Interested Article - Европейская причёска XVIII века
- 2021-04-19
- 1
Европейская прическа XVIII века была частью европейской моды столетия , которая в целом тяготела к вычурности и утончённости, лёгкости и манерности. Этому способствовал и стиль рококо , главенствовавший в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве на протяжении большей части XVIII века. Причёска всегда является отражением общих тенденций моды, поэтому с воцарением рококо уходит в небытие торжественность фонтанжа и аллонжа .
Женская причёска
Историю женской причёски можно условно разделить на несколько этапов. До 1713 года дамы всё ещё носят фонтанж , сама форма которого давала большой простор для фантазий.
После того, как Людовик XIV — главный законодатель европейских мод — положительно оценил маленькую, скромную причёску , в моду вошла простая, слегка припудренная причёска, украшенная букетиками или кружевной наколкой. Эта кажущаяся простота и стала основной модной тенденцией века рококо.
Женщины с полотен Ватто , Буше , Патера , де Труа , Шардена все до единой причёсаны скромно и элегантно, — будь то роскошная маркиза де Помпадур , добродетельная Мария-Терезия или юная Фике из Цербста . Названия этих причёсок также сохранились — «бабочка», «сентиментальная», «тайна», «неженка». Однако с середины 1770-х годов прослеживается иная тенденция: причёска снова принялась «расти» вверх. И опять куафюра начала превращаться в сложное сооружение (как в эпоху фонтанжа). В ход шли не только собственные волосы, но и накладные. А также — ленты, драгоценности, ткани, цветы, плоды.
Есть мнение, что тон в моде задавала новая фаворитка Людовика XV — графиня Дюбарри , — девушка из народа, которую король в одночасье возвысил до себя. Помимо графини Дюбарри, моду диктовала, разумеется, молоденькая дофина Мария-Антуанетта . Став королевой, она посвящала большую часть времени изобретению новых причесок и нарядов. Её личный парикмахер Леонар лишь только направлял бурную фантазию «австриячки» в нужное русло. Совместное творчество парикмахера и королевы дало миру такие шедевры, как «взрыв чувствительности», «сладострастная», «тайная страсть» и др. Это были громадные, сложные по исполнению причёски, составлявшие единое целое с головным убором. Наиболее стильные женщины умудрялись носить на головах чучела птиц, статуэтки и даже мини-сады с крошечными искусственными деревцами. К тому же периоду относится любимая многими A-la Belle Poule — причёска с моделью знаменитого фрегата.
Со временем (к началу 1780-х годов) громоздкая, вычурная куафюра становится несколько скромнее. Исчезает мода на «паруса» и «вазоны». Только ленты и муслиновая ткань остаются в арсенале модниц. С полотен Гойи и Виже-Лебрен и Гейнсборо смотрят на нас эти женщины с пышными, но скромно украшенными волосами.
После Французской революции «старорежимные моды» сделались предметом насмешек. В эпоху ампирных мод популярностью пользовались простые причёски, преимущественно на античный манер, в том числе короткие «унисекс»-стрижки (например, причёска а-ля Тит ).
-
Алексис Симон Белл. «Принцесса Луиза Мария Стюарт » (ок. 1702—1706)
-
Жан-Марк Натье . «Портрет дамы» (1738)
-
Антуан Пэн . « Елизавета Кристина Брауншвейгская » (ок. 1740)
-
Жан Этьен Лиотар . «Завтрак» (1754)
-
Александр Рослин. « Мария Амалия Австрийская » ( 1770-е)
-
Джошуа Рейнольдс. «Сара Кемпебелл» (1777)
-
Карл Фридрих Хольцман. «Портрет женщины из семьи фон Босе» (1779)
-
Енс Юль . «Портрет Томасины Гиллембург» (ок. 1790)
Мужская причёска
Историю мужской куафюры (причёски) XVIII века также можно разделить на несколько этапов. В начале столетия продолжают совершенствоваться причёски, возникшие в конце XVII века.
Так парики — аллонж по-прежнему в моде, однако, их длина заметно уменьшается. Возникает небольшой по размеру парик «бинет» — крупные локоны, уложенные параллельными рядами. С 1730-х годов такой парик носили только пожилые люди. В таком парике мы можем видеть и великого Баха , и польского короля Станислава Лещинского , и придворных немцев Анны Иоанновны . Если время правления Людовика XIV , в основном, может быть охарактеризовано, как «эпоха париков», то на некоторое время в XVIII столетии вновь возвращается мода на причёски из собственных волос, хотя и парики остаются по-прежнему популярны.
Как для париков, так и для волос существовала пудра . Пудра была различных цветов и оттенков — от белой до нежно-розовой и бледно-голубой.
В моду входит небольшая, относительно простая и даже демократичная причёска «а-ля Катогэн»: подвитые волосы зачёсывались назад, завязывались на затылке в хвостик чёрной лентой. Эту причёску часто носили в армии и на флоте. Некоторые модники прятали этот хвостик в своеобразный футляр из чёрного бархата.
Причёска «а-ля Катогэн» оказалась самой популярной на протяжении XVIII столетия. В 1740-е — 1750-е годы большой популярностью пользуется завивка «крыло голубя» — два-три ряда тщательно закрученных локонов укладывались на висках. Сзади — небольшая косичка или хвост, стянутый лентой. Именно с такой завивкой мы можем видеть молодых королей — Людовика XV и Фридриха Великого . Существовал также одноимённый парик неизменно — белого цвета.
К концу XVIII века под демократическим влиянием Американской и Французской революций парики практически повсеместно выходят из моды у молодёжи — исключение составляла, пожалуй, Россия, где ещё в эпоху Павла I было немыслимо явиться ко двору без напудренного парика. В 1780-е годы в моду входят довольно пышные, однако, простые в исполнении мужские причёски с крупными, как бы небрежно уложенными рядами локонов. Молодые лорды на картинах Гейнсборо причёсаны именно таким образом.
В период Великой французской революции длинные волосы практически вышли из моды, особенно после того, как актёр Тальма сыграл роль Тита в вольтеровском «Бруте». После этого в моду вошли короткие «римские» причёски « а-ля Тит ».
-
Никола де Ларжильер . Портрет мужчины в парике «аллонж» (ок. 1710)
-
Морис Кантен де Латур Король Франции Людовик XV в парике «крыло голубя»
-
Жан Жирардо. Король Станислав Лещинский в парике «бинет»
-
Томас Гейнсборо «Утренняя прогулка» (1785), фрагмент
-
Жозеф Уолл «Портрет молодого человека» (1796)
Литература
- Сыромятникова И. С. История причёски. — М. , 2002.
- 2021-04-19
- 1