Interested Article - Постимпрессионизм

Поль Сезанн . Натюрморт. 1893—1895. Холст, масло. Национальная галерея искусств, Вашингтон

Постимпрессиони́зм ( фр. postimpressionisme , от лат. post — после и импрессионизм ) — «наименование периода и общее название различных течений в живописи конца XIX — начала XX века, главным образом французской, сложившихся после импрессионизма : дивизионизма , кубизма , орфизма , пуризма , символизма , фовизма , экспрессионизма . Иногда понятие „постимпрессионизм“ определяют уже: исторический период развития французской живописи от последней выставки художников-импрессионистов, состоявшейся в 1886 году, до 1906 года — начала кубизма и фовизма» . В иных формулировках: художественное направление, условное собирательное обозначение неоднородной совокупности основных направлений в европейской живописи ; термин, принятый в искусствознании для обозначения магистральной линии развития французского искусства .

На самом деле постимпрессионизм не представляет собой определённого художественного направления по причине различных творческих методов и художественных идей его представителей, и даже хронологические границы этого периода чётко не обозначены. Постимпрессионисты Винсент Ван Гог , Поль Гоген , Поль Сезанн , Анри Матисс , Жорж Сёра , Поль Синьяк , Анри де Тулуз-Лотрек в раннем периоде своего творчества сами были импрессионистами, но затем, убедившись в ограниченности метода, исчерпав его живописные возможности, попытались пойти дальше и, прежде всего, преодолеть спонтанность, неясность композиции, утрату целостности формы, объёма и материальности изображаемых предметов .

Для искусства периода постимпрессионизма характерны различные творческие методы и техники, объединённые по сути лишь тем, что они отталкивались от импрессионизма. Тем не менее, они значительно повлияли на последующее развитие изобразительного искусства, став основой многих направлений в живописи авангарда , модернизма и постмодернизма . Крупные мастера положили начало многим тенденциям изобразительного искусства XX века: произведения Ван Гога предвосхитили появление экспрессионизма , Гоген проложил путь символизму и модерну . При этом многие мелкие течения в живописи, например, пуантилизм , существовали только в данный хронологический период.

Жорж Сёра . Воскресный день на острове Гранд-Жатт . 1884. Холст, масло. Институт искусств, Чикаго

Характеристика

Термин «постимпрессионизм» ввёл в обиход английский критик Роджер Фрай , говоря о впечатлении от устроенной им в Лондоне в 1910 году выставке современного французского искусства «Мане и постимпрессионизм» ( Manet and the post-impressionists ) , на которой были представлены работы Ван Гога, Тулуз-Лотрека , Сёра , Сезанна и других художников .

Поль Гоген . Автопортрет. 1889. Холст, масло. Музей Орсе, Париж

Начало постимпрессионизма приходится на кризис импрессионизма в конце XIX века. Тогда, в 1886 году, состоялась последняя выставка импрессионистов, где были впервые показаны работы постимпрессионистов- неоимпрессионистов . Тогда же был опубликован « » французского поэта Жана Мореаса . Однако некоторое время импрессионизм и постимпрессионизм (несмотря на его название) существовали параллельно, причём постимпрессионизм одновременно и принимал, и отвергал некоторые принципы предыдущего периода истории искусства.

М. Люс . Монмартр, улица Кортот, вид из Сен-Дени. Ок. 1900. Холст, масло. Частное собрание

Будущие художники-постимпрессионисты (многие из которых ранее примыкали к импрессионизму), начали искать новые методы и выразительные средства, которые были бы созвучны эпохе. Желая преодолеть эмпиризм художественного мышления, они отказались от стремления импрессионистов запечатлеть сиюминутность («впечатление»), и принялись осмысливать длительные состояния окружающего мира, стремились запечатлеть длительные, сущностные состояния жизни, причём как материальные, так и духовные. Кроме того, вырос интерес к философским и символическим началам искусства, что также было результатом определённого духовного кризиса европейской культуры этого времени, поисков художниками устойчивых идейно-нравственных ценностей . Тем не менее, художники, ныне объединяемые под термином «постимпрессионисты», не были объединены ни общей программой, ни школой, ни методом.

