Сын
органиста
, знал ноты раньше, чем научился читать. Учился в
иезуитской
школе. В 18 лет был отправлен отцом в
Италию
совершенствовать музыкальное образование в
Милане
. Вернувшись, выступал скрипачом в оркестре
Монпелье
, служил органистом в
Дижоне
,
Клермон-Ферране
,
Лионе
. С
1722
обосновался в Париже. Писал для парижских театров, сочинял духовную и светскую музыку, в
1745
стал придворным композитором.
Творчество
Рамо прославился как светский композитор (3 латинских
мотета
на духовные тексты относятся к раннему допарижскому периоду творчества). В XX веке он приобрёл широкую известность (вплоть до фортепианного репертуара
ДМШ
) как автор пьес для
клавесина
(сборники 1706, 1724, 1727) и пяти «концертов» для клавесина, скрипки и
виолы да гамба
(сборник издан в 1741), содержащих
сюиты
и яркие
характеристические пьесы
. Среди них наиболее известны «Тамбурин» (Tambourin), «Курица» (La poule), «Дофина» (La Dauphine), «Молоточки» (Les petits marteaux)
, «Перекличка птиц» (Le Rappel des oiseaux). Пьесы для клавесина — творческая лаборатория Рамо-композитора, место проведения экспериментов в области
гармонии
, ритма, фактуры. Например, пьесы «Дикари» (Les sauvages) и «Циклопы» (Les Cyclopes) необычайно изобретательны с точки зрения развёртывания
тонального
лада, а пьеса «Энгармоническая» (L’Enharmonique) — один из первых в истории музыки примеров
энгармонической
модуляции.
Рамо создал новый оперный стиль, представленный в его наиболее известных «музыкальных трагедиях» «
Ипполит и Арисия
» (1-я ред. 1733, 2-я ред. 1742, 3-я ред. 1757) и «
» (1-я ред. 1737, 2-я ред. 1754) и в
опере-балете
«
Галантные Индии
» (
Les Indes galantes
)
(1-я и 2-я ред. 1735, 3-я ред. 1736). Среди других опер — «
Дардан
» (1-я ред. 1739; 2-я ред. 1744, 3-я ред. 1760), «Празднества Гебы, или Лирические дарования» (1739), «Саид» («Заид», 1748), «Наида» (1749), «Зороастр» («Заратустра», 1-я ред. 1749, 2-я ред. 1756), «Бореады» (1763; 1-я сценическая постановка — Экс-ан-Прованский фестиваль, 1982), «лирические комедии» «
Платея
» (Версаль, 1745; 2-я ред. 1749) и «Паладины» (1760). Премьеры всех упомянутых опер (если не указано иное) прошли на сцене
Парижской оперы
.
Рамо принадлежат также семь (не опубликованных при жизни)
кантат
, в том числе «
» и «
» («L’Impatience»). Популярный у современных хористов «Гимн ночи» («Hymne à la nuit») в действительности — не сочинение Рамо, а выполненная Ж. Нуайоном (1888—1962) обработка для хора темы дуэта жриц («Rendons un éternel hommage», акт I, сцена 3) из оперы «Ипполит и Арисия».
На сочинения Рамо (для более точной их идентификации) принято ссылаться по тематическому каталогу Бюиссу-Эрлина-Денешо (принятое сокращение
RCT
, от
фр.
Rameau Catalogue Thématique
)
.
Рассуждение о различных способах аккомпанемента на клавесине или на органе (Dissertation sur les différentes méthodes d’accompagnement pour la clavecin ou pour l’orgue, 1732) (63 с.)
Происхождение гармонии, или Трактат о теоретической и практической музыке (Génération harmonique, ou Traité de musique théorique et pratique, 1737) (19 глав; 256 с., 11 илл.)
Демонстрация основ гармонии (Démonstration du principe de l’harmonie, 1750) (главы не пронумерованы; xxiii, 112 с.)
Новые мысли г-на Рамо по поводу демонстрации основ гармонии (Nouvelles réflexions de M Rameau sur sa démonstration du principe de l’harmonie, 1752) (88 с.)
