Уйгурское национально-освободительное движение
- 1 year ago
- 0
- 0
Уйгурское государство Кочо ( др.уйг. Qočo Uluš ) или же Двадцать два города государства Кочо ( др.уйг . Qočo Ulus Ikii Otuz baliq ) — средневековое уйгурское феодальное государство в северо-восточной части Восточного Туркестана , под управлением династии уйгурских идикутов . Образовалась в результате распада Уйгурского каганата . Уйгуры контролировали центральную часть торгового пути, который тянулся от Китая до Каспийского моря , и, тем самым, играли важную посредническую роль в разносторонних отношениях между китайской и индоевропейской культурами . Турфанское идыкутство не вело войн с целью расширения своей территории. Оно стремилось к поддержанию мира и невмешательства в дела других народов [ источник не указан 201 день ] . Военные действия велись главным образом против вторгавшихся тангутов , а также религиозных противников — Караханидской династии .
Среди средневековых мусульманских историков данное государство было известно под название "Уйгуристан" , позднее это название распрострялось на регион городов Турфана, Чалыша и Комула входивших в состав Могульского ханства .
Территория Восточного Туркестана входила в состав Уйгурского каганата до периода его распада в 840-х годах. После распада каганата большая часть уйгуров мигрировали в различные регионы Восточного Туркестана (Турфан, Кумул, Карашар, Куча, Или, Кашгар), а также в Ганьсу , где ими были созданы два государства — Идыкутство (с центром в Турфане) и Ганьсуйское (с центром в Дунхуане ).
Баку Чин отнял у слабеющего Тибета Турфан , Бэйтин , Карашар и Бугур и основал Уйгурское идыкутство.
В конце 860-х — начале 870-х годов Баку Чин уничтожает Кучарское уйгурское княжество .
Уйгуры-буддисты вступили в конфликт со своими соседями-мусульманами, в частности с Караханидским государством . Его правитель Сатук Богра-хан разрушил буддийские храмы Кочо .
« Диван лугат ат-турк » Махмуда аль-Кашгари включал в себя уйгуров , которых мусульмане воспринимали крайне недружелюбно. Было написано, что «точно так же, как шип должен быть срезан у корня, так и уйгур должен быть поражен на глаз». Кашгари отметил, что тюрки -мусульмане использовали уничижительное имя «Тат» для описания уйгуров-буддистов, которых Кашгари назвал «неверными» . Понятия «буддист» и «уйгур» были тесно переплетены в сознании исповедующих ислам и воспринимались как тождественные .
Уйгуры-буддисты подверглись нападению со стороны тюрок-мусульман, и это было описано в работе Кашгари . Работы Махмуда Кашгари содержали стихотворные строфы и стихи, в которых описывалось сражение между буддистами-уйгурами и мусульманами-караханидами . Уйгурские буддийские храмы были осквернены, уйгурские города подвергнуты набегам, а провинция Минглак через Или была целью завоевания мусульманами-караханидами уйгур-буддистов, как описано в 5-й — 6-й строфах работы Кашгари .
«Три тюркских стихотворных цикла» Махмуда Кашгари записаны по порядку: во-первых, поражение «неверных племен» от Караханидов в долине Иртыша , во-вторых, уйгуры-буддисты, атакованные тюрками-мусульманами, и, наконец, поражение, нанесённое «городу между Тангутом и Китаем», Катун Сини, от тангутского хана .
Хотя Кашгари проявил иное отношение к верованиям и прорицателям тюрок, он выразил ненависть к буддизму в своем Диване, где он поместил цикл стихов о войне против уйгуров-буддистов. Слова буддийского происхождения, такие как toyin (священнослужитель или священник) и Burxān или Furxan (имеется в виду Будда , но слова приобрели общее значение «идол» в тюркском языке аль-Кашгари), имели негативную коннотацию для тюрок-мусульман .
Имамы и воины, погибшие в боях против уйгуров-буддистов и Хотанского буддийского государства во время исламизации Таримского бассейна Караханидами, почитаются как святые .
