Сербы в Хорватии
- 1 year ago
- 0
- 0
Сербы в Молдавии ( серб. Срби у Молдавији ; рум. Sârbii în Moldova ) — являются малочисленным, но исторически значимым меньшинством. Сербы начали заселять территорию Молдавии в первой половине XV века. Между сербскими и молдавскими правителями заключались династические браки, что способствовало культурному обмену между странами. Со средних веков в Молдавии жили и работали многие сербские деятели культуры и духовенство. Спасаясь от турецкой мести, после подавления Первого сербского восстания , многие воеводы и известные личности переселились из Сербии в Бессарабию .
Первые сведения о Молдавии в сербских текстах упоминаются в « Житие Стефана Лазаревича », написанном в 1435 году Константином Философом . В других средневековых сербских писаниях молдаване упоминаются как «Басарабы», «Богданцы» или «Карабогданцы», а страна как Басарабская земля, Молдавская земля, Богданская земля , Карабогданская земля и т.д. Молдавия упоминается и в сербских народных песнях, таких как « ». В первой половине XVII века Иван Гундулич в « Османе » описывает Хотинскую битву , происходившую на Днестре в Бессарабии в 1621 году между поляками и турками , и там же рассказывает о богданцах и их стране — Богдании .
В 1452 году сербский патриарх рукоположил в Сербии кира Феоктиста митрополитом Молдавии . Это был шаг, предотвративший предотвративший заключение унии православными молдаванами.
В годы правления Петра IV Рареша (1526-1538 и 1541-1546) Молдавия потерпела несколько поражений от Турции . После нашествия султана Сулеймана Великолепного в 1538 году Турция начала вмешиваться во внутренние дела Молдавии, в дальнейшем это привело к политической и экономической отсталости государства в 17-18 вв. Жена Петра IV Рареша — была дочерью последнего сербского деспота из семьи Бранковичей — Йована . Она являлась большим покровителем культуры в Молдове. Например, она основала несколько культовых сооружений: церкви « » (1551 г.) и « » (1552 г.) в Ботошанах и « » (1551 г.) в Сучаве . Также она помогала мужу в дипломатической переписке, об этом говорится в летописи молдавского хрониста XVII века Григо́ре Уре́ке .
Дочь Петра Рареша и Елены, , жена молдавского господаря Александру IV Лэпушняну , правившего в 1552-1561 и 1563-1568 годах, сделала пожертвование в монастырь Милешева в 1567 году, где покоится тело Святого Саввы . Также благодаря ей потомки Стефана Вукчича Косачи , герцога Святого Саввы , были приняты при Молдавском дворе. Она приняла «трех братьев и двух сестер», как говорится в письме к жителям Дубровника в 1566 году, написанном Драгомиром Србином: «Это были: Георгий, Павле, Стефан, Катарина и Мария. Они были связаны с Руксандой через семью ». Некоторые авантюристы также использовали имя знаменитой семьи Бранковичей . Так, некоему Иакову из Ираклиона из Крита удалось убедить герцога Александра и Руксандру, что он потомок Бранковичей, то есть родственник Руксандры. Ему даже удалось получить молдавский княжеский престол и править два года. После Иакова и Стефана Томша господарем Молдавии стал Богдан IV Лэпушняну — сын Александра и Руксандры Лупушняну, правивший в 1568-1572 гг.