Наблюдения над нашей склонностью к музыке и о её [склонности] основах (Observations sur notre instinct pour la musique et sur son principe, 1754) (xvi, 126 с.). Этот труд был написан как ответ на «Письмо о французской музыке»
Ж-Ж. Руссо
(
Lettre sur la musique françoise
, 1753), содержащее критические замечания в адрес музыкальной теории Рамо.
Ошибки в музыкальных статьях
Энциклопедии
(Erreurs sur la musique dans l’Encyclopédie, 1755). В этом небольшом труде Рамо обсуждает «ошибки» Руссо в энциклопедических статьях Accompagnement, Accord, Cadence, Choeur, Chromatique, Dissonance.
Законы практической музыки (Code de musique pratique, ou Méthodes pour apprendre la musique 1760) (16 глав; xx, 185 с., нотные примеры 33 с; в приложении -- )
Письмо к
д'Аламберу
(Lettre à M. d’Alembert sur ses opinions en musique; напечатано как приложение к трактату «Законы практической музыки», 1760).
Nouvelles réflexions sur le principe sonore (1760; текст напечатан как приложение к трактату «Законы практической музыки»; 49 с.)
Признание
После смерти Рамо его наследие надолго затмила слава
Глюка
как реформатора оперной сцены. На протяжении XIX столетия Рамо забыли и почти не исполняли (хотя его музыку внимательно изучали
Гектор Берлиоз
и
Рихард Вагнер
). Лишь на рубеже XIX—XX вв. значение Рамо и его музыки стало расти. В июне 1903 года
Клод Дебюсси
, присутствовал на представлении балета Рамо «Гирлянда», в конце которого он кричал: «Да здравствует Рамо! Долой
Глюка
!». По воспоминаниям критика
Луи Лалуа
, именно с этого дня следует датировать особенную привязанность Дебюсси к Рамо
. Оммажем Дебюсси по отношению к Рамо является вторая пьеса «Посвящение Рамо» из его фортепианной серии «Образы» (
Images
). По мнению Дебюсси
:
Огромный вклад Рамо — в том, что он сумел открыть "чуткость в гармонии"; в том, что ему удалось запечатлеть некоторые краски, некоторые нюансы, о которых у музыкантов до него было лишь смутное представление. <…> Рамо — хотят этого или нет — одна из самых надёжных основ музыки, и можно без страха двигаться по прекрасному пути, им намеченному, вопреки варварским топтаниям на месте и заблуждениям, которые его загрязняют.
Поэтому же надо его любить с тем нежным почтением, которое сохраняется по отношению к предкам, немного неприятным, но умевшим так красиво говорить правду.
Сегодня он признан крупнейшим французским композитором, виднейшей фигурой в музыке первой половины — середины XVIII века.
Дени Дидро
упоминает его в своем романе «
Племянник Рамо
».
Понятия, которые Рамо разработал в своих теоретических трудах — основной тон (son fondamental), обращение аккорда (renversement), тоника (ton régnant, note tonique, centre harmonique), доминанта (dominante или dominante tonique, букв. «тональная доминанта»), субдоминанта (sous-dominante), трезвучие с секстой (accord de la sixte ajoutée, букв. «аккорд с добавленной секстой»), септаккорд (accord de la septième), вводный тон (note sensible, букв. «чувственная нота») — стали неотъемлемой частью понятийного аппарата музыкознания
XIX–XX веков.
Rameau J.-Ph.
Complete Theoretical Writings, edited by Erwin R. Jacobi in 6 volumes // American Institute of Musicology. Miscellanea 3/1-6. [s.l.], 2000, 1967, 1968, 1969, 1969, 1972 (
факсимиле
всех музыкальных трактатов Рамо с научным предисловием редактора).
Hayes, Deborah
. Rameau’s theory of harmonic generation: an annotated translation and commentary of Génération harmonique by Jean-Philippe Rameau. Ph. D. diss. Stanford University, 1968 (англ. перевод трактата «Происхождение гармонии»; диссертация также издана в виде микрофильма в Ann Arbor, 1974).
Rameau J.-Ph.
