Бойтесь данайцев, дары приносящих
- 1 year ago
- 0
- 0
Святы́е Дары́ — в исторических церквях — Тело и Кровь Христа , имеющие вид хлеба и вина .
Святые Дары приготовляются архиереем или священником на литургии во время евхаристического канона для причащения христиан. Согласно вероучению, сам Святой Дух пресуществляет (или прелагает ) предложенные хлеб ( Евхаристический Агнец , вырезанный из просфоры ) в Тело Христово, а вино — в Кровь Христову. Святые Дары потребляются (с молитвенным благоговением съедаются) верующими непосредственно на литургии, где они и освящаются , а запасные Дары, используемые для причастия, вне литургии хранятся в дарохранительнице , которая у православных располагается на престоле в алтаре , а у католиков, обычно, за алтарём; переносятся туда в дароносице .
В православии Святые Дары приготовляются священником на проскомидии (первой части литургии ) . Хлеб для Святых Даров, называемый просфорой , выпекают из квасного (дрожжевого) теста — из пшеничной муки, замешанной на воде с солью . Вино для причастия берут только чистое виноградное, чаще всего красное. В Русской православной церкви с XIX века вошло в обычай совершать Евхаристию только на сладких красных винах типа кагор , хотя канонически не запрещается служение на полусладких или сухих винах. Красный цвет вина символизирует Кровь Христову. Смешивание вина с водой производится в византийском обряде в воспоминание того, что из ребра Спасителя, пронзённого копьём римского воина , истекли кровь и вода, а также по слову апостола Иоанна : «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном» ( 1Ин. ). В западном обряде смешивание происходит один раз, в византийском — дважды (повторное доливание горячей воды (теплоты) в Чашу).
Святые Дары преждеосвящённые и запасные — это хлеб и вино, освящённые заранее . Запасные Святые Дары служат для причащения больных на дому; обычно их освящают за литургией в Великий четверг , но при необходимости запасные Святые Дары могут быть заготовлены за любой литургией в течение года.
Святые Дары хранятся в особом сосуде, называемом дарохранительницей , на престоле в алтаре . Для переноса Святых Даров используется дароносица .
В католицизме латинского обряда литургический хлеб, называемый гостией , как правило (в обычной ситуации) пресный ( pane azymo ), представляет собой небольшие пластинки круглой формы. Фома Аквинский настаивал, что для Евхаристии должен использоваться исключительно "пшеничный хлеб" ( panis triticeus ). При этом он допускал причастие с использованием и квасного ( fermentatus ) хлеба ( Сумма теологии , III, 74, 4). Традиционно для евхаристии используется белое вино [ источник не указан 2203 дня ] , обязательно смешивается с водой. Грекокатолики используют квасной хлеб и красное вино, как и православные. В католическом литургическом календаре существует Праздник Тела и Крови Христовых , в который Святые Дары в особой дароносице ( монстранции ) в ходе торжественной процессии проносятся вокруг храма или по улицам города.
В Древневосточных православных церквях традиция приготовления Святых Даров различна. В Коптской православной церкви , согласно воспринятой ими греческой традиции, используется квасной хлеб и красное разбавленное вино. Особенностью сирийской традиции является особый хлеб, приготовленный с добавлением соли и масла. В Армянской апостольской церкви традиционен пресный хлеб и красное неразбавленное вино. Армянская церковь не наделяет догматическим смыслом способ приготовления хлеба и вина, и считает, что все отличия происходят от местных традиций.
Спор об опресноках — полемика, которая возникла между греческими и латинскими богословами в 1053 году, о том какой хлеб (пресный или квасной) нужно использовать в таинстве Евхаристии.
Аргумент к обоснованию квасного литургического хлеба отдельные сторонники этой традиции видят в греческом тексте Евангелий, где описывается установление Евхаристии Иисусом Христом на Тайной Вечере . Греческое слово «ἄρτος» (а́ртос), буквально — « хлеб », использованное евангелистами, толкуется ими в смысле квасного хлеба и указывается, что опресноки в Библии обозначаются словом «ἄζυμος» (а́зимос), буквально — «пресный». Таким образом утверждается мысль, что квасной хлеб заповедан Самим Богом, и что использование опресноков является «отступничеством».
Библия свидетельствует, что для древних греков «артос» был понятием нейтральным и о составе хлеба не говорил. Так в Септуагинте , в книге Исход «артос», в сочетании с «азимосом» и без такого сочетания, упоминается именно как пресный хлеб, приготовленный для религиозной церемонии:
и хлебов (ἄρτους) пресных (ἄζυμους), и опресноков, смешанных с елеем, и лепешек пресных, помазанных елеем: из муки пшеничной сделай их, положи их в одну корзину, и принеси их в корзине… Исх.
и один круглый хлеб (ἄρτον), одну лепешку на елее и один опреснок из корзины… Исх.
В тексте молитвы Отче наш в Евангелии от Матфея и в Евангелии от Луки : др.-греч. «τὸν ἄρτον , ἡμῶν τὸν ἐπιούσιον δὸς ἡμῖν σήμερον» — « хлеб наш насущный подавай нам на каждый день», слово «ἄρτον» ( винительный падеж от слова «ἄρτος») означает однозначно «хлеб», без уточнения его состава.
Спор о том, какой хлеб следует использовать для евхаристии − квасной или пресный, − послужил одной из формальных причин Великой схизмы .