Музей турецкого и исламского искусства
- 1 year ago
- 0
- 0
«Искусства и ремёсла» ( англ. Arts & Crafts ) — английское художественное движение викторианской эпохи (конец XIX века ), участники которого следовали идеям Джона Раскина (Рёскина) и Уильяма Морриса о художественном превосходстве изделий ручного ремесла над продуктами промышленного производства. Уильям Моррис, художник, теоретик искусства, писатель, публицист и политический деятель, пытался на практике осуществить утопические идеи Джона Раскина о возрождении средневековой эстетики. Движение Искусств и Ремесел можно рассматривать как форму сопротивления вкусам викторианской эпохи. Движение Искусств и Ремесел было идеологически близким устремлениям английских художников-прерафаэлитов . Моррис разделял романтические убеждения и был поклонником готики. Ему был чужд рационализм классицизма , тем не менее, он видел источник художественного вкуса в искусстве Возрождения и Средних веков. Идеи Морриса и Движения Искусств и ремёсел были отчасти предвосхищены творчеством английского художника, писателя и историка искусства Оуэна Джонса , одного из организаторов первой Всемирной выставки в Лондоне 1851 года и автора книги «Грамматика орнамента» (1856) .
Движение «Искусства и ремёсла» послужило стимулом формирования нового искусства и в некоторых случаях рассматривается важным источником модерна . Отчасти предвосхищало идеи будущего промышленного дизайна . Аналогичные объединения возникали во многих странах. В Англии: Гильдия века , в Германии: Веркбунд , в Австрии: Венские мастерские , в России: Абрамцевский кружок и мастерские в Талашкино .
Движение «Искусства и ремёсла» стало реакцией на промышленную революцию , когда частью повседневной жизни стали обезличенные предметы промышленного производства. Моррис и художники-прерафаэлиты, идеализируя средневековье, разделяли убеждения Джона Рёскина о превосходстве изделий ручного изготовления перед продуктами фабричного производства. По их убеждению, массовая продукция приводит к нивелированию вкусов, исчезновению эстетики из окружающей действительности, эстетической и даже нравственной деградации как создателей, так и потребителей товаров. Сторонники движения «Искусств и ремесел» в продолжение средневековых ремесленных гильдий образовывали сообщества, каждое с собственным стилем, специализацией и лидерами. Там они обсуждали свои идеи и делились опытом. Сам Моррис разделял идеалы социализма , веря в то, что искусство и художественное ремесло могут изменить общественный уклад и улучшить качество жизни. В проектировании и изготовлении изделий ручным способом и на старинных станках предпочтение отдавалось простоте, лаконичности форм, выявлению естественных, природных качеств материала, растительному и анималистическому орнаменту, соответствующему этим качествам.
Движение «Искусства и ремёсла» родилось как противодействие индустриализации XIX века. Утончённые эстеты и деятели Эстетического движения , зародившегося в Англии , были убеждены, что массовое производство неизбежно приводит к ухудшению внешнего вида и качества товаров. Целью движения «Искусства и ремёсла» была популяризация традиционного ремесленного труда. Ядро движения составляли художники, архитекторы, писатели, ремесленники, объединённые верой в превосходство предметов ручного изготовления перед изделиями фабричного производства. Фабричное производство, по их мнению, вело к деградации как создателя, так и покупателя товара. Произведения сторонников Движения искусств и ремёсел отличает внешняя простота, лаконичность форм, стремление создателей гармонично объединить функцию, конструкцию, форму и декор изделий. В самом простом виде декор повторял элементы конструкции — например мебель украшали узорами из деревянных шпунтов и колышков.
Одним из первых деградацию эстетического сознания индустриальной эпохи с моральным состоянием нации связал архитектор и художник-декоратор Огастес Пьюджин . Как и многие другие викторианские архитекторы, он был приверженцем неоготики , которая символизировала для него подлинно христианские ценности средневековья. Пьюджин прославился проектом новых палат Парламента (1835—1837), а созданные им предметы и архитектурные объекты стали источником вдохновения для многих деятелей искусства, включая Уильяма Бёрджеса , Джона Рёскина и Уильяма Морриса . Однако самому Моррису были чужды не только античность, искусство итальянского Возрождения, классицизм, но и игра в средневековье, поверхностные стилизации Оуэна Джонса, Огастеса Пьюджина и даже наивность прерафаэлитов. Моррис подошёл к делу иначе: весьма прагматично и технологично. Он сам учился ткачеству, переплётному делу, гончарному ремеслу, резьбе по дереву и гравированию по металлу . Он изготавливал книжные переплёты, изобретал новые шрифты. В течение двух лет работал над уникальным изданием сочинений Джефри Чосера , перевёл на английский язык поэму Гомера «Одиссея». Своё эстетическое кредо Уильям Моррис сформулировал следующим образом: «Помимо желания создавать красивые вещи основной страстью моей жизни была и есть ненависть к современной цивилизации» .
Развитие движения «Искусства и ремёсла» в Великобритании прошло две стадии. На первой стадии, когда движение возглавлял Моррис, его последователи черпали вдохновение в природных: растительных и анималистических мотивах — это особенно заметно на рисунках Морриса для бумажных обоев и набивных тканей. На второй стадии художники, в том числе Артур Макмердо из Гильдии века , в бóльшей степени использовали геометризованные формы и геометрический орнамент. Керамика Уильяма де Моргана , фарфор Уолтера Крейна , металлические изделия с разноцветной эмалью архитектора и дизайнера отражает эстетику второй стадии движения «Искусств и ремёсел» .
