Крымские татары
- 1 year ago
- 0
- 0
Степные крымские татары ( ногаи ; самоназвание — крымскотат. noğaylar , ногъайлар ) — одна из трёх субэтнических групп крымских татар , которая сформировалась и проживала в степной части Крыма ( крымскотат. Qırım çölü ) до 1944 года, когда все крымские татары были депортированы из Крыма. В формировании степных крымских татар важную роль сыграли западные кыпчаки (в русской историографии — половцы). Близкие по происхождению и культуре северо-кавказским и ставропольским ногайцам .
Слово « ногай » применялось далеко не только к мангытским (население Ногайской Орды ) подданным. Так согласно В. В. Трепавлову : «... под этнонимом «ногай» в некоторых источниках объединялись степные тюрки Мангытского юрта , Крымского ханства и Большой Орды , и это слово имело гораздо более широкое применение, обозначая не только население Ногайской Орды» .
В состав степных крымских татар, сформировавшихся в степной полосе Крыма , вошли главным образом кыпчакские племена .
Согласно альтернативной точке зрения, степные крымские татары в значительной степени являются потомками ногайцев , сформировавшихся в результате смешения тюркских племён и мангытов , которые представляли собой тюркизированное монгольское племя . У степных крымских татар выявлен заметный «степной» генетический компонент, который в сходной степени прослеживается у ногайцев .
Одно из занятий ногаев — кочевое скотоводство. К 1800-ым годам начинается развитие земледелия .
У степных крымских татар стойбища традиционно состояли из юрт . Известны большие разборные, так называемые «терме», и малые, которые перевозили в двухколёсных телегах . У ногаев-землевладельцев были распространены дома из кирпича или турлука с соломенной, крыша была черепичная или из земли .
В 17 веке ногаи надевали камзолы (распашные рубахи), а в конце XIX века у мужчин получили распространение косоворотки («каптан», «зубун»). Также широко были распространены куртки, прибывшие в степь из горно-прибрежных частей Крыма («елек», «мийтан», «марка»); безрукавки («елек»); кафтаны («каптан», «бешмет»), которые носились жителями среднего достатка и по крою напоминали северокавказские черкески . Из одежды, покрывающей нижнюю часть тела, известны штаны («штан»), которые традиционно шились из кожи или же сукна. К концу XIX века, за исключением Евпатории, где штанины соединялись вырезанным углом, штаны ногаев не отличались от тех, что носили горные крымские татары. Из мужских головных уборов известны шапочки («рахчин») в форме полусферы из мягкой ткани, нижние шапочки («такийя») из хлопка, позднее стали носить каракулевую шапку («калпак», «бьорк»), имевшие суконную круглую вставку красного цвета в центре дна, а с конца XIX века вошли в употребление фески («пэс») .
Из традиционных элементов одежды степнячек Крыма известны рубахи из домотканого холста («кулек»), нательные штаны («дон», в Судаке — «туман»). О платьях («зыбын») крымских ногаек известно, что они были похожи на те, которые носились северокавказскими ногайцами; вскоре из горно-прибрежного Крыма в степной попали платья-антер из жаккардового шелка или цветастого ситца, дополнением к которым были различные украшения (например, «тес-тюйме») и амулеты. В начале XX века в степном Крыму распространяются платья «русского покроя». Ногайки-мусульманки покрывали голову специальной накидкой — дастар, но при этом специального платка для закрытия лица не было .
К традиционным блюдам ногаев относится различные молочные продукты — айран , катык , пенир, кашкавал. К пище степняков также относится шорба (каша из пшеницы), серпа (бараний бульон с катыком),какач (вяленая баранина) и прочее. Из выпечки: катлама (сдобные пшеничные лепёшки), бурек (пирожки) .
У ногаев до XX века оставались родовая экзогамия , родовые тамги , аталычество , колыбельный сговор, обычаи избегания и прочее .
Отличительной особенностью песен ногаев является мелодичность и диатоника . Девушки и юноши на различных гуляниях сотязались в коротких импровизированных песнях («чынъ»). К эпическим жанрам песен относят дестаны (например, «Чора-батыр» , «Эдиге» ), бейиты (например, «Ногъай бейити» ). Известны также поздравительные и свадебные песни, песни-танцы («хоран»). Исторические песни — переселенческие, или эмигрантские, песни («муаджир тюркю», «кочь авасы»). Кедаями ногаи называют создателей и исполнителей всех видов песен .