В 1207 году Уйгурское идыкутство становится вассалом Монгольской империи , а позже — Чагатайского улуса . После ликвидации улуса в 1346 году и образования Могулистана , становится самостоятельным государством. В 1209 году правитель Кара-Ходжи Баурчук Арт Текин объявил о своей верности монголам при Чингисхане , и государство просуществовало как вассал до 1335 года. Подчинившись монголам, уйгуры перешли на службу монгольским правителям в качестве бюрократов, предоставив знания, которых изначально не хватало неграмотным кочевникам . Кочо продолжало существовать как вассал монголов династии Юань и было союзником Юаня против Чагатайского ханства. Монголы позволили уйгурам участвовать в их государственных делах на обширной завоеванной территории от Китая до Европы и давали им важные поручения. Уйгурское вертикальное письмо , которое восходит к согдийскому письму, адаптированному уйгурами для записи тюркской фонетики, превратилось в широко применяемую письменность в Евразии. По сведениям иранского историка Ата Мелика Джувайни (XIV век), монгольские народы воспринимали изучение уйгурской письменности и языка как высшую точку своей культуры . Одним словом, монголы приняли развитый строй государственного управления Турфанского идыкутства.
Уйгуры-буддисты Кочо и Турфана были обращены в ислам во время газавата (священной войны) мусульманским правителем Хизр-Ходжой . Буддийские фрески в «пещере тысячи будд» Безеклик были повреждены местным мусульманским населением, чья религия запрещала изображения живых существ, глаза и рты, в частности, часто выдалбливались. Куски фресок были также отломаны для использования в качестве удобрения местными жителями .
В 1368 году было уничтожено Могулистаном .
Список названий уйгурских городов и поселений некогда входивших в состав государства Кочо и их современные названия .
№ | Древнеуйгурский | Новоуйгурский | Хотаносакский | Китайский |
---|---|---|---|---|
1 | Пичаң | Пичан | Phūcąnä | 蒲昌 Puchang |
2 | Чиқтин | Чиқтим | - | 赤亭Chi-ting |
3 | Соим | - | Īśumä / Yūśumä (?) | 威神 Weishen (?) |
4 | Қоңсир | Ханду | Hve’tsverä | 横截 Huangjie |
5 | Лимчин | Ләмҗин | - | 臨川Linchuan |
6 | Сиңиң | Сәггим | - | 新興Xin-xing |
7 | Ниҗүң / Лишуң | Безеклик вә Сәггим-Ағиз | - | 寧戎Ningrong |
8 | Нампи / Лампи | Лампу | - | 南平Nan-ping |
9 | Йимши | Йемши | - | 鹽城 Yancheng |
10 | Напчик | Лапчуқ | Dapäcī | 納職 Na-zhi |
11 | Тийоқ | Тойоқ | Ttiyākä | 丁谷 Ding-yu |
12 | Лүкчуң | Лүкчүн | Ḍūkäcū | 柳中 Liuzhong |
13 | Кочо | Қара-Хоҗа | Secū | 高昌 Gaochang |
14 | Тоқсин | Тоқсун | - | 篤新 Du-xin |
15 | Турпан | Турпан | - | 吐鲁番 Tulufán |
16 | Йар | Йар / Йарлоғ | - | 亚尔乡 Yà ěr xiāng |
17 | Беш Балиқ | - | - | 北庭Běitíng |
18 | Бөгүр / Бүкүр | Бүгүр | - | 轮台县Lúntái xiàn |
19 | Куча / Күсән | Кучар / Куча | - | 库车Kùchē |
20 | Сульми | Қарашәһәр | Arshi | 焉耆Yānqí |
21 | Джанбалиқ | - | - | 彰八里Zhāngbālǐ |
22 | Йенги Балиқ | - | - | - |
23 | Билайуқ | Булайиқ / Булуйуқ | - | 葡萄溝Pu-tao-gou |
24 | Миңлақ | - | - | - |
Махмуд ибн Вали также указывал то что Алмалык являлся "ближайшим из городов Уйгур к Мавераннахру " .
Во главе государства стоял каган , принявший титул «идыкут» ( идикут )», что означало «святое блаженство» . Он управлял всеми политическими, военными, экономическими, правовыми делами государства. В его подчинении находился визирь . Среди проблем, которые должен был решать сам идыкут, были: объявление войны, определение размеров пошлин и налогов, назначение высокопоставленных чиновников на соответствующие должности, рассмотрение жалоб о земле, приговоры: смертная казнь или помилование, установление связи с зарубежными странами и т.д.
