Илона Сербская
- 1 year ago
- 0
- 0
Се́рбская му́зыка ( серб. Српска музика ) — достижения музыкальной культуры сербского народа ; результат многовекового исторического процесса формирования и развития своеобразных традиций . Это понятие объединяет , , и .
Богатая музыкальная традиция сербской музыки была заложена в Средневековье . В церквях страны исполнялся цикл разнообразных церковных песен на религиозные тематики , под названием « Восьмигласник » (Октоих). Правители покровительствовали музыкантам.
Сербская музыка развивалась под влиянием Византийской культуры, как во времена Сербской средневековой державы (XII—XV века), так и во время нахождения под властью Турции .
Во время турецкого господства официальное музицирование пришло в упадок. Лучше она сохранялась в Воеводине , находящейся в составе Габсбургской монархии . О сербской церковной музыке сохранилось мало сведений. С XVIII века известны церковные песни, которые основывались на образцах XV века . Хотя, есть предположение, что в первой половине XVII века сербское церковное пение было создано на основе поздневизантийской традиции и сербского народного пения (с 1713 года на церковнославянском языке ) . Под влиянием русской музыки в сербских драматических произведениях появляется нелитургическая инструментальная музыка и песни. В Белграде , находившемся тогда под властью Австрии , для православного населения в 1721 году была основана греческая певческая школа . В конце XVIII — начале XIX веков в Сремских Карловцах , центре сербской метрополии, зародился . Первое известное печатное издание сербской церковной музыки вышло в 1862—1864 годах в Вене — это «Православное церковное пение сербского народа» ( серб. Православно црквено поjaње у србског народа ) К. Станковича , содержащее песнопения литургии Иоанна Златоуста , тропари и кондаки праздников .
Для сербской народной музыки, как и для музыки многих народов Балкан , характерен диапазон в объёме кварты или квинты , довольно сложная метрика (например, составной повторяющийся метр 7/8, 9/8 и 13/16 ; часто меняющийся и иногда вообще отсутствующий метр), диатонические попевки с чертами ладовой переменности, встречаются также элементы хроматики (распространённая интонация — ув. секунда; встречаются мелодии, гармония которых выражена терциями ); многие мелодии богато орнаментированы. В вокале используется двухголосное или многоголосное пение . Народные инструменты используются преимущественно для аккомпанемента при пении и редко — для самостоятельного исполнения . На сербскую народную музыку существенно повлияли византийская и восточная (в особенности турецкая ) музыка, на музыку Воеводины — венгерская, хорватская и австрийская.
Духовые инструменты : свирель фрула, родственная молдавскому и румынскому флуеру , двойная свирель двойница ( серб. двојница ), зурна ( серб. зурла ), кларнет и кавал . После Сербской революции в Сербию проник духовой оркестр , прочно вошедший в сербскую народную музыку во время Первой мировой войны . В странах Запада такой стиль исполнения народной музыки в духовом варианте называется .
К струнным щипковым инструментам относится , она же и . В центральной и южной Сербии она аккомпанирует другим инструментам, в то время как в Воеводине тамбурица используется в составе ансамбля, состоящего исключительно из них (такие же ансамбли встречаются и в Хорватии). В сольном исполнении напоминает саз (Центральная и южная Сербия) или мандолину (Воеводина). Смычковым инструментом является гусле . Они не имеют ничего общего с русскими гуслями , и представляют собой однострунный (струна изготавливается из 30—60 сплетённых конских волос) смычковый инструмент с грушевидным корпусом, обтянутым бараньей или кроличьей кожей , головка грифа иногда исполняется в виде голов зверей или птиц. При игре гусле ставятся на колено, струны едва касаются шейки, а не плотно прижимаются к ней. Гусле обычно сопровождают эпические песни . В Средние века и ранее Новое время сербские гусляры часто гастролировали по странам Южной и Восточной Европы в силу своей популярности . Кроме того, к смычковым относится кеманча ( серб. ćemane, ћемане ). Позднее в сербскую народную музыку проникли скрипка и виолончель .
К духовым язычковым инструментам относится волынка гайда , большой популярностью пользовавшаяся в Воеводине (а особенно — в Среме ). В XIX веке её довольно быстро вытеснил аккордеон . Главная особенность сербского аккордеона — очень высокий тембр, из-за чего он звучит пискляво .
К ударным инструментам относится барабан тапан ( серб. тапан, гоч ), схожий с кавазским давулом или индийским дхолом . Среди мусульман распространена дарбука .
В сёлах и (община Рековац , Поморавский округ ), расположенных в исторической области с середины XX века известна практика изготовления духовых (роги, трубы и зурны) и ударных инструментов из корнеплодов тыквы (инструмент, изготовленный из тыквы называется серб. лејка, lejka ). Начало ей положил житель села Течич Предраг Благоевич, на данный момент являющийся одним из немногих в Сербии мастеров по изготовлению музыкальных инструментов из тыквы, если не единственным. Ориентировочно в 1980-х годах ныне покойный Сибин Славкович из села создал оркестр из тыквенных музыкальных инструментов (его участники называются серб. лејкаши, lejkaši ), впоследствии вошедший в вукмановацкий ансамбль народной музыки «Младост». Участники данного оркестра исполняют музыку без нот и репетиций, однако никогда не ошибаются во время исполнения .
В конце XIX-го-начале XX века в городах Сербии сложился особый жанр народной музыки — серб. староградска музика .
