Interested Article - Хайтарма (танец)
- 2021-06-22
- 1
Хайтарма́ ( крымскотат. qaytarma, къайтарма, قایدرمه — «возвращение» ) — крымскотатарский народный танец.
Описание
Танец символизирует природные циклы и вечное движение . Мужчина в ходе танца держит руки врозь, а пальцы сжимает в кулак. Делает стремительные и задорные движения с небольшими подскоками. В момент танца мужчина держит стройный корпус. Женщина в танце напротив, действует пластично без резких движений с аккуратными движениями ног и плеч, делая плавные вращательные движения руками . При этом в некоторых источниках указывается, что танец может исполнятся только женщинами или отдельно женщинами от мужчин .
Исполняется крымскими татарами на свадьбах и праздниках .
История
Исследователь А. В. Богород предполагает, что хайтарма заимствованна у суфийского танца дервишей .
По версии указанной в статье «Музыкально-поэтическое наследие крымчаков» Б. Н. Казаченко, Н. Ю. Бакши, А. Л. Ачкинадзе корни танца относят к появлению сефардов в Крыму после их изгнания с Пиренейского полуострова в 1492 году. На полуострове танец переняли крымские цыгане (урмачель). Авторы статьи указывают, что впервые хайтарма упоминается в 1793 году . Кроме того, танец в различных вариациях используют не только крымские татары, но и крымчаки , караимы , урумы и греки Приазовья .
В 1903 году композитор Александр Спендиаров впервые исполнил мелодию «Хайтарма» . Материал для песни он собрал во время пребывания в Карасубазаре . Спендиарову удалось записать мелодию с нехарактерным для музыки народов Крыма размером 3/8 вместо ритма 7/8 .
Летом 1925 года состоялась археолого-этнографическая экспедиция в Крыму, в которой участвовали Усеин Боданинский , Осман Акчокраклы и Асан Рефатов . В ходе экспедиции было записано 25 версий танца. На основе собранных материалов Рефатов в книге «Песни крымских татар» 1932 года сделал вывод о том, что хайтарма является исключительно крымскотатарским танцем и не присуща народам Кавказа, Турции или Ирана . В работе Сергея Зайченко «Танцы греков Приазовья» 1995 года приведены исследования 22 населённых пунктах региона. В ходе этой экспедиции также были зафиксированы различные варианты танца. Зайченко охарактеризовал музыкальный ритм хайтармы −9/8 или 7/8, что характерно для тюркской культуры. Поэтому исследователь сделал вывод о том, что данный танец нельзя отнести к греческой культуре .
В культуре
В 1930-е годы художник Эннан Алимов нарисовал картину «Къайтарма ойнагьан къыз» («Девушка, танцующая хайтарму») .
С 1939 года существует крымскотатарский ансамбль народного танца « Хайтарма ».
Одноимённый фильм « Хайтарма » 2013 года Ахтема Сейтаблаева начинается с исполнения танца хайтарма .
В сентябре 2014 года на YouTube было опубликовано видео на котором хайтарму танцевали в 10 различных странах .
В клипе к песне « 1944 » украинской певицы Джамалы , ставшей победителем конкурса « Евровидения » в 2016 году, Мавиле Ягьяева исполнила хайтарму с элементами другого народного танца крымских татар — «Тым Тым» .
В 2015 году « Укрпочта » выпустила марку «Танец Хайтарма» .
В 2017 году на украинском шоу « Танцы со звёздами » режиссёр Ахтем Сеитаблаев и танцовщица Алёна Шоптенко исполнили танец хайтарма .
Примечания
- Кочнова, Ольга Анатольевна. от 13 января 2020 на Wayback Machine (2014) // Таврические студии. Серия: Культурология. № 6. с. 66-71
- Олейник М. А. от 12 января 2020 на Wayback Machine // Культура народов Причерноморья с древнейших времён до наших дней, Симферополь. 2017. с. 87-89
- ↑ Шерфединов, Яя . // Издательство литературы и искусства имени Гафура Гуляма. Ташкент, 1978. с. 232 — с. 181
- А. М. Підлипська. от 13 января 2020 на Wayback Machine // Культура народов Причерноморья. — 2008. — № 125. — С. 33-36
- от 12 января 2020 на Wayback Machine // radiosvoboda.org
- А. В. Богород. от 3 июля 2020 на Wayback Machine // Гілея: науковий вісник. — 2015. — Вип. 103. — С. 227—232
- ↑ Казаченко Б.Н., Бакши Н.Ю., Ачкинадзе А.Л. // Вопросы крымскотатарской филологии, истории и культуры. — 2016. — № 2 . 13 января 2020 года.
- от 30 июня 2020 на Wayback Machine // Ассоциация крымских караимов «Крымкарайлар», 2008 — с. 263
- // 1911. № 07
- Александр Рыбалко. от 12 января 2020 на Wayback Machine Greek.ru // 27.07.2005
- от 23 января 2018 на Wayback Machine // radiosvoboda.org
- Бекирова Гульнара . от 12 января 2020 на Wayback Machine (1 ноября 2016) // krymr.com
- А. Н. Бабий. от 12 января 2020 на Wayback Machine // Культура народов Причерноморья. — 2004. — № 51. — С. 75-78
- Др. Эрдоган Алтынкайнак. от 12 января 2020 на Wayback Machine // Культура народов Причерноморья. — 2003. — № 46. — С. 198—201
- Гульнара Усеинова. от 5 октября 2018 на Wayback Machine // Газета «Голос Крыма», № 38 (976) от 21.09.2012 г.
- от 13 января 2020 на Wayback Machine // 34.ua
- от 13 января 2020 на Wayback Machine (23-09-2014) // an-crimea.ru
- от 12 января 2020 на Wayback Machine (26 сентября 2014) // podrobnosti.ua
- от 13 января 2020 на Wayback Machine (07.06.2016) // kreschatic.kiev.ua
- от 13 января 2020 на Wayback Machine (12 мая 2016) // tv.ua
- от 12 января 2020 на Wayback Machine // 5.ua
- Наталия Барна. от 13 января 2020 на Wayback Machine (17.12.2017) // viva.ua
- от 13 января 2020 на Wayback Machine (31 октября 2017) // tsn.ua
- 2021-06-22
- 1