Interested Article - Табла

Та́бла́ — небольшой парный барабан , основной ударный инструмент в индийской классической музыке североиндийской традиции хиндустанцев ( Северная Индия , Непал , Пакистан , Бангладеш ) . Используется для аккомпанемента солирующему ситару , сароду , саранги , певцу , для сопровождения танца в стиле катхак , иногда как сольный инструмент . Также распространен в фольклоре, популярной и религиозной музыке ( бхаджан , каввали ) стран индийского субконтинента . Играют на табла кистями рук.

Этимология

Название табла происходит из персидского и урду языков, и представляет собой уменьшительную форму арабского слова табл (طبل, tabl — барабан) . В свою очередь табл связано с арамейским табла (tablā) и аккадским тапалу (tāpalu, tābalu) , имеющими то же значение.

История

Точных сведений о происхождении табла нет. По всей видимости, строение современных табла и техника игры на них сформировались в музыкальной культуре Северной Индии на основе собственно индийских и иных, преимущественно персидских, музыкальных традиций.

Некоторые исследователи считают древними индийскими предшественниками табла парные барабаны, изображения которых имеются на рельефах в:

Также упоминаются изображения парных барабанов на рельефах в:

Характерно индийской чертой табла является покрытие центральной части мембраны специальной пастой, влияющей на тембр звучания. Эта черта очевидно унаследована табла от индийских барабанов en и мриданга .

Американская исследовательница Ребекка Стюарт считает, что табла могли возникнуть как результат экспериментов с такими барабанами, как уже упомянутые en и мриданга , а также дхолак и парные барабаны en .

По существующей традиции создание табла (как и многого другого, чьё происхождение неизвестно) приписывают Амиру Хосрову (1253—1325). Однако в его собственных сочинениях упоминаний этого инструмента нет.

Существует легенда, рассказывающая о рождении табла. Во времена Акбара жили два профессиональных исполнителя на пакхавадже. Они были непримиримыми соперниками и постоянно соревновались друг с другом. Однажды в жаркой схватке барабанного состязания один из соперников — Судхар Хан — потерпел поражение и, не в силах вынести его горечь, швырнул свой пакхавадж оземь. Барабан разбился на две части, превратившиеся в табла и дагга.

Среди крупнейших исполнителей — Закир Хуссейн , Алла Ракха , Низамуддин Хан, Никхиль Гхош, Канап Датт .

Школы игры

Существует несколько школ игры ( en ) на табла, из которых наиболее известны:

  • en ( хинди दिल्ली घराना , Dillī gharānā)
  • en ( अजराड़ा घराना , Ajrāṛā gharānā)
  • en ( पंजाब घराना , Panjāb gharānā)
  • en ( लखनऊ घराना , Lakhnaū gharānā)
  • en ( बनारस घराना , Banāras gharānā)
  • en ( फ़र्रूख़ाबाद घराना , Farruk͟hābād gharānā)

Последние три объединяются в группу школ «восточного стиля» ( पूरब बाज़ , Pūrab bāz).

Описание

Малый барабан из дерева называется дайя (в переводе с хин­ди — правый) или табла . Корпус в виде усечённого конуса. Примерные размеры: высота 27 см, диаметр мембраны 13 см.

Большой барабан из металла (меди, латуни и других видов) или глины называется байя (левый) или дагга . Примерные размеры: высота 27 см, диаметр мембраны 22,5 см.

Мембрана из козлиной кожи, находится между двумя кожаными кольцами . В центральной части мембраны находится круг тёмного цвета, представляющий собой пасту особого состава (оксид железа, клей, мука, сажа, медный купорос), наносимую в несколько слоёв постепенно уменьшающимися кружками (5 и более) .

Края мембраны оплетены кожаными ремнями. За эту оплётку мембрану оттягивают 16 ременных стяжек, проходящих вдоль корпуса барабана и крепящихся за кольцо из скрученного ремня в его нижней части. Натяжение ремней для настройки малого, а иногда и большого барабана, регулируется подложенными под ремни деревянными чурочками.

Барабаны устанавливаются на кольцеобразные подушечки.

Настройка

Малый барабан настраивается на определенную ноту, обычно тонику , доминанту или субдоминанту тональности солиста. Эта тоника в музыке Индии называется Са (см. саргам ) и является основной нотой раги . Диапазон настройки зависит от размера барабана. Для настройки используют молоточек, которым ударяют по оплетке мембраны и чурочкам.

Большой барабан настраивается примерно на октаву или квинту ниже малого барабана.

См. также

Примечания

  1. Tablā // . — USA: Oxford University Press, 2001.
  2. .
  3. // Музыкальный энциклопедический словарь. — М. : Советская энциклопедия, 1990. — С. 530—531. — 672 с.
  4. .
  5. Ṭabl // от 15 января 2022 на Wayback Machine — Vol. 10. — Leiden: Brill, 2000. — pp. 32—34.
  6. от 16 августа 2011 на Wayback Machine — pp. 177—178.
  7. Prajnanananda S.
  8. Deva B.C. от 8 июля 2018 на Wayback Machine .
  9. Bhattacharya D. от 18 января 2022 на Wayback Machine . — 2004. — p. 5 (fig. 7); p. 9 (note iv).
  10. Twin Pidha Temple ( от 5 октября 2012 на Wayback Machine , от 4 марта 2016 на Wayback Machine ) in от 6 октября 2012 на Wayback Machine (Digital Library of от 12 октября 2017 на Wayback Machine ), Slides 4, 6, 7.
  11. Stewart R. The Tabla in Perspective (unpubl. diss. thesis). — Univ. of California, Los Angeles, 1974.
  12. Courtney D. от 15 января 2022 на Wayback Machine // chandrakantha.com

Литература

  • // Большая российская энциклопедия. Том 31. — М. , 2016. — С. 538—539.
  • // Музыкальная энциклопедия. Том 5. — М. : Советская энциклопедия, 1981. — Стб. 366—367.
  • Табла // Музыкальные инструменты. Энциклопедия. — М. : Дека-ВС, 2008. — С. 555—556. — 786 с.
Источник —

Same as Табла