Следующими после идыкута были «катун» и « тегин ». «Катун» означало «принцесса». «Тегин» означалало «сын государя» . Они занимали второстепенные государственные должности руководителей, правителей выделенных им местностей и городов, приказчиков, послов, командующих войсками, казначеев. У «катун» и «тегинов» были отдельные земли, пастбища, скот. Они имели право оставить все это в наследство.
Затем, на третьем месте, стояли девять визирей, после которых шли «ячиги», то есть правители вилаятов, подобно «баскакам». За ними следовали такие должности, как: « тархан » — высокопоставленные представители военных сословий , «туман элчи» (элчи — посланник), возглавляющий соединение из 10 тысяч человек, или же глава какой-то общины; посол — вождь общины. Наряду с этим аппарат управления включал такие должности, как: «тузлук» (судья), « тутук » (владелец большого количества движимого и недвижимого имущества, а также правозащитник или глава торговых караванов); «чики», «сан чи» (казначей); «окан кескучи» (распределитель речной воды); «сунчи» (распределитель воды); «сужан» ( вождь племени, аксакал рода и ответственный за сбор налогов); «шуань чэн» (караул); «тор кочи» (статист); «йаловчи» ( глашатай, информатор); «башлиг бег» (главный бег , или бек); «туги бир» (знаменосец); «инан» (доверенное лицо); «тозол бег» (посредник); «он бег» (десятник); «иличи» (посланник) и т. д.
В Турфанском идыкутстве существовало высокоразвитое земледелие, в особенности хлопководство , садоводство . Географические условия Турфанского оазиса, присущие только этой местности и окрестностям озера Лобнор , реки Кончи, Ния и северных склонов гор Тянь-Шань (Тангри таг), весьма благоприятствовали земледелию, садоводству.
Из сведений, представленных китайским послом Ван Яньдэ, который посетил эти районы в период Турфанского идыкутства в качестве сунского посланника, явствует, что в те времена на территории этого государства выращивали пять видов зерна ( пшеница , рис , просо и др.) и различные овощи. Особенно процветало в Турфанской долине виноградарство . В связи с массовым выращиванием винограда здесь было налажено производство виноградного вина . Кроме того, выращивали персики, груши, крупноплодные абрикосы (в частности, на урюк ), гранат и другие фрукты. Все эти продукты вывозились на продажу в соседние государства.
Самой развитой отраслью сельского хозяйства в Турфанском идыкутстве являлось хлопководство. Следует сказать, что культура хлопка попала в Китай именно из Турфана . Уйгурские торговцы ежегодно экспортировали в районы Китая большое количество хлопка . Другой отраслью хозяйства было шелководство . Наряду с развитием техники выращивания и разработки хлопка, достигла подъема и техника текстильной промышленности по производству хлопчатобумажных и шелковых тканей. Обработки кожи и шкур опиралась на скотоводческие хозяйства. Уйгуры были умелыми мастерами пошива одежды и обуви из кожи и выработки военных снаряжений . Большим преимуществом уйгуров Турфанского государства являлось развитие торговли, связанное с высоким уровнем культуры уйгурского народа. Уйгурские торговцы ежегодно везли для продажи в Китай большое количество продуктов местного производства и товаров, произведенных в других районах. Уйгурские торговцы приезжали в столицы киданьского государства Ляо , династии Северная Сун , тангутов ( Си Ся ). В столице киданей - городе Шан Чэн, специально для уйгурских торговцев даже был построен базар . Систематическое ведение торговли давала возможность уйгурам в распространении своей культуры и своего искусства в Западной и Центральной Азии, а также на территории Китая.
В период Турфанского идыкутства уйгуры исповедовали буддийскую и манихейскую религии. Уйгуры, проживавшие на западных территориях Кучара, были мусульманами (после Х в.). Уйгуры Турфанского района вплоть до ХV в. оставались буддистами.
