Interested Article - Бежтинцы

Бежтинцы ( капучинцы , самоназвание бежкьас — по главному селению Бежта — от бежкьа — «на загоне») — этническая группа аварцев . Один из коренных народов Дагестана . Помимо Дагестана, также компактно проживают в Грузии .

Расселение

Численность в России Дагестане ) — 6184 чел. (по переписи 2002 года ) или около 8280 человек по оценке на 2009 год )

Этническая территория бежтинцев находится в западном высокогорном Дагестане ( Бежтинский участок ), поселения их расположены по левым притокам реки Аварское Койсу , в отрогах Большого Кавказа и Богосского хребтов. На юго-западе они соседствуют с дидойцами (цезами) , гунзибцами и гинухцами , на юге — с дидойцами (цезами) , на востоке — с аварцами .

Основные бежтинские сёла: Бежта , Хашархота , Тлядал и окружающие их хутора. Часть бежтинцев с XVI—XVII вв. проживает в Грузии (в селе Чантлискуре в соседнем пограничном Кварельском районе — до 850 человек, оценка 2009 г.) ;также бежтинцы компактно проживают в Азербайджане в двух кварталах селения Кабахчоли(Белоканский район) в советский период другая часть переселилась на Кумыкскую равнину — в Бабаюртовский (селения Качалай , Караузек , 40 лет Октября , Ахайотар , и Каратюбе ) и Кизлярский (селения Заречное , Рыбалко , Вперёд ) районы Дагестана . Незначительная часть проживает среди других аваро-андо-цезов, а также в городах республики.

Бежтинцы относятся к кавкасионскому типу балкано-кавказской расы большой европеоидной расы . Говорят на бежтинском языке , который относится к цезской подгруппе аваро-андо-цезской группы нахско-дагестанской ветви северокавказской семьи языков .

Генетика

По мужской линии у бежтинцев встречаются следующие гаплогруппы .

  1. J1 -97,70 %
  2. J2 -1,15 %
  3. R1b -1,15 %

История

Как этнос бежтинцы представляют собой народность, процесс консолидации которой с аварцами ещё не завершился. С соседними народами отношения исторически мирные, деловые, добрососедские; столкновений на этнической почве не было.

О происхождении бежтинцев, как и других дагестанских народов , говорить весьма затруднительно. Известно, что издревле они входили в конфедерацию Дидо. Основой для образования горских племён Дагестана, в том числе и конфедерации племен Дидо, в I тыс. до н. э. послужили субобщности, на которые, начиная с III тыс. до н. э., стала распадаться восточно-кавказская этнокультурная общность. Позднее, уже в средние века, бежтинцы выделились из конфедерации Дидо как самостоятельный этнос. Письменные источники и археологический материал соседних микрорегионов позволяют полагать, что во 2-й пол. I тыс. до н. э. бежтинцы вместе с другими племенами переместились на современную территорию из Закавказья.

Первые свидетельства о племенах на северных склонах Большого Кавказа (в том числе и о капучинцах) относятся к первым векам н. э. Племена андо-цезов были известны античным авторам под общим названием «дидуры» (от груз. «большой», «огромный» — Страбон, Клавдий Птолемей, Плиний Старший и др.). Дальнейшее их пребывание на тех же территориях засвидетельствовано средневековыми армянскими, арабскими, грузинскими и др. авторами.

В XV XVI вв., в силу совокупности внутренних и внешних социальных и военно-политических причин, этнополитическое объединение Дидо распадается. Результатом этого было образование на территории Западного Дагестана самостоятельных союзов сельских общин и их федераций. Одним из самых сильных в военно-политическом отношении союзов здесь в XVI — нач. XVII вв. стал союз Анцухо-Капуча, в состав которого наряду с анцухцами и гунзибцами входили и бежтинцы. В сер. XVIII в. этот союз распался на отдельные военно-политические единицы Анцух и Капуча.

В начальный период движения горцев северо-восточного Кавказа за независимость народы северо-западного Дагестана в этой борьбе участия не принимали. Однако жестокая политика царизма по отношению к горцам, их торгово-экономическая блокада привели к тому, что нейтральная часть горцев, в том числе и капучинцы, с 1840-х гг. активно втянулись в войну на стороне Шамиля .

После окончания Кавказской войны бежтинцы, как и другие дагестанцы , вошли в состав Российского государства с административным статусом Дагестанской области . С 1861 года они вошли в Гунибского округа , в советское время вместе с дидойцами (цезами) , гунзибцами и гинухцами — в состав Цунтинского района Дагестанской АССР РСФСР , а с 1993 года образовали Бежтинский участок Цунтинского района Республики Дагестан .

Подавляющее большинство бежтинцев исповедуют ислам суннитского толка . Хотя их этническая территория находилась в непосредственном соседстве с Грузией и представляла собой поле широкой деятельности христиан-миссионеров, христианство здесь заметного следа не оставило, как это было к примеру, в Центральной Аварии, тем не менее элементы поклонения кресту в религиозных представлениях бежтинцев сохранялись вплоть до принятия ислама , хотя в своей основе эти представления носили характер язычества. Сведений о распространении здесь ислама непосредственно арабами не сохранилось. Со временем, однако, здесь появились свои учёные-арабисты, богословы, знатоки Корана и мусульманского права. Созданная на основе арабской графики аджамская письменность позволила бежтинцам писать и читать на родном и аварском языках .

В наши дни подавляющее большинство местного населения считает себя мусульманами . Значительная часть населения определяет свою причастность к исламу тем, что придерживается мусульманских бытовых правил и обычаев, ориентаций и критериев. У различных слоёв населения знание основ мусульманской религии существенно разнится. Но тенденция углублённого следования духу и букве исламского вероучения, соблюдения всех «столпов ислама», начиная с конца 1980-х — начала 1990-х гг. заметно возрастает.

Примечания

  1. . Дата обращения: 5 января 2023. 30 декабря 2022 года.
  2. . Дата обращения: 24 декабря 2009. Архивировано из 2 февраля 2008 года.
  3. . Дата обращения: 21 октября 2011. 30 мая 2012 года.
  4. . Дата обращения: 21 октября 2011. 24 мая 2012 года.
  5. М. М. Ихилов. от 18 мая 2022 на Wayback Machine / Дагестанский филиал АН СССР, Институт истории, языка и литературы им Г. Цадасы. — Мх., 1967. — С. 330.
  6. Северный Кавказ. Академия Наук СССР. Институт географии. 1957, — С. 507.
  7. . « Демоскоп ». Дата обращения: 5 декабря 2015. 17 ноября 2019 года.
  8. . Дата обращения: 11 октября 2017. 21 октября 2017 года.
  9. . Дата обращения: 11 октября 2017. 11 октября 2017 года.
  10. . Дата обращения: 11 октября 2017. 11 октября 2017 года.
  11. . Дата обращения: 11 октября 2017. 27 марта 2016 года.
  12. . Дата обращения: 11 октября 2017. 11 октября 2017 года.
  13. . bigenc.ru . Дата обращения: 11 января 2023. 23 января 2023 года.
  14. . Дата обращения: 8 августа 2019. 8 августа 2019 года.

Литература

  • Лугуев С. А., Магомедов Д. М. Бежтинцы (капучинцы, хьванал). Ист.-этнограф. исслед. XIX — нач. XX вв. Махачкала, 1994;
  • Лугуев С. А., Магомедов Д. М. Бежтинцы // Народы России. Энциклопедия. М., 1994. С. 108—110.
Источник —

Same as Бежтинцы