 (13) | 12.3 (53) | 26.1 (6) | 14.6 (7) | 10.7 (3) |
R1b1b1 (М73) | 1.2 (2) | 4.4 (8) | 1.4 (1) | 2.8 (11) | 4.2 (1) | 3.6(1) | |
Н НG | 0.8276 ± 0.0157 | 0.8601 ± 0.0140 | 0.8620 ± 0.0212 | 0.8579 ± 0.0080 | 0.8221 ± 0.0447 | 0.8794 ± 0.0247 | 0.8405 ± 0.0576 |
Материальная культура
Национальная кухня
Как и у многих народов, занимавшихся кочевым скотоводством, основу питания составляют блюда из мяса и молока. Деликатесными считаются блюда из субпродуктов баранины, самое известное блюдо — кровяная колбаса «Изиг-хан» (в переводе с тувинского — «горячая кровь»).
Также, среди национальных блюд тувинцев можно выделить: боорзак (мучной продукт в виде шарика), далган (в переводе «мука», лепёшка), тараа (крупа).
Национальный музей Республики Тыва имени Алдан-Маадыр
Основная статья: Национальный музей Республики Тыва .
См. также
- Тувинская котловина
- Тувинцы-тоджинцы
- Тувинский музыкально-драматический театр им. В. Кок-оола
- Тубалары
- Туба (приток Енисея)
- Тубаларский язык
- Тофалары
- Тофаларский язык
- Тобо Хан
- Тёёлёс
Примечания
- . Дата обращения: 6 января 2023. 30 декабря 2022 года.
- . Дата обращения: 31 января 2012. 1 февраля 2012 года.
- . Дата обращения: 31 января 2012. 23 декабря 2021 года.
- ↑ . Дата обращения: 26 октября 2013. 24 июля 2013 года.
- . Үндэсний Статистикийн Хороо . Дата обращения: 9 января 2022. 9 января 2022 года.
- . Дата обращения: 31 июля 2021. 31 июля 2021 года.
- Дата обращения: 25 августа 2021. 19 июля 2021 года.
- . Дата обращения: 3 февраля 2023. 3 февраля 2023 года.
- от 10 июня 2017 на Wayback Machine Православие и мир
- от 28 ноября 2020 на Wayback Machine // Новые исследования Тувы. 2012, № 3.
- Народы России: энциклопедия / Гл.ред. В. А. Тишков - М. Большая Российская энциклопедия, 1994 ISBN 5-85270-082-7 Статья "Тувинцы" стр.337-342
- Устар. назв. тувинцев, населявших Туву , в отличие от тувинцев, живших за её пределами.
- ↑ . Дата обращения: 3 февраля 2015. 3 февраля 2015 года.
- . Дата обращения: 12 июля 2015. Архивировано из 13 июля 2015 года.
- ↑ Н. А. Аристов Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности. 1896
- Григорий Николаевич Потанин «Очерки Северо-Западной Монголии» 1883
- . Дата обращения: 8 февраля 2012. 17 ноября 2019 года.
- . Дата обращения: 8 февраля 2012. 1 июня 2012 года.
- (недоступная ссылка)
- . 16 марта 2010 года.
- . 3 декабря 2009 года.
- . 24 марта 2010 года.
- . 16 марта 2010 года.
- . Дата обращения: 14 января 2015. 22 июня 2011 года.
- . Дата обращения: 14 января 2015. 6 октября 2015 года.
- . www.pprt17.ru. Дата обращения: 14 августа 2016. Архивировано из 20 августа 2016 года.
- ↑ . Дата обращения: 18 февраля 2013. Архивировано из 25 мая 2014 года.
- ↑ . Дата обращения: 23 июля 2014. 18 июля 2014 года.
- Анайбан З. В., Маннай-оол М. Х. // Новые исследования Тувы. — 2013. — № 3 . — С. 19—37 . 2 сентября 2019 года.