Вторая половина XVI века в истории румынских княжеств ознаменовалась борьбой валашских и молдавских князей за свержение турецкого владычества. Особенно это проявилось в период правления князя Михая Храброго (1593-1601). В армии Михая Храброго сербы играли значительную роль. Согласно хронике немецкого философа Вальтера Балтазара задунайские сербы прислали «князю Михаю» делегацию с предложением присоединиться к нему, заявив, что в лесах вокруг Кладово находится около десяти тысяч сербов готовых к действию. Среди командиров князя Михая упоминается также префект Серб Никола, «командир значительного кавалерийского отряда», отличившийся в нескольких сражениях. Сербский лидер гайдуков Дели Марко возглавлял отряд из тысячи всадников в боях за объединение румынских земель. Во время Тринадцатилетней войны он встал на сторону принца Габора Бетлена из Трансильвании . Бетлен, чтобы получить влияние в Молдавии, пытался сделать Дели Марко господарём Молдовы, но безуспешно. Серб Джордже Сланкаменац также занимал видное место в Румынской освободительной армии. Со своими двумя тысячами воинов он участвовал на стороне Михая Храброго в нескольких сражениях. Легендарный сербский герой Старина Новак , которого румыны также зовут Баба Новак, получил наибольшую известность в армии Михая Храброго, став национальным героем Румынии . Известный румынский историк и литературный критик Николай Йорга охарактеризовал Баба Новака, как «героя поэтической легенды». Будучи уроженцем Пореча , Новак с несколькими тысячами своих гайдуков, среди которых были сербы, валахи и болгары, вел сражения против турок в Сербии и Болгарии, а в 1595 году примкнул к армии Михая Храброго. С тех пор и до своей мученической смерти в 1601 году он участвовал в сражениях, которые Михай Храбрый вёл в районах Валахии , Молдавии и Трансильвании .
После смерти князя Михая Храброго в Дунайских княжествах было восстановлено турецкое правление. Турция снова стала назначать валашских и молдавских господарей. Несмотря на это, в княжествах крепло антиосманское движение и возникло сильное стремление к национальному освобождению. Воплощением той борьбы в Молдавии был князь Василий Лупу (1634-1653), сумевший сломить боярскую власть и укрепить княжескую. Во время его правления произошел расцвет культуры в Молдавии. Князь Лупу был также меценатом сербских православных монастырей. В его грамотах упоминаются монастыри Лепавина в Славонии , Милешева в Сербии и Тврдош в Герцеговине .
Расселение сербов в Молдавии началось в первой половине 15 века. Первое сербское поселение — Срби, упоминается в 1423 году. Оно располагалось на реке . Сербское поселение Селиште на реке Прут упоминается в 1489 году. Сведения о сербах проживающих в Молдавском Княжестве приводятся многими зарубежными писателями-путешественниками в 16—17 вв. Трансильванско-саксонский историк , описывая Молдавию в 1541 году, утверждает, что в этом княжестве проживают и сербы. Польский историк Матей Стрыйковский в 1575 г. писал, что в Молдавии проживает много сербов. Писатель-путешественник Фридрих фон Креквиц из Трансильвании в 1685 году написал, что сербы жили в Молдавии «с древних времен». Пётр IV Рареш, воевода Молдавии, в 1588 году с помощью боярина из рода Шептеличи основал сербское поселение у Днестра , которое сейчас так и называется — Шептеличи . В 1598 г. зафиксировано, что сербское население проживало в поселении в районе Сучавы. Господарь Молдавии Иеремия Могила в хартии от 1603 года упоминает сербов среди жителей, населявших страну. Они жили в районе , где были захоронены супруги Рареш. Также имеются упоминания о сербах проживающих в Бырладе , Тутове , Балошешть, на реке Сирет. Было основано около 10 деревень, которые назывались сербскими ( или ). Согласно « » от 1828 г., в то время «в Молдавии и Валахии» проживало еще около 3000 сербов.
Иосиф, иеромонах из Черногории, стал первым настоятелем мужского скита Сурученского Георгиевскиего монастыря , расположенного в 12 «верстах» от Кишинева .
В XVIII веке на Балканах разгорелись русско-турецкие войны затронувшие и территорию Бессарабии . В войнах против Турции в 18 веке особенно выделялись два серба. Первым был граф Са́вва Луки́ч Рагузи́нский, а вторым был генерал Петр Попович Текели из Российской императорской армии.
Сразу после Великой Турецкой войны (1683-1699), когда турки были изгнаны с большей части Паннонской равнины , в Молдавии усилилось освободительное движение. Стремясь изгнать турок, молдавский господарь Димитрий Кантемир вступил в союз с русским императором Петром Великим , который был нацелен на освобождение Молдавии от Турции. В подготовке совместного выступления русских и молдаван против турок в 1710 году значительную роль сыграл советник императора Петра Великого граф Са́вва Луки́ч Рагузи́нский .