Винсент Ван Гог . Звёздная ночь . 1889. Холст, масло. Музей современного искусства, Нью-Йорк

«Постимпрессионисты, использовав завоевания импрессионистов, перешагнули тот рубеж, перед которым остановились их предшественники. Каждый из постимпрессионистов, сохраняя жизнеподобие, преодолел непреложный принцип традиционной художественной системы „подражания природе“. Стул и башмаки в картинах Ван Гога, яблоки Сезанна, несмотря на внешнее сходство с реальными предметами, не тождественны им. Они существуют в условном мире искусства, где эти предметы преображаются художником. Цвет, линии, формы становятся выразителями индивидуальности художника, его чувств и мыслей. Постимпрессионисты пошли дальше импрессионистов в отрицании догм, форм, канонов академического искусства. Однако постимпрессионизм неотделим от импрессионизма. Это две фазы периода разложения традиционной академической системы и перехода к искусству 20 в.» .

Возникшие новые течения декларативно отказывались от эстетики импрессионизма и реализма. Художники занимались поисками, которые приводили к возникновению различных направлений, из которых и сложился постимпрессионизм: пуантилизм ( Жорж Сёра , Поль Синьяк ), символизм Гогена и группы «наби» ( Морис Дени , Поль Серюзье , Пьер Боннар ), создание линейно-живописного строя будущего стиля модерн ( Тулуз-Лотрек и др.), принципы Сезанна, и проч. Различные направления и индивидуальные творческие системы активно влияли друг на друга.

Сезанн, например (и его последователи сезаннисты), считал, что задача художника заключается не в фиксации мгновенных впечатлений от действительности, а в глубоком её изучении, выявлении и передаче общих, основополагающих качеств — объёма, структуры, весомости; в интересе вечного монументального характера мира, его устойчивых, непреходящих черт. Его методом было построение контрастами цвета прочной, устойчивой объёмной формы, её обобщение и геометричность, а основой живописи были рисунок, цвет и контрасты .

Уолтер Сикерт. Спальня Джека-Потрошителя, около 1907

В Великобритании постимпрессионисты входили с 1911 по 1914 год в творческое объединение « Кэмден Таун ». Лидером этой группы был художник Уолтер Сикерт . Широкую известность он получил в конце XIX века изображениями сцен в британском мюзик-холле. Часто на картине были изображены не реальные события, а их отражение в зеркале (« Крошка Дот Хетерингтон в Старом Бедфорде »). Для целого ряда его произведений начала XX века характерны шокирующие сюжеты и мрачное безысходное настроение (« Спальня Джека-потрошителя », « Убийство в Кэмден-Тауне »). Современники воспринимали его полотна как пугающие и неоднозначные .

Направления и художники

Примечания

  1. Власов В. Г. Постимпрессионизм // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VII, 2007. — С. 645
  2. «Популярная художественная энциклопедия». Под ред. Полевого В. М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986
  3. «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия». Под ред. проф. Горкина А. П.; М.: Росмэн; 2007
  4. . Дата обращения: 6 мая 2014. Архивировано из 19 сентября 2013 года.
  5. Власов В. Г. , 2007. — С. 645—646
  6. . Дата обращения: 26 сентября 2019. 7 ноября 2017 года.
  7. Peter Morrin, Judith Zilczer, William C. Agee, The Advent of Modernism. Post-Impressionism and North American Art, 1900—1918 , High Museum of Art , 1986
  8. . Дата обращения: 26 сентября 2019. 14 мая 2015 года.
  9. . Дата обращения: 6 мая 2014. Архивировано из 21 марта 2017 года.
  10. (англ.) . Encyclopaedia Britannica. Дата обращения: 8 апреля 2021. 17 апреля 2021 года. .

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Постимпрессионизм