Марсель, Жан-Жозеф
- 1 year ago
- 0
- 0
Жан-Жозе́ф Кассане́а де Мондонви́ль ( фр. Jean-Joseph Cassanéa de Mondonville ; 25 декабря 1711 , Нарбонна — 8 октября 1772 , Бельвиль ) — французский композитор , скрипач , дирижер и либреттист . Повлиял на развитие французской оперы и стиля рококо . Наряду с Жаном-Филиппом Рамо , был одной из выдающихся фигур французской музыки XVIII века.
Мондонвиль родился в Нарбонне в Окситании (Южная Франция) в аристократической семье, которая переживала трудные времена. Музыкальное образование, по всей видимости, получил у своего отца, который был органистом при кафедральном соборе в Нарбонне. В 1731 году он обосновался в Париже. В Вербное Воскресенье 1734 года Мондонвиль дебютирует в качестве скрипача на Concert Spirituel . Примерно в это же время он публикует свой первый сборник инструментальной музыки, сонаты для скрипки опус 1 (1733) и Трио-сонаты опус 2 (1734). Мондонвиль был первой скрипкой в Concert de Lille когда в 1738, он опубликовал Les sons harmoniques , опус 4. Первого апреля 1739 году он был назначен придворным камер-музыкантом.
Большие мотеты (Grands motets), исполненные в Версале в 1738 году, были встречены с большим успехом на Concert Spirituel в следующем году. Он был чрезвычайно занят в это время; в 1739 году он получил плату приблизительно за сто концертов в Версале, Компьене , Фонтенбло и Марли . Карьеру скрипача он не оставил и продолжал выступать как в качестве солиста так и в дуэте с флейтистом Мишелем Блаве, виолончелистом [ уточнить ] Жаном-Пьером Гиньоном и певицей Марией Фель , для которой он написал скрипичный концерт с вокальной партией (ныне утерян), исполненный на Concert Spirituel в 1747 году. В 1748 году Мондонвиль женился на клавесинистке Анне-Жанне Букон (Paris, 1708; Paris, 4 февраля 1780), ученице Рамо.
9 января 1753 года в Королевской академии музыки была впервые исполнена «героическая пастораль» Мондонвиля « Титон и Аврора ». Успех произведения стал важной победой французского оперного лагеря. «Титон» стал одним из самых популярных произведений композитора — постановка несколько раз возобновлялась при его жизни.
Хотя сегодня интерес к творчество Мондонвиля только возрождается после нескольких веков забытья, современники очень высоко ценили композитора; так Пьер-Луи Дакен (сын композитора Луи-Клода Дакена ) утверждал: «Если бы я не мог быть Рамо, я бы предпочел быть кем-то вроде Мондонвилля» .
Между 1734 и 1755 годами Мондонвиль сочинил 17 Больших мотетов , из которых только девять дошли до нас. Колорит и драматические качества, доселе не известные в религиозной музыке, снискали признание не только у музыкантов, но и у религиозных деятелей. Мотет Venite exultemus domino , опубликованный в 1740 году, выиграл конкурс на пост Maître de musique de la Chapelle (Маэстро музыки ). Благодаря мастерству оркестровки, а также невероятному владению искусством вокальной композиции, Мондонвиль сделал жанр Большого мотета — доминирующим в музыкальном репертуаре Королевской капеллы ( Chapelle Royale ) вплоть до Французской революции . В 1758 году Мондонвиль также представил оратории в качестве нового жанра в концерте .
Хотя первая работа Мондонвиля в оперном жанре ( Isbé ) была принята холодно, он пользовался большим успехом в более легких формах французской оперы: опере-балете и пасторалях. Самыми популярными работами композитора стали «Карнавал на Парнасе» ( Le carnaval de Parnasse ), « Титон и Аврора » и опера «Дафнис и Алкимадура» ( Daphnis et Alcimadure ) для которой Мондонвиль написал собственное либретто на лангедокском (его родном окcитанском языке ). « Титон » и «Лаурер» сыграли важную роль в Войне буффонов , споре между апологетами французской и итальянской оперы, который бушевал в Париже в начале 1750-х годов. Члены «французской стороны» сочли премьере « Титона » громким успехом (их оппоненты даже утверждали, что они гарантировали этот результат, созвав в «Королевскую Академию Музыки» роту солдат) . Единственный опыт Мондонвиля в серьёзной французской опере — жанре, известном как tragédie en musique — был признан неудачей. Возможно этот провал был отчасти связан с тем, что композитор пошёл на необычный шаг и повторно использовал либретто «Тезея» ( Thésée ), которое первоначально написана для «отца французской оперы» Жан-Батиста Люлли ещё в 1675 году . Смелый шаг Мондвилля, рассчитанный на то что новое сочинение сумеет «заменить» любимую музыку Люлли, не оправдался. Закрытая премьера состоялась в 1765 году и имела смешанные отзывы, а публичное представление спустя два года закончилось тем, что аудитория потребовала заменить произведение оригиналом. Тем не менее, история показывает, что Мондонвиль просто опередил свое время: в 1770-х годах во Франции стало модным выпускать трагедии Люлли с новой музыкой (самым известным примером являются « Армиды » Сальери и Глюка ).
(сохранилось 9 из 17-ти)
(сохранилось 3 из 9-ти)