Сказка
- 1 year ago
- 0
- 0
Турецкий фольклор , его сказки, анекдоты, легенды, музыка и др. богат и разнообразен.
До провозглашения турецкой республики научные работы в области фольклора велись одиночными исследователями. В 1927 году в Анкаре было создано «Анатолийское фольклорное информационное общество», переименованное позже в «Турецкое информационное общество», которое было первой организацией изучающей турецкий фольклор. В 1964 году был создан «Научно — исследовательский институт фольклора», в 1966 году — «Турецкое фольклорное общество».
В настоящее время в университете Анкары работают: факультет языка, истории и географии, факультет этнологии и антропологии. Фольклор изучается в фольклорном клубе Босфорского университета, в Ближневосточном техническом университете и др. Но до недавнего времени собранный фольклорный материал не подвергался научной систематизации.
К литературным произведениям турецкого фольклора принадлежат доисламские мифы о сотворении мира и происхождении человека. Первые произведения турецкого фольклора создавались на нескольких языках: арабском — при написании религиозных и научных текстов, фарси — для придворной поэзии, турецком — в устном народном творчестве.
Турецкий эпос «Огуз-наме» в значительное мере вобрал в себя эти произведения. К послеисламскому эпосу относятся произведения «Китаби деде Коркуд», цикл дастанов о Кёроглы, произведения лубочной литературы, волшебные, бытовые, шуточные сказки, басни о животных, анекдоты (включая анекдоты о Ходже Насреддине), пословицы, поговорки, загадки и др.
Турецкий музыкальный фольклор включает в себя вокальную, инструментальную и песенно-танцевальную музыку .
В турецкой народной выделяются две характерные группы — кырк хава (короткая мелодия) и узун хава (длинная мелодия). Для кырк хава свойственны мелодии небольшого диапазона в равномерном ритме, для узун хава — ритмически свободные мелодии широкого диапазона. Популярен жанр народных песен Тюркю́, не имеющий характерной формы исполнения, каждая отдельная песня жанра является самостоятельным произведением со своей мелодией.
Народные танцы в Турции исполняются отдельно как группами мужчин, так и группами женщин, или совместно — мужчинами и женщинами. Ислам запрещает мужчинам и женщинам танцевать вместе, но многие национальные танцы Турции танцуются совместно, не меняя исконных традиций.
Народные танцы исполняются под народную музыку. Большинство танцев исполняются под барабан — традиционный музыкальный инструмент, часто исполнение танцев сопровождается инструментами зурна (дудочка), саз (турецкая лютня), кеменч (маленькая скрипка), теф (тамбурин), кларнет , тулум (турецкая волынка), аккордеон .
Наиболее популярной фигурой в турецком фольклоре является Ходжа Насреддин (по-турецки «Учитель Насреддин»), который является центральным персонажем тысяч анекдотов. Он выглядит как человек, который, несмотря кажущуюся глуповатость тем, кому приходится иметь с ним дело, на самом деле несет в себе особую мудрость.
Популярными персонажами турецкого фольклора являются персонажи турецкого теневого театра и театра кукол в Турции Хадживат и Карагёз . В жизни существовали реальные лица, с которых был скопирован образ этих персонажей. Они работали на Османа I —основателя Османской династии при строительстве его дворца в Бурсе в начале 14 века нашей эры. Они, якобы, провели на работе большую часть времени, развлекая других работников. Персонажи являются воплощением турецкого народного юмора и природной смекалки.
Турецкая фольклорная музыка исполняется музыкальными коллективами, включая ансамбли при турецких университетах: