Interested Article - Шугнанцы

Шугна́нцы (самоназвание: шугн. хуг̌нӣ , хуг̌ну̊нӣ ) — один из памирских народов . Расселены в исторической области Шугнан , разделённой между Горно-Бадахшанской автономной областью Таджикистана и провинцией Бадахшан Афганистана . Шугнанский язык относится к восточной ветви иранской группы индоевропейской языковой семьи .

История

Предыстория Шугнана

Территория Памира была заселена людьми с глубокой древности. В отличие от Западного Памира, следы деятельности первых людей пока обнаружены на Восточном Памире. Несмотря на это, по предположению ряда специалистов, первые люди в каменном веке наряду с Восточным, также осваивали Западный Памир. Освоение как Западного и Восточного Памира происходило и в бронзовом веке, но эта эпоха здесь представлена очень скупо . К концу бронзовой эпохи Памир заселяют сначала протоиндийские племена, а затем древние иранцы . Языки и верования пришлых элементов наложились на местные субстратные неиндоевропейские языки, в результате чего на Памире образовалась восточно-иранская группа языков . В VII—II вв. до н. э. Памир населяли саки . Востоковед Генри Юль связывал топоним Шугнан со словом Sacae , то есть с саками .

По письменным источникам VII—VIII вв. н. э. Шугнан встречается под наименованиями «Шицзин», «Шицини», «Шэни», «Шини» и «Шекини». В хронике « Тан-шу », куда вошли записки китайского монаха-паломника Сюань-цзана о Шугнане, говорится, что «население грубое, но храброе; оно совершает убийства с полным хладнокровием и занимается кражами и грабежами. Не имеет понятия об обязанностях, предписываемых правилами обрядов, и не умеет различать добро от зла. Оно не ведает о предстоящем счастии и несчастии и страшится только бедствий в сей бренной жизни. Наружности пошлой и подлой; одежды из шкур и шерсти» . Хроника также сообщает, что местопребыванием владетеля вначале был город Кулахан, после чего он жил по разным горным долинам. В больших долинах находятся пять старейшин, которые сами управляют своими землями, именуемые пяти Шини. Что касается четырёх долин по реке Боми , то они не слушают приказаний владетеля. «живут в пещерах...» . В записках Хой Чао имеются сведения о девяти владетелей в горах Шугнана (Шини), каждый из которых имел своё войско. Из них всех только один подчинялся Вахану, в кто время как остальные пользовались самостоятельностью. Но судя по запискам Хой Чао, незадолго до его прибывания в Вахане, двое обитавших в пещерах владетеля признали власть Китая .

В середине VIII века, согласно китайским авторам, в Шугнане был собственный царь . Известно, что Шугнан был втянут в китайско-тибетскую борьбу, а его правитель погиб в бою с тибетцами . В последние десятилетия VIII века, по сообщению историка и географа IX века аль-Йакуби , Шугнан был завоёван арабами . В IX веке Шугнан находился в зависимости от Тахиридов . В XI—XII вв. Шугнан входил в состав Государства Газневидов , затем Гуридов . Исследователь Тохир Каландаров полагает, что к X—XII вв. окончательно складывается ядро шугнанской народности, в среде местного населения и у соседей укоренился топоним «Шугнан», от которого пошёл этноним «шугнанцы» .

Новое время

Современность

Расселение

Шугнанцы живут в исторической области Шугнан , разделённой между Горно-Бадахшанской автономной областью Таджикистана и провинцией Бадахшан Афганистана .

На территории Таджикистана шугнанцы компактно проживают в Шугнанском и Рошткалинском районах ГБАО , а также в городе Хорог , административном центре. Согласно переписи 1989 г., в Таджикистане на тот момент проживало 64,8 тысяч шугнанцев . Сегодня их численность достигает 90—115 тысяч .

Локальной (субэтнической) группой шугнанцев являются баджувцы (баджуйцы) .

В Афганистане шугнанцы занимают противоположный от Хорога , левый берег реки Пяндж : районы Шигнан ( не путать с Шугнанским районом в ГБАО Таджикистана ) и Ишкашим ( не путать с Ишкашимским районом в ГБАО Таджикистана ) в составе афганской провинции Бадахшан .

Язык

Шугнанский язык относится к севернопамирской (шугнано-рушанской) подгруппе восточной ветви иранской группы индоевропейской языковой семьи . Имеет баджувский и шахдаринский диалекты.

Религиозные верования

Большинство шугнанцев — мусульмане - шииты ( исмаилиты ). Согласно легенде, исмаилистский ислам в Бадахшан принёс религиозный деятель Насир Хосров около 1000 г. н. э. .

Примечания

  1. , с. 29.
  2. , с. 32.
  3. , с. 33.
  4. , с. 37—38.
  5. , с. 40.
  6. , с. 42.
  7. , с. 43.
  8. , с. 48.
  9. . Дата обращения: 30 января 2010. 7 августа 2011 года.
  10. (недоступная ссылка)
  11. , с. 174.
  12. Katja Mueller. (англ.) // University of North Dakota. — 2015. 2 апреля 2021 года.

Источники

  • История Шугнана (Тарих-и Шугнан) / пер. А. А. Семенова . — Ташкент, 1916 г.
  • Калландаров Т. Магия в семейно-бытовой обрядности шугнанцев, 2001. Этнографическое обозрение, № 1.
  • Каландаров Т. С. Шугнанцы (историко-этнографическое исследование). — М. : Изд-во Ленинградского университета, 2004.
  • Под ред. Д. А. Ольдерогге. . — Академия наук СССР . — М. : Наука, 1975. — Т. XVI. Памир. — 317 с.
Источник —

Same as Шугнанцы