Фонды «Открытое Общество»
- 1 year ago
- 0
- 0
«Открытое общество и его враги» — работа Карла Поппера в двух томах на тему политической философии , написанная во время второй мировой войны в период с 1938 по 1943 годы. Впервые была напечатана в Лондоне в 1945 году. В СССР не издавалась. В России впервые была издана в 1992 году.
Автор критикует работы Платона , Гегеля и Маркса , называя их теориями телеологического историцизма и обвиняя их авторов в формировании идейной базы тоталитаризма .
В предисловии к русскому изданию Поппер пишет :
Решение написать эту книгу я принял в тот день, когда узнал о вторжении Гитлера в мою родную Австрию […]. Она была направлена против нацизма и коммунизма, против Гитлера и Сталина , которых пакт 1939 года сделал на время союзниками.
В этой книге я решил проследить историю, приведшую к возникновению гитлеризма, и обратился к учению великого философа Платона — первого политического идеолога, мыслившего в терминах классов […]. А фигура Сталина побудила меня обратиться к изучению философии Карла Маркса. Критикуя марксизм, я до некоторой степени критиковал и самого себя, поскольку в ранней молодости был марксистом и даже коммунистом. (Мне не было и 17 лет, когда я отверг это учение.)
Книга состоит из двух томов:
Поппер одобряет платоновский анализ социальных изменений, называя Платона великим социологом, но платоновские идеи, что считать идеальным обществом, Поппер отклоняет. Предтечей «открытого общества» он считает Афинскую демократию . В последней главе первого тома Поппер делает вывод о том, что либеральная демократия есть единственная форма правления, позволяющая проводить реформы без насилия и кровопролития.
Второй том посвящён критике философии Гегеля и Маркса. Поппер считает взгляды этих философов идейным обоснованием тоталитаризма, проявившегося в XX веке.
Маркс считал, что внутри капитализма происходит концентрация средств производства в руках всё уменьшающегося количества капиталистов. Нарастание противоречий между наёмными рабочими и капиталистами должно привести к социальной революции. По мнению Поппера, после революции её лидеры — и сталинская номенклатура — стали новым правящим классом, новой аристократией. Поппер считал, что нельзя применять насилие. Сегодня ряд требований, выдвинутых Марксом, были вполне реализованы в западных демократиях — прогрессивный налог , большой налог на наследование имущества, возможность бесплатного образования, запрещён детский труд. Но при этом не были реализованы требования Маркса экспроприировать земельную собственность и частную собственность на средства производства.
По мнению Маркса, переход от капитализма к социализму возможен как мирным путём, так и через применение насилия, которого не нужно бояться. Эту рекомендацию Поппер считал ошибкой, использование насилия оправдано только при свержении тирании и установлении демократии.
Маркс считал капитализм исторически ограниченным и в силу этого обречённым на исчезновение. При этом реформированием капитализма нельзя устранить его внутренние противоречия между трудом и капиталом. Чтобы избежать этой тенденции, на Западе стали использовать государственное регулирование базовых экономических показателей. Деятельность профсоюзов улучшает положение рабочих. Со времён Маркса зарплата и жизненный уровень рабочих возросли повсеместно, длительность рабочего времени снижена, улучшилась техника безопасности на производстве. Всё это противоречит прогнозам Маркса. Уже Фридрих Энгельс в конце жизни признавал, что пролетариат в Англии всё больше превращается в рабочую аристократию и не хочет поддерживать марксистов. Джон Кейнс предложил систему государственного регулирования экономики, страхование по безработице. Сегодня рабочие скорее склонны торговаться о величине заработной платы, чем составлять планы революции.
Современная частная собственность на заводы и фабрики существует в акционерной форме. Крупнейшими акционерами являются пенсионные фонды, которые вкладывают сбережения рабочих в акции, и через них происходит распределение прибыли в том числе и в пользу рабочих. Это противоречит представлениям Маркса о растущем обнищании рабочих при капитализме. Владимир Ильич Ленин в концепции империализма как высшей формы капитализма считал, что обнищания рабочего класса удалось избежать лишь в метрополиях за счёт ограбления колоний и развивающихся стран.
К моменту завершения работы над книгой Поппер проживал в Новой Зеландии , поэтому для её публикации потребовалась помощь коллег. Эту помощь оказали философы Эрнст Гомбрих и Фридрих Хайек .
Американский философ Сидни Хук похвалил книгу Поппера как «тонко доказанный и неистово написанный» критический анализ «идей сторонников историцизма , которые угрожают любви к свободе [и] существованию открытого общества» . Хук называет Попперовский критический анализ историцизма «бесполезным сотрясением воздуха», однако Хук признаёт, что историцизм «не замечает альтернатив в развитии общества, действие множественных причинных процессов в историческом процессе и роли человеческих идеалов в определении будущего». Хук утверждает, что Поппер «читает Платона слишком буквально, когда это служит целям Поппера и Поппер слишком уверен в том, что это есть „настоящий“ смысл слов Платона , тогда как тексты Платона неоднозначны». Кроме того, Хук называет обращение Поппера с Гегелем «совершенно оскорбительным» и «очевидно ложным», отмечая что «нет ни одной ссылки на Гегеля в книге „ Майн кампф “ Гитлера » [ источник не указан 1993 дня ] .
Индийский политолог утверждает, что Поппер «печально известен тем, что неправильно читает Гегеля и Маркса», утверждая также, что формулировки Поппера, использованные для защиты либеральных политических ценностей , являются «пристрастными идеологическими соображениями» .
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|