В 1861 г. Уильям Моррис основал фирму «Моррис, Маршал, Фолкнер и К°» (впоследствии переименованную в «Моррис и К°»). В её мастерских изготавливали тканые изделия, мебель, витражи, изделия из металла. Моррис привлёк к работе в фирме своих друзей, живописцев-прерафаэлитов: Э. Бёрн-Джонса, Ф. М. Брауна, Дж. Э.Милле.
Страстные социалисты, они были убеждены в том, что возврат к традициям ремесленничества повысит уровень жизни бедных слоев населения Викторианской Англии и, таким образом, сделает мир лучше. Иронией выглядит тот факт, что бóльшая часть продукции ручного изготовления мастерских «Моррис и К°» была значительно дороже промышленной и покупать её могли лишь богатые клиенты, столь презираемые членами движения.
По примеру средневековых ремесленных цехов, сторонники движения создавали гильдии и общества ремесел, каждое с собственным стилем, специализацией и лидерами, в которых обсуждали свои идей и делились опытом. Среди них можно перечислить Гильдию Св. Георга, Гильдию века , Гильдию и Школу ремесел (Guild and School of Handicraft), школу в Котсуолде (Cotswold Hills) и Гильдию работников искусства, чьей целью было «вести просвещение в области изобразительных искусств и ремесел с помощью лекций, собраний, демонстраций, дискуссий и других методов; устанавливать и поддерживать высокие стандарты в проектировании и ремесле… любыми путями, идущими на пользу обществу». Гильдия работников искусства была создана путём слияния двух ранее существовавших групп — группы из пяти молодых архитекторов, известной как Общество Св. Георга, и группой Пятнадцати, основанной писателем и дизайнером вместе с дизайнером и иллюстратором Уолтером Крейном .
Её членами были такие известные деятели искусства, как Моррис, Макмердо, Эшби и Чарльз Войси . Если «Моррис и К°», будучи производственной фирмой, обладала упорядоченной структурой, а членов Гильдии века объединяли тесные рабочие взаимоотношения, то в Гильдии работников искусства такого единства не наблюдалось: её члены работали в собственных студиях и мастерских. Желая широко продемонстрировать и тем самым прославить свои работы, они пришли к идее организации выставки. Преодолев все препятствия, в 1888 г. Гильдия провела свою первую выставку в Новой галерее на Риджент-стрит в Лондоне, руководил ею Уолтер Крейн . Её название — «Выставка общества искусств и ремесел» — дало имя и всему движению. Изделия прикладного и декоративного искусства (слово «дизайн» в качестве термина ещё не употребляли), вышедшие из мастерских «Искусств и ремёсел», объединяли понятием «нового английского стиля», или «стиля Студии», по названию основанного Моррисом художественного журнала « The Studio ». Журнал выходил в Лондоне ежемесячно с 1895 года. Его редактором был Чарлз Холм.
Лучшие изделия «стиля Студии» отличались рациональностью, конструктивностью, хотя и снабжались «историческим декором». Однако, выполненные вручную, они были намного дороже продукции крупных промышленных предприятий и не могли конкурировать с ними на рынке. После смерти Морриса в 1896 году его мастерские возглавил Джон Генри Дирл (1860—1932), художник по текстилю и стеклу. Некоторое время деятельность «Искусств и ремёсел» поддерживалась просвещенными любителями и меценатами, но затем круг заказчиков иссяк и деятельность мастерских прекратилась сама собой. В 1886 году при поддержке Морриса его последователь Чарлз Эшби основал в Лондоне школу ремёсел. Ныне в Музее Виктории и Альберта в Лондоне (основанном после первой Всемирной выставки 1851 г.) один из залов оформлен в «стиле Студии» произведениями мастерских У.Морриса.
Несмотря на то, что движение «Искусств и ремесел» зародилось в Великобритании, вскоре оно завоевало признание во многих странах Европы и в США. В Скандинавии и Центральной Европе его влияние привело к возрождению национальных традиций художественных ремёсел, в Америке идеалы движения «Искусств и ремесел» воплотились в , или стиле «Золотого дуба». Движение «Искусств и ремесел» оказало большое влияние на развитие эстетики в изобразительных искусствах, его последователями была предложена концепция влияния искусства на жизнь общества, кроме того, оно стало предтечей искусства модерна , а отдельные принципы формообразования в последующем были реализованы в течениях функционализма , конструктивизма , в школе Баухаус и оказали своё воздействие на возникновение промышленного дизайна .
Мебель, спроектированная в мастерских «Искусства и ремёсла», отличалась рациональностью, лаконизмом форм, простотой силуэтов, что сближало её с образцами георгианского и «староанглийского» стилей. Минимальный декор обеспечивали конструктивные элементы: крепления-шпонки, обрамления филёнок. Набор мебели был сокращён до самого необходимого: письменный стол , встроенная кровать , стулья , табуреты , комод , платяной шкаф , круглый обеденный стол , иногда трюмо с зеркалом и тумба. Массивные книжные шкафы заменялись более легкими и мобильными книжными полками. Образцы мебели мастерских Уильяма Морриса экспонируются в специальном зале, воссоздающем обстановку «Искусств и ремёсел», в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.