Непосредственно перед началом конфликта между русско-молдавскими войсками и Турцией графу Лукичу была поставлена задача «обеспечения гражданской стороны войны». По поручению российского императора вел переговоры с молдавской стороной. Об этом пишет молдавский летописец Ион Некульче , который говорит о графе Лукиче — «министр императора, которого считают великим воином, знающим несколько языков». Савве Рагузинскому было разрешено платить каждому молдавскому полковнику по 100 рублей, унтер-офицеру по 30, прапорщику и интенданту по 10 и солдату по 5. В то же время он редактировал договор между русским императором Петром I и молдавским князем Дмитрием Кантемиром. Эта война закончилась в 1711 году после Прутского похода русской армии поражением союзников.
В русской армии второй половины XVIII века особо выделялся сербский генерал Пётр Текели . Прославился в войнах в Бессарабии против Турции. В русско-турецкой войне (1768-1774) сербский гусарский полк во главе с Петром Текелия одержал победу под Хотином в 1768 году. Сербские гусары одержали новые победы под Фокшаном в Молдавии и Брэилом на Дунае. После сражения у Рябайской Могилы , в котором отличился Текелия, главнокомандующий Румянцев в своем рапорте императрице Екатерине II особо подчеркнул его вклад в победу. За заслуги в битве при Кагуле на юге Бессарабии в 1770 г. он был произведен в генерал-майоры .
Доситей Обрадович жил в Молдавии с 1781 по 1782 год. Побывав на греческом острове Хиос и в Константинополе , Досифей прибыл в молдавский порт Галаца через дельту Дуная . Там он представился «молодому господину» из известного молдавского рода Балш. По его рекомендации Досифей отправился в Фокшаны . Там его дружелюбно принял «спатар» Теодор Балш . После непродолжительного пребывания в этом городе Доситей отправился в Яссы — столицу Молдавии. Он пришел в дом Георгия Балша, «гардеробной великого принципата». Здесь он обучал французскому языку племянника молдавского архиепископа . Весной 1782 года он переехал в город Роман , к епископу . Он писал об этом:
Как я провел здесь ту благословенную весну и лето, что невозможно описать. Осенью купцы уезжают в Лейпциг, и у меня около трехсот дукатов. Вот, что мы желаем времени для Германии и за ее пределами. Мои хорошие друзья советуют мне остаться еще на год и набрать больше. Нет, ни в коем случае, потому что я боюсь, что меня не устроят деньги и душевный покой, поэтому я бы остался там до самой могилы.
Доситей покинул Молдавию осенью 1782 г.
После подавления восстания в Бессарабии во главе с Карагеоргий поселились еще около тысячи сербских семей беженцев. Среди них были выдающиеся участники Первого сербского восстания : Яков Ненадович , его сын , Младен Милованович , , , Папа , , , и . К Карагеоргию и герцогам присоединился лидер восстания в Сербии в 1814 году Хаджи Продан . В 1820 году русский писатель Александр Пушкин был в Кишиневе , где познакомился с известными сербскими князьями, такими как Вучич, Ненадович, Живкович и другими. Семья Карагеоргия тоже была там. Его жена и дети продолжали жить в этой стране даже после его смерти. У Карагеоргия и его жены Елены было четыре дочери: Сава, Сара, Пола и Стаменка. Сара и Стамена отправились в Бессарабию, где жили со своими семьями. Елена заботилась о своих сыновьях после смерти Карагеоргия. , старший сын Карагеоргия, приехал в Бессарабию со своими родителями в 1814 году. Император Александр I принял его в гвардейский корпус. После окончания Военной академии женился на , дочери надворного маршала Николая Трокина. Алекса и Мария жили в своем имении в Скильене, на реке Прут. У них родился сын (Джока). Сразу после его рождения умерла его мать, а через год, в 1830 г., умер и Алекса, похоронен в Кишиневе. Александр , младший сын Караджордже, прибыл в Хотин в 1814 году. После смерти отца продолжил образование. Он жил с матерью в бедности до 1822 года, когда им вернули отцовскую пенсию, чтобы он мог продолжить образование. В Хотине в 1830 году он женился на Персиде , дочери Еврема и внучке Якова Ненадовича. Он жил в Бессарабии до 1830 года, затем переехал в Крайову , где жил до 1830 года. Затем он переехал в Сербию, став адъютантом князя Михаила Обреновича .
