Interested Article - Дерен, Майя
- 2020-06-15
- 1
Ма́йя Де́рен ( англ. Maya Deren , имя при рождении Элеоно́ра Соломо́новна Деренко́вская , укр. Елеонора Соломонівна Деренковська ; 29 апреля [ 12 мая ] 1917 , Киев , Российская империя [ныне Украина ] — 13 октября 1961 , Нью-Йорк , США ) — американский режиссёр независимого кино , хореограф , этнограф , теоретик авангарда .
Биография
Родилась 29 апреля ( 12 мая ) 1917 года в Киеве в семье психиатра Соломона-Давида Деренковского и актрисы Гитель-Малки (Марии) Фидлер; названа в честь знаменитой итальянской актрисы Элеоноры Дузе . В 1922 году вместе с родителями переехала в США. В 1924 году отец сократил семейную фамилию до Дерен. В 1928 году вся семья получила американское гражданство .
Жила в городе Сиракьюс , штат Нью-Йорк . Изучала литературу в Нью-Йоркском университете и колледже Смита, входила в кружки троцкистской молодёжи ( Троцкому симпатизировал её отец). Занимала ответственный пост национального секретаря студенческого отделения Лиги социалистической молодёжи — молодёжного крыла Социалистической партии Америки , в котором на тот момент преобладали троцкисты. В 18 лет вышла замуж за активиста-социалиста Грегори Бардейку .
С начала 1940-х годов сотрудничала с выдающейся американской балериной и хореографом, родоначальницей «чёрного танца» Кэтрин Данэм , была её личным секретарём; под её влиянием обратилась к изучению африканских и гаитянских ритуалов (позже, в 1950-х, некоторое время жила на Гаити). В 1942—1947 годах была замужем за чешским авангардным фотохудожником и кинорежиссёром (псевдоним — Хаммид), обучившим её основам кино.
В 1943 году занялась кино и официально изменила имя на Майя (именно Хакеншмид придумал Элеоноре псевдоним Майя — говорил, что так звали мать Будды). В эти годы общалась с Андре Бретоном , Марселем Дюшаном , Джоном Кейджем , Анаис Нин , Грегори Бейтсоном , Энтони Тюдором . Умерла в 1961 году от кровоизлияния в мозг, что связывают с крайней степенью истощения и употреблением амфетаминов с начала 1940-х годов. Прах Майи Дерен был развеян над горой Фудзи . Много лет друживший с ней поэт Джеймс Меррилл сделал её героиней своей поэмы «Книга Эфраима» (1976).
«Я была поэтом, я всегда облекала в слова свои зрительные образы. Когда я занялась кино — это было как возвращение домой. Мне больше не нужно было переводить образы в слова. Если бы я не была режиссёром, я, наверно, была бы танцовщицей или певицей. Но кино — это чудесный танец. В кино я могу заставить мир танцевать» — вспоминала Майя Дерен .
Творчество и признание
Наиболее известна короткометражная немая лента Дерен « Полуденные сети » (1943; саундтрек для этого фильма был сочинён позже), в 1947 году удостоенная Международного приза за экспериментальный фильм в Каннах . Кинематограф Майи Дерен критики определяют как «поэтическую психодраму», «кино транса». Сюжета в её короткометражных фильмах нет; задача киноизображения — с помощью игры света и тени, зеркал и анфилад, смены острых оптических ракурсов, выверенного церемониального ритма вывести зрителя за пределы реального пространства и времени, погрузить в состояние гипнотической заворожённости. Как правило, снималась в собственных фильмах сама, снимала друзей и близких (Хаммида, Дюшана, Кейджа, Анаис Нин). Творческий почерк Майи Дерен, связанный с изобразительными и кинематографическими экспериментами сюрреалистов и Жана Кокто , предвосхитил кино американского андеграунда ( Стэн Брэкидж , Йонас Мекас , Кеннет Энгер , Дж. Смит), оказал влияние на фильмы Дэвида Линча .
В 1986 году Американский киноинститут учредил премию имени Майи Дерен.
Фильмография
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
1943 | ф | Ведьмина колыбель | Witch’s Cradle | ~ |
1943 | ф | Полуденные сети | Meshes of the Afternoon | ~ |
1944 | ф | На берегу | At Land | ~ |
1945 | ф | Хореографический этюд для камеры | A Study in Choreography for Camera | ~ |
1947 | ф | Ритуал в преображённом времени | Ritual in Transfigured Time | ~ |
1948 | ф | Размышление о насилии | Meditation on Violence | ~ |
1958 | ф | Неотступный взгляд ночи | The Very Eye of Night | ~ |
1985 | ф | Божественные всадники: живые боги Гаити | Divine Horsemen: The Living Gods of Haiti | ~ |
Фильмы о Майе Дерен
- Invocation: Maya Deren, dir. Jo Ann Kaplan (1987)
- In The Mirror of Maya Deren, dir. Martina Kudlacek (2001, о фильме см.: , )
Комментарии
- ↑ До провозглашения Российской республики 1 (14) сентября 1917 года — де-юре Российская империя при добровольно отрёкшемся от власти монархе , де-факто государство с переходной формой устройства и правления в период двоевластия Временного правительства и Петросовета .
Примечания
- от 10 июня 2022 на Wayback Machine // ЦГИАК Украины. Ф. 1164. Оп. 1. Д. 161 (517 — по старой нумерации). Л. 73об–74.
- Рядом источников указывается ошибочная дата рождения — 29 апреля 1917.
- ↑ , p. 15.
- ↑ . Jewish (28 сентября 2017). Дата обращения: 14 мая 2020. 14 мая 2020 года.
- , p. 21.
Литература
- ( en ) An Anagram of Ideas on Art, Form and Film. — N. Y. : Alicat Book Shop Press, 1946.
- ( en ) Inverted Odysseys: Claude Cahun, Maya Deren, Sindy Sherman / Shelley Rice, ed. — Cambridge : MIT Press, 1999.
- ( en ) Maya Deren and the American Avant-Garde. — Berkeley : University of California Press, 2001.
- ( en ) The Legend of Maya Deren : A Documentary Biography and Collected Works / Veve A. Clark, Millicent Hodson, eds. — N. Y. : Anthology Film Archives / Film Culture , 1984—1988. — Vol. I, Pt. 1–2.
- ( en ) Rhodes, John David. Meshes of the Afternoon. — Palgrave Macmillan, 2011. — 128 p. — ISBN 9781844575701 .
- ( en ) Sitney P. A. Visionary Film : The American Avant-Garde 1943–1978. — Oxford : Oxford University Press, 1979.
- ( en ) Хренов А. Маги и радикалы: век американского авангарда. — М. : Новое литературное обозрение, 2011. — 408 с. — ISBN 978-5-86793-842-0 .
Ссылки
- ( en ) . Videoartworld. Дата обращения: 10 сентября 2012. 17 октября 2012 года.
- ( en ) Haslem, Wendy. . Senses of Cinema (12 декабря 2002). Дата обращения: 10 сентября 2012. 17 октября 2012 года.
- ( en ) Айштоль, Марк. . Дневники Слова. — № 6 (17 апреля 2011). Дата обращения: 10 сентября 2012. (недоступная ссылка)
- (21 июля 2015). Дата обращения: 31 июля 2015. Архивировано из 15 февраля 2016 года.
- 2020-06-15
- 1