Interested Article - Рекамье, Жюли
- 2021-05-29
- 1
Жюлье́т , или Жюли́, Рекамье́ ( фр. Juliette (Julie) Récamier ), полное имя — Жанна Франсуаза Жюльетт Аделаида Рекамье , в девичестве Бернар ( фр. Jeanne Françoise Juliette Adélaïde Bernard ), известная как мадам Рекамье ( 3 декабря 1777 , Лион , Франция — 11 мая 1849 , Париж ) — французская писательница, хозяйка знаменитого салона , который был интеллектуальным центром Парижа , объединявшим, начиная с периода правления Директории и до июльской монархии , многих знаменитостей политического, литературного и артистического мира. Имя Рекамье стало одним из символов эпохи. Она была «звездой», о которой говорили в России и Англии , в Италии и Германии .
Биография
Жюльетт Бернар родилась в семье королевского нотариуса в Лионе . Получила образование в Лионе в «монастыре Пустыни» (convento del Deserto). В 1786 году семья переехала в Париж . В 1793 году, когда Жюли ещё не исполнилось шестнадцати лет, её выдали замуж за банкира , который был старше её на двадцать шесть лет (в 1800 году он стал регентом Банка Франции ). Отношения между супругами были скорее дружескими, нежели любовными. В качестве свадебного подарка банкир купил Рекамье особняк бывшего королевского министра финансов Неккера в Париже, где она впервые в конце 1798 года стала принимать гостей, и эти визиты вскоре образовали знаменитый Салон . «Она восполнила недостатки своего образования и культуры утончённостью своей интуиции. Она в высшей степени обладала искусством принимать и умела сближать и удерживать вместе людей разных партий и противоположных темпераментов» .
Обаяние Жюли, её живой ум привлекали к ней людей различных возрастов и положений, среди которых были маршал Жан-Батист Бернадот , герцог Матьё де Монморанси-Лаваль , принц Август Прусский , Бенжамен Констан , брат Наполеона Люсьен Бонапарт и даже сын её подруги мадам де Сталь . Однако Рекамье предпочитала держать дистанцию, более ценила настоящую дружбу, чем непостоянных поклонников. В списках имён гостей дома Рекамье были знаменитый писатель Франсуа Рене де Шатобриан , горячо любивший мадам Рекамье, писатель и критик Огюстен Сент-Бёв , Оноре де Бальзак , лучшая подруга Жюли писательница мадам де Сталь , Камиль Жордан , художники Франсуа Жерар Антонио Канова и многие другие.
Мадам Рекамье обставила свой салон в «этрусском стиле», или стиле «à la grecque» (греческом), входившим тогда в моду, в нём собирались писатели, живописцы, музыканты. Хозяйка, как и Жермена де Сталь, не скрывала критического отношения к новой государственной политике первого консула Наполеона Бонапарта . Полиция несколько раз закрывала её салон. Будущий император пытался привлечь мадам Рекамье к своему двору на «положении подруги», но дважды получал отказ. После высылки Жермены де Сталь и двух её кузенов (Адриана и Матье де Монморанси) из Парижа Жюли Рекамье поддерживала с ней переписку, что привело к приказу Бонапарта и о её удалении из столицы. Это привело к краху банковского дома Рекамье .
Но ещё до этого нарастало напряжение. Когда же по Парижу пошли слухи о новом шедевре живописца Ж. Л. Давида с изображением знаменитой красавицы , Бонапарт пришёл в ярость. Узнав, что однажды в салоне Рекамье присутствовали сразу три его министра, Наполеон с присущей ему язвительностью произнёс: «С каких пор совет министров стал собираться у мадам Рекамье?» .
Художник изобразил Жюли Рекамье «на римский манер», в тунике, босиком, полулежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем и скамеечкой для ног. Знаменитую кушетку, восходящую к находкам в раскопках Геркуланума и Помпей , по рисунку Давида и его ученика П.-Л. Моро выполнил мастер-мебельщик Ж. Жакоб Старший .
По примеру мадам Рекамье, запечатлённой в образе одалиски , парижские модницы стали носить платья, стилизованные под античные туники. Давид в этот период посредством своих картин стал диктовать моду в одежде, оформлении интерьеров и мебели, и даже в дамских причёсках и манере поведения. «Никогда ещё не была столь велика роль одного художника, причём не архитектора или декоратора, а живописца, в создании стиля жизни целой исторической эпохи» . В дальнейшем такая мебель постоянно фигурировала в мастерских художников и парижских салонах. Рядом с кушеткой изображён высокий торшер в «помпейском стиле». На похожем кресле, также работы Жакоба по рисунку Давида, изображена мадам Рекамье на другом знаменитом портрете работы Франсуа Жерара (1802) .