. Treatise on harmony, transl. and ed. by Philip Gosset. New York: Dover, 1971 (английский перевод «Трактата о гармонии»).
Hayes, Deborah
. Dissertation on the different methods of accompaniment by Jean-Philippe Rameau. Ann Arbor (Michigan), 1974 (англ. перевод трактата «Рассуждение о различных способах аккомпанемента»; существует только в виде микрофильма).
Briscoe, Roger Lee
. Rameau’s
Démonstration du principe de l’harmonie
and
Nouvelles réflexions de M Rameau sur sa démonstration du principe de l’harmonie
. Ph.D. diss., Indiana University, 1975 (англ. перевод трактатов «Демонстрация основ гармонии» и «Новые мысли г-на Рамо по поводу демонстрации основ гармонии»).
Chandler B.G.
Rameau’s
Nouveau système de musique théorique
: an annotated translation with commentary. Ph.D. diss., Indiana University, 1975 (англ. перевод трактата «Новая система теоретической музыки»).
Lippman E
. Musical aesthetics: a historical reader. Vol. 1: From Antiquity to the eighteenth century. New York, 1986, pp. 339–359 (английский перевод фрагмента трактата «Наблюдения над нашей склонностью…»).
Примечания
Некоторые клавесинные сюиты представляют собой переложения танцевальных сюит из его же опер.
Принадлежность этой пьесы Рамо ныне оспаривается.
Музыкальный словарь Гроува
. М., 2007, с.718;
Большая российская энциклопедия
. Энциклопедический словарь. М., 2011, с.1043. Слово
Inde
в заголовке сценического сочинения Рамо употребляется не как ссылка на Индию (государство в Южной Азии), а как обозначение экзотической «дикой» земли. Действие разворачивается не в одной, а в
четырёх
таких экзотических землях, потому слово «индии» (Indes) в заголовке употребляется во
множественном
числе.
Jean-Philippe Rameau: Catalogue thématique des oeuvres musicales, ed. S. Bouissou, D. Herlin, P. Denécheau. Paris, 2007—2012.
Кремлёв Ю. А.
Клод Дебюсси. —
М.
: Музыка, 1965. — С. 434. — 792 с.
Дебюсси К. А.
Рамо // Статьи. Рецензии. Беседы. —
Л.
: Музыка, 1964. — С. 166—168.
(неопр.)
. Дата обращения: 1 мая 2023.
29 мая 2023 года.
Каталог сочинений
Jean-Philippe Rameau: Catalogue thématique des oeuvres musicales, ed. S. Bouissou, D. Herlin, P. Denécheau. Paris: CNRS Éditions, 2003—2012 (издание продолжается)
T. 1 Musique instrumentale. Musique vocale religieuse et profane (2007)
T. 2 Livrets (2003)
T. 3. Musique dramatique. 1re partie (2012)
Литература
Girdlestone C.
Jean-Philippe Rameau: His life and work. 2nd ed. New York: Dover Publications, 1969. 631 p.
ISBN 0-486-26200-6
.
Lester, Joel
. Compositional theory in the eighteenth century. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1992.
Lester J.
Rameau and musical thought in the Enlightenment // The Cambridge history of Western music theory, ed. by Thomas Christensen. Cambridge, Mass., 2002, pp. 753–778.
Холопов Ю. Н.
Творец новой науки о гармонии — Жан-Филипп Рамо //
Холопов Ю. Н.
[и др. авторы.] Музыкально-теоретические системы. — М., 2006. — С. 181—191.
Bouissou S.
Jean-Philippe Rameau: Musicien des lumières. Paris: Fayard, 2014. 1165 p.
ISBN 9782213637860
.
Sadler G.
The Rameau compendium. Woodbridge: Boydell Press, 2014.
ISBN 9781843839057
.
Harris-Warrick R.
Dance and drama in French Baroque opera. Cambridge: CUP, 2016.
ISBN 978-1-107-13789-9
.
Rameau, entre art et science, edd. Sylvie Bouissou, Graham Sadler et Solveig Serre. Paris: École des chartes, 2016. 554 p. (сборник статей и докладов)