Трифункциональная гипотеза
- 1 year ago
- 0
- 0
Курганная гипотеза («степная гипотеза», «восточноевропейская гипотеза») — гипотеза, согласно которой прародиной носителей праиндоевропейского языка являются причерноморские степи .
В основе курганной гипотезы лежат взгляды, высказанные ещё в конце XIX века европейскими исследователями Виктором Геном и Отто Шрадером .
В современном виде она была предложена литовской учёной Марией Гимбутас в 1956 году с целью объединения данных археологии и лингвистики о местонахождении прародины носителей праиндоевропейского языка.
Те учёные, которые следуют гипотезе Гимбутас, отождествляют курганы и ямную культуру с культурой предков индоевропейских народов, обитавших в причерноморских степях и юго-восточной Европе с V по III тысячелетие до н. э.
Гипотеза является наиболее популярной в отношении происхождения праиндоевропейского языка .
Гипотеза оказала значительное влияние на изучение индоевропейских народов .
Курганная гипотеза прародины праиндоевропейцев подразумевает постепенное распространение « курганной культуры », охватившей в конце концов все причерноморские степи . Последующая экспансия за пределы степной зоны привела к появлению смешанных культур, таких, как культура шаровидных амфор на западе, кочевых индо-иранских культур на востоке и переселению на Балканы примерно в 2500 году до н. э. [ источник не указан 3771 день ]
Одомашнивание лошади и позднее использование колесниц сделало курганную культуру мобильной и расширило её на весь регион «ямной культуры». В курганной гипотезе считается, что все причерноморские степи были прародиной праиндоевропейцев и по всему региону говорили на поздних диалектах праиндоевропейского языка. Область на Волге , помеченная на карте как Urheimat (с нем. «прародина») , обозначает местоположение самых ранних следов коневодства ( Самарская культура , но см. среднестоговская культура ), и, возможно, относится к ядру ранних праиндоевропейцев или пра-праиндоевропейцев в V тысячелетии до н. э.
Исходное предположение Гимбутас идентифицирует четыре этапа развития курганной культуры и три волны распространения.
Фредерик Кортландт предложил пересмотр курганной гипотезы . Он выдвинул главное возражение, которое может быть поднято против схемы Гимбутас (например, 1985: 198), а именно то, что она исходит из археологических данных и не ищет лингвистических интерпретаций. Исходя из лингвистических данных и пытаясь сложить их кусочки в общее целое, он получил следующую картину: индоевропейцы, оставшиеся после миграций на запад, восток и юг (как это описано у Дж. Мэллори ) стали предками балто-славян, в то время как носителей других сатемизированных языков можно отождествить с ямной культурой , а западных индо-европейцев с культурой шнуровой керамики . Современные генетические исследования противоречат данному построению Кортланда, поскольку именно представители группы сатем являются потомками культуры шнуровой керамики . Возвращаясь к балтам и славянам, их предки могут быть отождествлены со среднеднепровской культурой . Тогда, следуя Мэллори (pp197f) и подразумевая родину этой культуры на юге ямной, т.е. в Среднем Стоге , и поздней трипольской культуры , он предположил соответствие этих событий с развитием языка группы сатем , который вторгся в сферу влияния западных индоевропейцев.
Согласно мнению Фредерика Кортландта, существует общая тенденция датировать праязыки ранее по времени, чем это подтверждается лингвистическими данными. Однако если индо-хетты и индоевропейцы могут быть соотнесены с началом и концом культуры Среднего Стога , то, возражает он, лингвистические данные по всей индоевропейской языковой семье не выводят нас за пределы вторичной прародины (по Гимбутас), и такие культуры, как хвалынская на средней Волге и майкопская на Северном Кавказе не могут быть отождествлены с индоевропейцами. Любое предположение, идущее за пределы культуры Среднего Стога должно начинаться с возможного сходства индоевропейской семьи языков с другими языковыми семьями. Учитывая типологическое сходство праиндоевропейского языка с северо-западными кавказскими языками и подразумевая, что это сходство может быть обусловлено местными факторами, Фредерик Кортландт считает индоевропейскую семью ветвью урало-алтайской, трансформированной влиянием кавказского субстрата. Такой взгляд согласуется с археологическими данными и располагает ранних предков носителей праиндоевропейского языка севернее Каспийского моря в седьмом тысячелетии до н. э. (cf. Mallory 1989: 192f.), что не противоречит теории Гимбутас.