В Воеводине распространён бечарац — жанр, в котором исполняются сатирические и шуточные песенки, как правило в виде двустиший. Каждая строка в двустишии повторяется два раза, сначала первая строка поётся запевалой, а затем её «подхватывает» хор, а вторая полностью поётся хором. Помимо Сербии, бечарац распространён в Хорватии. Также песни в этом жанре могут быть в виде четверостишия, в этом случае, первая строка поётся запевалой, а остальные — хором. Примерным аналогом бечараца в русской народной музыке являются частушки , а в украинской — коломыйки . Часто характер песен является неформальным и искренним (исполнение может продолжаться до тех пор, пока у исполнителей не иссякнут силы), а текст может являться импровизацией .
Под влиянием сербской народной музыки в румынском и молдавском фольклоре возник танец сырба ( молд. сырба, sîrba , рум. sârba ). В то же время русский и белорусский народный танец « Сербиянка », он же «Сербияночка», не имеет с сербской культурой ничего общего и является танцем цыганского происхождения.
Сербская танцевальная культура отличается динамичностью, ритмичностью, большим разнообразием исполняемых танцев . Самой распространённой фигурой в сербских народных танцах является хоровод , как и во всех балканских странах. По состоянию на 1948 год, в Сербии насчитывалось 1668 разновидностей народных танцев, как и общераспространённых, так и региональных .
Самый известный сербский народный танец — коло. Во время исполнения танца участники держатся за руки, кладут на плечи или пояс друг друга и ходят по замкнутому кругу , реже — по разомкнутому кольцу. Во время исполнения участники также могут притоптывать, вращаться вокруг своей оси или приседать. Если коло исполняется в форме полуокружности, то танцоры по краям вертят платки, подсказывая остальным . Раньше коло сопровождалось лишь пением, с XIX века и по настоящее время коло танцуют под аккомпанемент народных инструментов. В каждом регионе Сербии существует своя разновидность коло, различающиеся движением ног и манерой исполнения , самые известные — коло из Ужицкого края ( серб. Ужичко коло ), коло из окрестностей Лесковаца ( серб. лесковачка четворка ) и моравац (коло из Поморавья , серб. моравац ). Коло вошло в сборник пьес Антонина Дворжака « Славянские танцы » в опус 72 под названием № 7 (15) C-dur. Allegro vivace .
Другая разновидность сербского народного танца — чачак. Помимо окружности танец может иметь форму спирали и прямой линии. Участники движутся против часовой стрелки, темп быстрый — 2/4, но может становиться быстрее . Больше всего известны чачак из Шумадии ( серб. шумадијски чачак ) и из окрестностей Нишка-Бани ( серб. бањски чачак, заплањски чачак ) .
В ряде танцев исполнители, строго сохраняя рисунок, не соединяют рук. Такое положение называется «поворка» или «врста» — это несвязанный вид танца. Другой вид танца — переходный от несвязанного к связанному, то есть когда исполнители держатся за руки, за платки, за полотенца, за ожерелья, находящиеся в руках. В этом положении они могут двигаться цепочкой, по кругу, образовывать воротца и т. п .
В период между 60-ми и 90-ми годами XX века на основе народных мелодий во всех республиках бывшей СФРЮ , кроме Словении , возник жанр городской популярной музыки, который получил название «новосозданная/новокомпонованная народная музыка» или «новая народная музыка» ( серб. новокомпонована народна музика ). Термин «новокомпанованный» здесь не случаен, поскольку подчёркивает отличие фолк-музыки от традиционной народной музыки. Хотя поначалу и предпринимались определенные попытки сделать фолк-музыку похожей на традиционную по формам и содержанию, но вскоре они сошли на нет, и «новокомпанованная» авторская фолк-музыка всё дальше и дальше удалялась от своих источников.
По своим характеристикам, таких как тиражи, количество и популярность в СМИ, «новокомпанованная» сербская фолк-музыка представляет собой типичное явление массовой культуры . Несмотря на то, что она подвергалась критике со стороны правящей партии и государственных структур, «новокомпонованная» музыка стала пользоваться большой популярностью в социалистической Югославии.
Этот тип музыки облагался дополнительным налогом, применявшимся к содержанию, не имеющему культурной или художественной ценности, в народе называемой «налогом на шунд» ( серб. налог на шунд , от нем. — «низкопробная литература»), отсюда и разговорное название « серб. шундачи » для песен этого жанра.
Базовым инструментом в этом жанре является аккордеон, без которого немыслим «народный» оркестр и который является своего рода визитной карточкой жанра. Остальные инструменты изначально были акустическими, но уже в середине 1970-х они были заменены электрическими, а в начале восьмидесятых — синтезатором и .
В музыкальном смысле «новокомпанованная» народная музыка непритязательна. Для неё характерны вариации на музыкальные темы всего Балканского региона, а также Турции, Ближнего Востока и даже Индии, приспособленные к зачастую скромным вокальным возможностям исполнителей, а также неумеренное использование эффектов. Тексты чаще всего довольно простые и изобилуют пафосом. В основном в песнях описывается горе по потерянной любви, измена, оплакивание тяжёлой жизни, сожаление о потерянной молодости, ностальгия по заброшенному родному региону, а также повседневность, в основном деревенская. Для авторов песен в большинстве случаев важна только рифма, поэтому из-за неё они склонны пренебрегать грамматикой, а нередко и логикой. Поэтому такие тексты очень часто являются предметом насмешек в СМИ и среди тех, кто не любит этот тип музыки, но, судя по их количеству и популярности, это не влияет ни на авторов, ни на исполнителей, ни на слушающую их аудиторию.
Турбо-фолк представляет собой стиль, совмещающий современную поп-музыку с национальными мелодиями, а также восточными и цыганскими. Получил распространение в 1990-е годы не только в Сербии, но и по всей бывшей Югославии, а также в Греции и Болгарии. Основоположницей турбо-фолка считается Лепа Брена (настоящее имя — Фахрета Яхич) .
|
В другом языковом разделе
есть более полная статья
(серб.)
.
|