Interested Article - Кампра, Андре
- 2020-07-29
- 1
Андре́ Кампра́ ( фр. André Campra ; 4 декабря 1660 , Экс-ан-Прованс — 29 июня 1744 , Версаль ) — французский композитор эпохи барокко .
Биография
Отец Кампра, медик и музыкант-любитель, был выходцем из Пьемонта , обосновавшимся в Экс-ан-Провансе . Будущий композитор получил духовное и музыкальное образование в кафедральном соборе города . Своё первое сочинение, Deus noster refugium , написал в 17 лет, едва научившись читать и писать (грамоте в те времена, как правило, не учились до 16 лет). В 1678 году принял священнический сан . Преподавал музыку в Тулоне , Арле , Тулузе , Монпелье . В 1694—1700 годах был преподавателем музыки в Соборе Парижской Богоматери .
В 1695 году опубликовал первый сборник своих мотетов . С 1697 года начал сочинять музыку к спектаклям — его основными жанрами были музыкальная трагедия, или трагедия с пением ( итал. drama per musica ) и опера-балет ( фр. ballet en musique ), сочетавшая в себе пение и танец. В 1700 году оставил свой пост в церкви и целиком занялся театром. С 1720 года вернулся к сочинению духовной музыки. Его занятиям покровительствовал принц Конти : в 1722 году он пригласил Кампра занять должность музыкального руководителя (мэтра музыки, фр. maître de musique ) при своём дворе. В 1723 году, после смерти регента, Кампра стал заместителем регента в Королевской капелле Версаля . В 1726 году он был посвящён в Орден Святого Лазаря . В 1730 году Кампра стал генеральным инспектором Королевской академии музыки . Умер в бедности.
Творчество
После Люлли Кампра был единственным композитором, который смог до некоторой степени его заменить. Только появление Рамо несколько отодвинуло произведения Кампра на второй план. Огромным успехом пользовались оперы-балеты Кампра « Галантная Европа » ( ), « Венецианский карнавал » ( 1699 ), « » ( 1710 ), задавшие тон и стандарты этого нового и модного на рубеже веков жанра, а также пастиччо (произведения, составленные из фрагментов популярных опер разных композиторов) «Фрагменты из Люлли» ( Fragments de Lulli ), « ». Из лирических трагедий композитора на сцене прочно утвердился « » на либретто Антуана Данше по мотивам поэмы Торквато Тассо « Освобождённый Иерусалим » ( 1702 ), остававшийся в репертуаре до 1770-х годов. Всего для сцены Кампра написал 28 произведений; также он сочинял духовные кантаты и мотеты.
У Кампра, как и у других композиторов его времени, преобладала описательность: «Не только оркестр, но и человеческие голоса начинают порой трактоваться инструментально. Но повествовательность и картинность убивают изображение характеров, эмоциональность музыки и драматическое выражение. Действие уходит из оперы» .
Основные сочинения
Светские произведения
- — Галантная Европа , опера-балет
- 1698 — Венера, галантное празднество
- 1699 — Венецианский карнавал , опера-балет
- 1700 — , музыкальная трагедия
- 1701 — Аретуза , опера-балет
- 1702 — , музыкальная трагедия
- 1703 — Музы , опера-балет
- 1704 — , музыкальный пастиш
- 1704 — Ифигения в Тавриде , музыкальная трагедия
- 1705 — Альсина , музыкальная трагедия
- 1708 — Гипподамия , музыкальная трагедия
- 1710 — , опера-балет
- 1712 — Идоменей , музыкальная трагедия
- 1713 — , музыкальная трагедия
- 1714 — Эней и Дидона , музыкальное празднество
- 1715 — Радости мира
- 1716 — Летние праздники
- 1717 — , музыкальная трагедия
- 1718 — , опера-балет
- 1725 — Балет стихий
- 1727 — Любовные похождения богов
- 1729 — Дикари
- 1732 — Балет чувств
- 1735 — , музыкальная трагедия
Духовные сочинения
Наследие
С конца 1960-х годов, в рамках движения к аутентичному исполнительству , произведения Кампра, как светские, так и духовные, стали исполнять барочные ансамбли Густава Леонхардта , Уильяма Кристи , Марка Минковского , Жана-Клода Мальгуара , Эрве Нике , к ним обратились театральные и оперные режиссёры ( Хорхе Лавелли ). Дебютная опера-балет Кампра дала название ансамблю Фабио Бьонди .
Имя композитора носит коллеж в центре Экс-ан-Прованса.
Популярная «Провансальская сюита» Д. Мийо для симфонического оркестра, op. 152 (1936) была написана на фольклорные темы, частично почерпнутые из сборника А. Кампра, который широко использовал в своём творчестве провансальский фольклор своей «малой родины» .
Примечания
- ↑ André Campra // (кат.) — , 1968.
- André Campra // — 1997.
- André Campra //
- Deutsche Nationalbibliothek Record #118668188 // (нем.) — 2012—2016.
- Anthony, James R., «Campra, André» in Sadie (1992) 1: 707.
- Pitou (1983) 1: 191
- К. Неф. История западноевропейской музыки, стр. 172.
- Кокорева Л. М. Дариус Мийо. Жизнь и творчество. — М. : Советский композитор, 1986. — С. 214.
Ссылки
- (фр.)
- // Gallica, Национальная библиотека Франции
- 2020-07-29
- 1