Гаплогруппа R1a1 найдена в центральной и западной Азии , в Индии и в славянских, балтских и эстонских популяциях Восточной Европы, но практически не присутствует в большинстве стран Западной Европы (см. ). Однако 23,6 % норвежцев, 18,4 % шведов, 16,5 % датчан, 11 % саамов имеют этот генетический маркер .
Генетические исследования 26 останков представителей курганной культуры Южной Сибири выявили, что они имеют гаплогруппу R1a1-M17, а также имели светлую кожу и цвет глаз .
В марте 2015 года в журнале Nature была опубликована статья Вольфганга Хаака, Дэвида Рейха и еще 37 авторов под названием «Massive migration from the steppe was a source for Indo-European languages in Europe» («Массивная миграция из степи была источником индоевропейских языков в Европе»).Так, авторы выявили, что в захоронениях ямной культуры в приволжских степях оказалась исключительно гаплогруппа R1b , и зная, что в современной Европе тоже преобладает гаплогруппа R1b, они сделали вывод, что представители ямной культуры «массивной миграцией» прибыли на запад, в Европу, принесли туда свою гаплогруппу R1b и с ними индоевропейские языки .
Согласно этой гипотезе реконструированные лингвистические данные подтверждают, что индоевропейцы были наездниками, использовавшими колющее оружие, могли без труда пересекать большие пространства и делали это в Центральной Европе в пятом-четвёртом тысячелетии до н. э. На технологически-культурном уровне курганные народы находились на уровне пастушества. Рассмотрев это уравнение, Ренфрю установил, что оснащённые воины появились в Европе только на рубеже второго-первого тысячелетий до н. э., что не могло произойти в случае, если курганная гипотеза верна и индоевропейцы появились там на 3000 лет раньше.
На лингвистической основе гипотеза подверглась серьёзной атаке со стороны Катрин Крелль (1998), которая обнаружила большое расхождение между терминами, найденными в реконструированном индоевропейском языке и культурным уровнем, установленным раскопками курганов. Например, Крелль установила, что индоевропейцы имели земледелие, в то время как курганные народы были только пастухами. Однако, в настоящее время археология это опровергла [ источник не указан 756 дней ] . Были и другие, к примеру Мэллори и Шмитт, также критиковавшие гипотезу Гимбутас .
Курган, как элемент погребального обряда, возник в среднестоговской культуре , а позднее был заимствован носителями других культур. Вероятно, также из Среднего Стога были позаимствованы и обычай посыпать умерших охрой и шнуровая орнаментация керамики . Экспансия племен Среднего Стога из украинских степей на Балканы и возникновение тут ряда производных культур, таких как Чернаводэ , Езеро , Баденская культура предшествовали экспансии сюда племен ямной культуры как минимум на 1000 лет .
Л. С. Клейн критикует гипотезу, отмечая, что Гимбутас разместила в своей исходной «курганной культуре» порядка двенадцати культур России и Украины ( репинскую , хвалынскую , ямную , северокавказскую , несколько катакомбных и др.): основанием служит погребение ими мёртвых под курганом. Но тогда, по мнению Клейна, это становится аргументом для причисления и ряда культур Центральной Европы ( культуру воронковидных кубков , культуры шнуровой керамики и др.), чего Гимбутас, по мнению учёного, и придерживалась, выводя все их из своей «курганной» культуры, что попросту противоречит хронологии .