Interested Article - Эбен, Жан-Франсуа
- 2020-08-11
- 1
Жан-Франсуа Эбен ( нем. Johann Franz Oeben , фр. Jean-François Oeben , 9 октября 1721, Хайнсберг , Северный Рейн-Вестфалия — 21 января 1763, Париж ) — французский мастер-мебельщик. Родом из Германии, большую часть жизни проработал в Париже при дворе короля Людовика XV . Его внуком по материнской линии был знаменитый живописец Эжен Делакруа .
Биография
Жан-Франсуа Эбен вначале обучался скульптуре, слесарному и токарному делу. В Париж он прибыл в период между 1742 и 1745 годами . Сначала Эбен работал свободным мастером в предместье Сент-Антуан. В Париже он выгодно женился в 28 июля 1749 года на Франсуазе-Маргарите Вандеркруз, дочери мастера-мебельщика Роже Вандеркруза , известного под псевдонимом Лакруа или Ла Круа.
В 1751—1754 годах Жан-Франсуа Эбен работал в качестве компаньона в мастерской Шарля-Жозефа Буля, сына выдающегося мастера Андре-Шарля Буля , затем организовал собственную мастерскую в галерее Лувра , предоставленной ему Булем, а также на мануфактуре Королевской меблировки ( мануфактуре Гобеленов ). После кончины Буля в 1754 году унаследовал его мастерскую и благодаря покровительству мадам де Помпадур стал «королевским мебельщиком» ( ébéniste du Roi ). «Эбенистами» называли мастеров, работавших с дорогими породами чёрного и красного «заморского» дерева ( фр. ébène — чёрное дерево). Это узаконивало Эбена как иностранца и давало возможность заниматься ремеслом под защитой цеховых правил Франции . Звание «королевского эбениста» первым в 1672 году получил Андре-Шарль Буль , который использовал самые разные и необычные материалы. Простых столяров именовали «menuisier» (мелочёвщиками). Вопреки сходству слов термин «эбенист» не связан с происхождением фамилии «Эбен» .
Жан-Франсуа Эбен прославился как создатель оригинальных конструкций мебели с хитроумными потайными механизмами (сказалось его обучение слесарному делу) и как один из авторов переходного стиля от рококо к строгим формам с прямыми линиями и углами, предвосхищающими неоклассицизм времени Людовика XVI. Он использовал фанеровку ценными породами дерева, технику маркетри , накладные бронзовые детали. Его главной заказчицей была маркиза де Помпадур.
Эпоха Просвещения дала развитие эпистолярному жанру, и секретеры стали популярным предметом мебели среди состоятельных парижан . Кроме того так сложилось, что наиболее известные и умелые мастера-мебельщики, поставщики французского двора, были по происхождению немцами или голландцами протестантского вероисповедания. В семьях мастеров-протестантов традиционно сохранялась высокая культура работы в ремесленных мастерских, но в то время в Германии возникали сложности для вступления в гильдии мастеров .
Самое знаменитое произведение Эбена — цилиндрическое « бюро Людовика XV » ( фр. Bureau du Roi ), начатое в 1760 году по рисунку Жан-Клода Дюплесси и законченное Жан-Анри Ризенером в 1769 году. Бюро с цилиндрической крышкой украшено маркетри, вызолоченными бронзовыми деталями и плакетками севрского фарфора . До настоящего времени оно экспонируется во «Внутреннем кабинете короля» в Версале .
Жан-Франсуа Эбен работал вместе с братом Симоном-Франсуа Эбеном (ок. 1725, Хайнсберг — 1786, Париж), его сотрудником с 1754 года и директором мануфактуры Гобеленов , который женился на другой сестре мастера Вандеркруза. Младшая сестра Жана-Франсуа Эбена Мари-Катрин с 1759 года была замужем за мебельщиком Мартеном Карленом , который также работал вместе с Эбеном, в частности, по заказам королевы Франции Марии-Антуанетты , супруги Людовика XVI в стиле неоклассицизма . Они выпускали мебель, используя рисунки Ж.-П. Кове, подлинные китайские панно и плакетки севрского фарфора .
После смерти Эбена его супруге достались большие долги. Но многие знатные парижане были сами должны вдове Эбена. Среди них были герцог Бургунский , герцог Ришельё , его высочество де Полми д’Аржансон , маркиза де Помпадур, принц де Субиз, герцог д’Омонт, герцог Шуазель, герцог де ля Вальер, супруга маршала де Лотрека .
После кончины Ж.-Ф. Эбена его вдова вышла замуж за Жана-Анри Ризенера , который использовал печать Эбена до тех пор, пока в 1768 году сам не получил звание мастера . Учениками Эбена Старшего считаются Ж.-А.Ризенер, М. Карлен и Ж.-Ф. Лелё . Один из коллежей двенадцатого округа Парижа назван в честь мастера Жана-Франсуа Эбена .
Изделия мастерской Ж.-Ф. Эбена
-
Бюро. Ок. 1770 г. Музей Конде, Дворец в Шантийи
-
Письменный и туалетный столик с откидывающейся крышкой. 1762—1768. Рейксмюсеум , Амстердам
-
Секретер. 1754—1756. Резиденция, Мюнхен
-
«Механический стол». 1761 – 1763. Метрополитен-музей , Нью-Йорк
-
Столик с цветочным маркетри. 1754—1757. Резиденция, Мюнхен
Примечания
- ↑ Jean-François Oeben // (англ.) // / — Oxford, Basingstoke, New York City: OUP , 2018. — ISBN 978-1-884446-05-4 —
- Jean-François Œben // (нем.) / Hrsg.: , — Berlin: , Verlag Walter de Gruyter , 2009. — ISSN —
- Jean François Oeben // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
- (англ.) — 2010.
- ↑ Н. Ганцева, А. Машакин. Мастер-мебельщик Жан-Франсуа Эбен (рус.) // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования : журнал. — 2008. — Ноябрь ( № 11 (62) ). — С. 43—58 .
- Власов В. Г. Эбенист, эбеновое дерево // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. Х, 2010. — С. 605—606
- Власов В. Г. Неоклассицизм // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VI, 2007. — С. 174
- Власов В. Г. Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. Т. 3. — Словарь имен, 1997. — С. 547
- The Grove Encyclopedia of Decorative Arts: Oxford University Press, USA. — In 2 Vol. — 2006. — Vo2. — Р. 272
- Döhler R.S. Jean François Oeben, Perrin et fils. Paris: éditions de l’Amateur, 2002
- 2020-08-11
- 1