В январе 1815 г. в Хотине Карагеоргий провел совещание с князьями, на котором были обозначены дальнейшие шаги руководства восстания в отношении защиты сербского населения в Турции. В Хотине сербские князья согласились составить челобитную царю Александру, в которой описывали бы зверства турок, происходившие в то время в Сербии, и просили его о помиловании сербского народа в Сербии, ставшего жертвой Бухарестского мира . Карагеоргий и герцоги отправили запрос российскому императору Александру I в Париж через Младена Миловановича . Вскоре Младен Милованович принес известие от российского императорского двора лидеру Карагеорг в Хотин о том, что император Александр I сказал им, что он посоветовал туркам отказаться от войны с Сербией и придерживаться Бухарестского договора. В начале 1816 года вождь Караджордже вместе с князем Яковом Ненадовичем отправился в Санкт-Петербург к российскому императору. Он не нашел понимания при императорском дворе, где ему сказали, что сейчас не время для войны с Турцией, потому что Россия еще не оправилась от войн с Наполеоном. Намерение императорского двора состояло в том, чтобы заселить приграничную территорию в направлении Турции сербами, бежавшими в Бессарабию с Караджордже. Таким образом будет организована Военная граница в сторону Турции, как это было сделано более шести десятилетий назад на Днепре и Дону , то есть в Новой Сербии и Славянской Сербии . С тех пор надежды Карагеоргий вернуться в Сербию, где он поднимет народ на восстание, были направлены на Филики Этерия .
Карагеоргий познакомился с руководством Филики Этерия в 1816 году, когда он был в Петербурге, на аудиенции у императора Александра I. Здесь его познакомил с идеями Гетерии граф Иоаннис Каподистрия , министр иностранных дел России. Выполняя соглашение с руководством Филики Этерия, Карагеоргий переехал в Яссы в Молдавии с российским паспортом в апреле 1817 года. После длительного пребывания в этом городе и в Бухаресте, в июле 1817 г. он переехал в Сербию. С тех пор, как он покинул ее, прошло менее четырех лет. За это время здесь произошли большие изменения. Успешно возглавив сербов во Втором сербском восстании в 1815 году, князь Милош Обренович после своих военных успехов встал на путь дипломатии в борьбе за национальное освобождение. В этом он имел поддержку России. Лидер Карагеоргий закончил свою жизнь в , когда он был убит людьми князя Милоша. По замыслу руководства Филики Этерия восстание балканских народов должно было вспыхнуть в Молдавии, Валахии и Греции. В соответствии с этим решением генерал Ипсиланти повел гетеристов из Бессарабии в Молдавию в 1821 г. и захватил столицу Яссы. С другой стороны, стремясь к одной цели, завоеванию Бухареста, валашских повстанцев во главе с гетеристами из Олтении возглавил Тюдор Владимиреску . Многие сербы также сражались на стороне румынских повстанцев за освобождение Валахии и Молдавии в 1821 году. Среди них выделялся Хаджи Продан , капитан полиции повстанческой армии. Герцоги и также участвовали в гетеристском движении за освобождение румынских княжеств, которые, опасаясь мести Карагеоргия, бежали в Валахию в 1811 году, а затем в Кишинёв. Здесь в 1821 году они присоединились к гетеристскому движению, за что получили выговор от князя Милоша, заявив, что он нападет на них вместе с турками, если они посмеют перенести восстание в Сербию.