- Хертек Любовь Кенденовна. // Новые исследования Тувы. — 2016. — № 3 (31) . 15 декабря 2019 года.
- от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С. А. Козина.
- История Тувы. Тува в эпоху империи Чингисхана и его преемников / Под общей редакцией С. И. Вайнштейна и М. Х. Маннай-оола. — Издание второе, переработанное и дополненное. — Новосибирск: Наука, 2001. — С. 154—173.
- Ушницкий В. В. // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. — 2020. — Т. 19 , № 5 . — С. 146—155 . — ISSN .
- // Википедия. — 2023-10-11.
- Кызласов Л. Р. История Тувы в средние века. — Москва: Издательство Московского университета, 1969. — С. 168. — 212 с.
- Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — С. 112. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1 .
- Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — С. 170. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1 .
- Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — С. 202. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1 .
- Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — С. 247. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1 .
- Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — С. 256. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1 .
- Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — С. 263. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1 .
- Нанзатов Б. З. // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Геоархеология. Этнология. Антропология. — 2013. — № 2 . — С. 138—151 . 27 марта 2019 года.
- Маркус С. В. . — Академический проект, 2006. — С. 6, 670. — 830 с. — ISBN 978-5-902358-93-0 . 3 июня 2020 года.
- Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. — Москва-Ленинград: Академия наук СССР, 1950. — С. 238.
- Ларичев В. Е., Пиков Г. Г. . www.vostlit.info. Дата обращения: 16 октября 2019. 4 сентября 2019 года.
- Бичурин Н. Я. . www.vostlit.info. Дата обращения: 16 октября 2019. 18 октября 2019 года.
- Шабалов А. С. Происхождение уйгуров, ойратов (калмыков) и других телэских племен XVIII в. до н. э. — XIV в. н. э. — Иркутск: Издательство Иркутского государственного технического университета, 2014. — С. 83—152. — 248 с.
- . Дата обращения: 8 февраля 2012. 7 января 2012 года.
- . Дата обращения: 4 февраля 2015. 4 февраля 2015 года.
- Л.Жамсран. 1995
- от 26 декабря 2021 на Wayback Machine / А. П. Суходолов , Ю. В. Кузьмин; под науч. ред. проф. М. П. Рачкова. — Иркутск : Изд-во Байкал. ун-та, 2016. — С. 161—201. ISBN 978-5-7253-2905-6
- от 30 марта 2016 на Wayback Machine С. 926
- от 13 декабря 2016 на Wayback Machine С. 6
- . Дата обращения: 23 сентября 2018. 9 сентября 2016 года.
- Kristiina Tambets et al от 27 октября 2021 на Wayback Machine , 2018
- Харьков В. Н. от 23 сентября 2018 на Wayback Machine // Генетика, 2013, том 49, № 12, с. 1416—1425
- . Дата обращения: 14 октября 2018. 15 августа 2020 года.
- Агджоян А. Т., Дамба Л. Д., Запорожченко В. В., Балановский О. П. от 26 декабря 2021 на Wayback Machine // Вестник Московского университета. Серия XXIII. Антропология. 2021. № 2. С. 75—90. DOI: 10.32521/2074-8132.2021.2.075-086
- . Дата обращения: 27 ноября 2018. 21 января 2022 года.
Литература
- Найдын Сарыглар. Тувинцы // Народы России. Атлас культур и религий. — М. : , 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8 .
- Тувинцы // Сибирь. Атлас Азиатской России. — М. : Топ-книга, Феория, , 2007. — 664 с. — ISBN 5-287-00413-3 .
- // / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей ; гл. ред. ; редкол.: В. П. Кривоногов , Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-98624-092-3 . от 29 ноября 2014 на Wayback Machine
- / Отв. ред. тома В. М. Гацак . — Новосибирск: Наука, 1994. — 460 с. — ( Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока ; Т. 8).
Ссылки
- 2021-07-29
- 1