Мебельщик Ж. Жакоб с началом эпохи ампира и далее выполнял заказы мадам Рекамье. Слово «рекамье» со временем стало символом, олицетворявшим хороший вкус, образованность и «новый парижский стиль». Этим словом стали называть похожие кушетки и вообще многие предметы ставшего модным в Париже «стиля рекамье»: платья, подпоясанные высоко под грудью «à la antique», причёски, ювелирные украшения — серьги, кулоны, бант-склаважи, светлые ткани и драпировки — всё, что ассоциировалось со знаменитым салоном . После высылки из столицы Жюли Рекамье переехала во французскую провинцию, в Шалон-сюр-Марн , в марте 1813 года уехала в Италию. В Риме она постепенно восстановила свою «социальную жизнь». Именно тогда скульптор А. Канова выполнил два её бюста из мрамора . Приглашённая в Неаполь в декабре 1813 года королем Мюратом и королевой Каролиной, Жюли Рекамье узнала в апреле 1814 года об отречении Наполеона. 1 июня 1814 года мадам Рекамье вернулась в Париж и вновь открыла двери своего Салона. В 1819 году она переехала в в Париже (монахини которого снимали квартиры в столице для женщин из высшего сословия), где продолжала устраивать приёмы. В 1825 году Жюли арендовала большую комнату на первом этаже .
Её близкий друг Шатобриан скончался 4 июля 1848 года. Жюли Рекамье постепенно теряла зрение из-за старческой катаракты. 11 мая 1849 года, почти слепая, она умерла в возрасте 71 года. Похоронена на Кладбище Монмартр в Париже, где похоронены её родители, муж и её старый друг Пьер-Симон Балланш.
Жюли писала мемуары, но перед смертью приказала их уничтожить. Она оставила большое количество писем. Её племянница и приёмная дочь — автор биографии Рекамье, опубликованной в 1859 году, в которой приведены некоторые из писем, полученных от её прославленных корреспондентов. Письма хранятся в отделе рукописей Национальной библиотеки Франции .
Обаяние Жюли Рекамье привлекало к её личности многих художников, оставивших обширную иконографию: картины, рисунки, гравюры. Живописец Ж. Л. Давид, помимо прославленной картины, вероятно, написал ещё одно прижизненное изображение мадам Рекамье (атрибуция картины вызывает споры) полностью обнажённой и без прикрас. Существует версия, что таким образом художник отомстил модели за ссору, из-за которой остался незавершённым её первый портрет .
Галерея
-
-
Ф. Жерар. Портрет Жюли Рекамье. Рисунок. 1802—1805. Музей Карнавале , Париж
-
Ф. Л. Дежуэн . Салон мадам Рекамье в Аббе-о-Буа. 1826. Лувр , Париж
-
-
Ж. Л. Давид (?). Мадам Рекамье. Ок. 1810. Шато де Булонь-сюр-Мер
-
Ф. Жерар. Мадам Рекамье. 1829. Чёрный карандаш, акварель. Частное собрание
В искусстве
- « » — картина мадам Олали Морин, 1799, музей Версаль.
- « Портрет мадам Рекамье » — картина французского художника Жака Луи Давида , написанная в 1800 году.
- « » — картина Франсуа Жерара 1802 года.
- «Мадам Рекамье» — скульптура (бюст) работы .
- « Перспектива мадам Рекамье » — картина Рене Магритта (1955).
- «Два века» — стихотворение Александра Блока (1911) «Век не салонов, а гостиных,//Не Рекамье, — а просто дам…»
- Франсуаза Важнер , «Госпожа Рекамье»; серия: Жизнь замечательных людей.
- Amélie Lenormant , Souvenirs et correspondance tirés des papiers de Madame Récamier, Paris, Lévy, 1860.
Образ в кино
- « » (немой, Германи, 1920), реж. — актриса Ферн Андра
- « Наполеон » (немой, Франция, 1927) — актриса
- « Битва при Аустерлице » (Франция, Италия, Югославия, 1960) — актриса
См. также
Примечания
- Madame de Recamier // (англ.)
- ↑ Рекамье Жюли // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
- Maturi W. Enciclopedia Italiana (1935). — URL: от 12 апреля 2021 на Wayback Machine
- Wagener F. Madame Récamier. Paris: Éditions Flammarion. Grandes biographies, 27 janvier 2001, 545 p. ( ISBN 978-2-08068-062-4 )
- ↑ Кожина Е. Ф. Жак-Луи Давид в годы Директории и Консульства // Античность. Средние века. Новое время. — М.: Наука, 1977. — С. 165
- Власов В. Г. Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. Т. 2. — Словарь имен, 1996. — С. 280
- Morant A. de. Histoire des arts decoratifs des origines a nos jours. — Paris: Hachette, 1970. — P. 455—459
- Мак-Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней. Пер. с англ. Е. А. Кантор. — М.: Искусство, 1990
- Кирсанова Р. М. Костюм в русской художественной культуре 18 — первой половины 20 вв.: Опыт энциклопедии. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. —С. 281—282
- Decours С. Juliette Récamier: L’art de la seduction. — Paris: Éditions Librairie Académique Perrin, 2013. — 548 p. ISBN 978-2-26203-463-4
- Lenormant А. Souvenirs et correspondance tirés des papiers de Madame Récamier. — Paris: Lévy, 1860
- Succès pour le 14ième Permis de Musée/er. — URL: от 12 апреля 2021 на Wayback Machine
- 2021-05-29
- 1