Большая часть сербских беженцев оставалась в Бессарабии до 1830 г., когда Сербии была предоставлена автономия султаном , а турки были выселены, за исключением военных владений в городах. После того как миновала опасность возможных турецких репрессий, бежавшие из Бессарабии сербские семьи стали возвращаться на родину. После Хатишерифа князь Милош Обренович отправил депутатов Аврама Петрониевича и Цветко Райовича в Бессарабию с письмом, в котором приглашал живших там сербов вернуться в Сербию. Это также соответствовало позиции России, согласно которой после Хатшерифа были выполнены условия для возвращения в Сербию князей и других участников Первого сербского восстания, живших в Бессарабии.
Сима Милутинович прибыл в Кишинев в 1819 году. разыскивая своих родителей, бежавших в этот город после поражения Первого сербского восстания. Он нашел только своего отца, потому что его мать тем временем умерла. Во время многолетнего пребывания Милутиновича в Кишиневе в столице Бессарабии жили многие видные участники Первого сербского восстания. Здесь он закончил написание своего самого важного произведения «Сербиянка». «Сербиянка» представляет обширную поэтическую историю Первого сербского восстания в пятнадцати тысячах стихов сербских народных догматов. Песня содержит ряд удачных поэтических образов, впечатляющих портретов главных участников восстания и драматических изображений героических сражений. По рекомендации кишиневских сербов средства на издание «Сербиянки» предоставил Сими Йован Ризнич, богатый сербский купец из Одессы , прославившийся как меценат культуры. Он дал ему три тысячи талеров для печати и еще сто талеров на следующие три года, пока книга не будет закончена. Милутинович выполнил свое обещание Йовану Ризничу, и «Сербиянка» появилась в Лейпциге в 1826 году.
Великий сербский драматург в начале сороковых годов XIX века решил совершить путешествие по странам Восточной Европы, из Венгрии в далекий Крым. В 1845 г. он издал в Белграде книгу «Путешествия по Венгрии, Валахии, Молдавии, Бессарабии, Херсону и Крыму», которую написал в Гиржавском монастыре близ Кишинева. Путешествуя по странам в нескольких странах, где жили многочисленные народы, он делился сведениями и впечатлениями о людях, поселениях, природе и прошлом тех краев, через которые проезжал. По пути он иногда встречал живших там сербов.
В своей поездке Вуич также подробно писал о Бессарабии. Он писал, что в Бессарабии живут молдаване, русские, греки, болгары, сербы, армяне, евреи и немцы. В «Путешествиях» он много рассказывает о знаменитом сербе Спиридоне Филиповиче, который, прежде чем стать архимандритом Гиржавского монастыря под Кишинёвом, состоял на дипломатической службе у российского императора Александра I, сербского лидера Карагеоргия и черногорского епископа Петра I Петрович .
Во время Первой мировой войны сербские военнопленные, которые были мобилизованными солдатами Австро-Венгрии на Восточном фронте , перешли на сторону русской армии и собрались в районе Одессы . Отсюда по их просьбе, по соглашению между сербским и русским правительствами, они отправились в Сербию , присоединившись к сербской армии , добившейся больших побед над войсками Центральных держав . Добровольцы прошли через южные районы Бессарабии и через Дунай пришли в Сербию. Путь им перекрыла Болгария в 1915 году, вступив в войну на стороне Центральных держав, и больше не пропускала сербских добровольцев через Дунай. Несмотря на разорванные связи с метрополией, сербские добровольцы во все большем количестве собирались на земле юга Украины, готовясь к войне на стороне Сербии. В составе союзных войск сербские добровольцы вместе с русской и румынской армиями через Бессарабию и порт Рени на Дунае вышли на фронт в Добруджу и там в 1916 году сражались против армии Центральных держав, в состав которой входили частей Германии, Австро-Венгрии, Турции и Болгарии. Часть сербских заключенных, оказавшихся в Бессарабии, также присоединилась к Октябрьской социалистической революции 1917 года.
Сербы также принимали участие в боях за освобождение Молдавии и изгнание немецко-фашистских захватчиков. Бойцы 1-й югославской бригады в сентябре 1944 года после Ясско-Кишинёвская операции продолжили свой освободительный путь на родину, куда вошли через Турну-Северин . Чуть позже через Молдову прошла и Вторая югославская бригада. И в итоге прошла и прибыла на родину Вторая югославская танковая бригада.