Восточный Туркестан был второй родиной буддизма. Эта религия через Восточный Туркестан, в частности через Турфанский оазис, распространилась в Китай. Турфанский оазис ещё в I и II вв. н.э. являлся очагом буддизма. После образования Турфанского идыкутства он стал распространяться дальше и достиг расцвета. Главной причиной этому было то, что сам верховный владыка идыкут исповедовал эту религию и утвердил его в качестве государственной религии. Буддизм находился под защитой самого государства, что способствовало широкому его распространению среди уйгурского населения и распусканию корней в этом регионе. В конечном итоге, буддизм занял место манихейства. Тем не менее, правительство Турфанского идыкутства не препятствовало существованию манихейства. Поэтому религии в Турфанском государстве конкурировала друг с другом. Однако все же буддизм занимал главенствующее положение среди всех религий. По сведениям , в конце Х в. в одном лишь городе Кочу имелось 50 буддийских храмов и в них полностью были сохранены буддийские писания (номы) . В этих храмах обучалось основам буддизма множество учеников. Уйгурские буддисты были не только в Турфанском оазисе, но и распространяли свою религию на территории Китая. В распространении буддизма и распускании его корней в Китае огромная роль принадлежала именно уйгурам.
Знаменитый буддийский учёный Кумараджива в IV в. посетил Китай. Он перевёл буддийские писания (номы) на китайский язык и прокомментировал их содержание . Развитие и процветание буддизма в период Турфанского идыкутства превратили районы Турфана в один из крупных культурных центров Центральной и Восточной Азии. И поэтому же многие уйгурские монахи, монахини приобрели большой авторитет в Центральной и Восточной Азии . Даже в качестве послов они посещали киданьское государство, династию Северная Сун, государства тангутов (Си Ся) и чжурчженей (Цзинь) . В этих государствах им всегда позволяли строить молитвенные дома и распространять религию.
Таким образом, в период Турфанского идыкутства буддизм глубоко укоренился в уйгурском обществе, и тем самым явился причиной того, что ислам распространился Турфанской долине с опозданием. Буддизм определенно препятствовал распространению ислама на Востоке и установлению своего господства в этом районе. Это положение продолжалось вплоть до ХV в., когда ислам стал самым могущественным вероисповеданием в этой части земли. Уйгуры Турфанской долины в конечном счёте пошли по пути ислама, который выбрали их собратья, проживающие в долине Тарима . Это положило конец религиозной розни, когда вся нация стала исповедовать общую религию.
По определению учёных, можно сказать, что в период Турфанского идыкутства многие уйгуры всё ещё проповедовали манихейскую религию, в которую они верили ещё со времени Уйгурского каганата на Орхоне. Манихейская религия в 762 г. была утверждена в качестве государственной религии Уйгурского каганата, и это продолжалось вплоть до образования Уйгурского Турфанского идыкутства, так как эта религия имела благоприятные возможности для своего развития . В начальный период Турфанского идыкутства эта религия продолжала существовать среди простого народа. Гардизи , проживавший в XI веке в своём произведении «Зиннат-ул Ахбар» (Украшение известий), пишет о том, что население Кара Кочо верило в религию Мани. Ежедневно около ворот правителя собиралось 300-400 приверженцев этой религии и громко вслух читало произведения Мани. Затем они шли к правителю и, поприветствовав его, расходились . Китайский посол Ван Яньдэ, который посетил Турфанское идыкутство в 981-982 гг., также утверждал, что население Кочо исповедовало религию Мани, что здесь даже существовали манихейские дома молитвы .
Религия Мани являлась второй по величине религией в Турфанском идыкутстве и людей, проповедовавших эту религию, было много. Поэтому религия Мани защищалась со стороны Турфанского идыкутства. Как пишет русский историк В. В. Бартольд, каган токуз-огузов (т. е. уйгуров), узнав о том, что Самаркандское ханство собирается нанести удар по верующим Мани в городе Самарканде , послал туда человека с заявлением о том, что количество проповедующих ислам в Турфанском идыкутстве больше, чем количество исповедующих Мани в Самарканде, и особо напомнил, что если они причинят вред верующим в Мани, то они также подвергнут удару верующих в ислам в Кочо . Поэтому Саманиды исключили этот план из своих действий.
В период Турфанского идыкутства также было высоко развито искусство музыки и танца. Оно было особенно развито в Кучарском оазисе . Многие музыканты, выросшие в этом районе, распространяли свое искусство во внутреннем Китае, и далее в Японии, Корее и других районах Восточной Азии. В период Танской империи (618-907) это искусство в Кучаре достигло своего наивысшего уровня развития .
