Interested Article - Пуризм (искусство)

Л. Маркусси . Композиция с портретом. 1926. Гуашь. Частное собрание

Пуризм (от фр. purisme , от лат. purus — чистый) — течение в живописи модернизма начала XX века. Основные идеи пуризма были обозначены французскими художниками-живописцами Амеде Озанфаном и Шарлем-Эдуаром Жаннере (будущим архитектором под псевдонимом Ле Корбюзье ) в 1918 году в манифесте «После кубизма ».

История термина

Название «пуризм» художники заимствовали из сочинения Катрмера-де-Кенси «Словарь архитектуры» («Dictionnaire de l’architecture», 1786—1828), в котором пуризм декларируется как творческий метод архитектуры неоклассицизма , свободного от украшений и излишеств. Термин «пуризм» использовал Иоганн Вольфганг фон Гёте в статье «Античное и современное» (1818). В начале XIX века эстетическое движение пуризма существовало в Италии. По-своему, в качестве эстетики, оппонирующей академическому неоклассицизму, использовал понятие пуризма популярный в своё время итальянский скульптор Лоренцо Бартолини .

Эссе «О пуризме в искусстве» ( Del purismo nelle Arti ) в 1843 году опубликовал итальянский литератор, живописец и теоретик искусства Антонио Бьянкини . Эта публикация имела значение манифеста нового художественного течения, хотя на самом деле лишь подытоживала идеи общества назарейцев в Риме, появившиеся пару десятилетий ранее . В дальнейшем живописцы-пуристы ссылались на эстетику Гёте и назарейцев в Риме .

Французский пуризм 1920-х годов

Французские пуристы в своём манифесте призывали к «очищению действительности» от случайностей и несовершенных форм ради создания «идеальных зрительных конструкций», которые должны стать «эквивалентом» мыслимого совершенного мира. Озанфан и Жаннере писали натюрморты, выискивая чистоту линий, силуэтов и неярких гармоничных цветов, тем самым уподобляя живопись графике. Они упрощали и уплощали форму предметов ради создания «чистой архитектоники», основанной на игре линий и рифмованных силуэтов, «очищенных» от случайных, несущественных деталей. Пуристов сравнивают с близкими им по устремлениям художниками орфизма ( Р. Делоне ) и группы Пюто (в дальнейшем «Золотое сечение»), а также неопластицизма П. Мондриана и объединения « Абстракция-Творчество ».

Участником движения пуристов был и Фернан Леже , который в то время увлекался эстетикой техники и эстетизацией машинных форм, По его собственным словам, «новая эстетика» открылась ему на фронте первой мировой войны под Верденом, когда среди огня и дыма, он вдруг увидел ярко сверкающий на солнце ствол артиллерийского орудия. Это впечатление, вспоминал художник, дало мне «больше, чем все музеи мира» . В дальнейшем Леже создал на основе эстетической программы пуризма оригинальный стиль изображения человеческих фигур и предметов из округлых, геометризованных форм, напоминающих «идеальные механизмы». Леже успешно сотрудничал с Ле Корбюзье в оформлении интерьеров новой архитектуры, создавал панно из майолики, выступал с докладами и статьями о современной эстетике машин .

Достижения пуристов развивали многие художники-модернисты: Робер и Соня Делоне, Франтишек Купка , Франсис Пикабия . Пуристом называл себя венский архитектор Адольф Лоос , о чём эффектно заявил в своей программной статье « Орнамент и преступление ».

Примечания

  1. Giorgio Di Genova-Giovanni Orioli. Bianchini, Antonio // Dizionario Biografico degli Italiani — Volume 10 (1968)
  2. Власов В. Г. Пуризм // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VII, 2007. — С. 883—884
  3. Бокье Ж. Фернан Леже. Вступительная статья к каталогу выставки. — М.: Искусство, 1963. — С. 13
  4. Сагалович М. В. По следам Фернана Леже. — М.: Советский художник, 1983

Литература

  • Крючкова В. А. «Кубизм. Орфизм. Пуризм», Москва, 2000.
  • Ле Корбюзье «Архитектура XX века», Москва, 1970.
Источник —

Same as Пуризм (искусство)