Такие музыкальные произведения, как «Кучарская музыка», «Кашгарская музыка», «Музыка Кочо» оказали значительное влияние на развитие китайской музыки . В музыкальном искусстве Кучара и Кочо широко были распространены разные музыкальные инструменты. Была сформирована музыкальная система и созданы свои способы и правила исполнения музыки. Состав музыкальных инструментов уйгуров отличался большим разнообразием. Среди них важное место занимали «пипа» и «конгху». Оркестр, состоящий из нескольких десятков музыкантов, исполняли крупные музыкальные произведения. Песня и музыка являлись постоянными спутниками людей. Люди всегда брали с собой музыкальные инструменты, выходя в путь . Ужу тогда жизнь людей нельзя было представить без танца. Музыкальное искусство Кочо, Кучара и Кашгара в последние времена создало могучую основу для формирования и развития уникальных шедевров музыкального искусства - 12 уйгурских мукамов . Вместе с тем уйгурское музыкальное искусство также оказало большое влияние на искусство Китая.
В период Турфанского идыкутства уйгуры пользовались письменностью, созданной на основе согдийского письма , хотя в начальный период ханства продолжалось использование древнетюркской письменности. Древнеуйгурская письменность была основана на согдийском алфавите, который состоял из 22 букв. На этом алфавите можно было писать и читать справа налево и сверху вниз. Эта уйгурская письменность позже была принята монголами, которые на ее основе создали монгольскую письменность . На уйгурской письменности были созданы многочисленные литературные произведения: стихи, песни, пословицы, басни, поговорки, религиозные предания, драмы, а также буддийские номы и произведения манихейского содержания. В конце 19 и начале 20 вв. западные археологи обнаружили в Турфанской долине фрагменты большого числа письменных памятников. Более 4000 фрагментов этих памятников хранится в фонде рукописей в Санкт-Петербургском филиале Института востоковедения РАН и в Государственном Эрмитаже . Примерно 8000 фрагментов хранится в музеях Германии . Часть произведений хранится в музеях Парижа, Лондона, Урумчи, Пекина, Стамбула и Токио.
В период Турфанского идыкутства большое развитие получила литература. При этом, поэзия занимала особо важное место. Стихотворения на уйгурском языке, созданные в Кочо, судя по содержанию, отражают реальную жизнь и посвящены самым разным аспектам светской жизни. К стихам религиозного содержания относятся стихи, основанные на философских воззрениях буддизма и манихейства. В художественном отношении стихи были написаны на высоком уровне . При их написании авторы умело пользовались красивыми образными выражениями, различными стилистическими средствами. Стихотворения эти базировались на глубоких философских размышлениях. Полустишия, ритмы, рифмы, слоги, стихотворные размеры отличались большой чёткостью, а слова употреблялись образно. Сохранились стихи таких уйгурских поэтов, как Апиринчур Тегин, Кики, Притя Яшри, Чисуя Тутунг, Калим Кайши и др.
В Турфанском идыкутстве была высоко развита и проза. Шинко Шели Тутунг являлся самым знаменитым писателем и переводчиком того времени. Он перевёл на уйгурский язык буддийские номы и такие известные произведения, как «Алтун яруг» (Золотой Блеск) , «Биография Сюань-цзана». Последнее произведение, составляющее 397 листов, было переводом с китайского языка и относилось к буддийской литературе. Кроме того, такие произведения, как «Рассказ о двух тегинах», «Повествование о Чаштани Илиг беке» являлись образцами самых редких и ценных произведений того времени. В Турфанском идыкутстве было развито также составление документов, касающихся государственных дел и правовых отношений, договоров, письменных деловых обращений . Они имели свой собственный стиль и составлялись по своим правилам. В Турфанском идыкутстве было развито и искусство драмы. Драмы принимали всегда религиозную окраску. Драматические спектакли ставились для развлечения во время религиозных праздников . Самым редким и крупным образцом уйгурской драматургии того времени является «Майтри Симит». Литература, как показатель высокого культурного развития Турфанского идыкутства, имеет важное значение с точки зрения искусствоведения и литературоведения.