Interested Article - Арт-интервенция

Арт-интервенция — форма перформанса , состоящая в публичном взаимодействии художника с ранее созданным предметом искусства или с иными готовыми объектами и пространствами . Её истоки берут начало в концептуальном искусстве . Арт-интервенция прочно ассоциируется с венским акционизмом , дадаизмом и неодадаизмом .

Неизвестный художник. Надпись на светофоре: «Этот светофор собственность Шарафутдинова Сергея Маратовича». Самара, 2004

Несмотря на то, что арт-интервенция по самой своей природе несёт подрывной подтекст, она принята в качестве законной формы искусства и часто осуществляется с одобрения тех, в чьём владении находится тот предмет искусства или пространство, в которое совершается интервенция. Тем не менее, несанкционированные (то есть незаконные) арт-интервенции являются предметом дебатов, в ходе которых обсуждается различие между искусством и вандализмом .

Примеры

Одним из ярчайших примеров арт-интервенции служит акция, проведённая в 2002 году в Детройте. Арт-интервенция называлась «Бабах!» и сопровождалась следующим объявлением: «В ходе выставки посетителям музея будет предложено разбивать, ронять, бросать и разрезать предметы искусства…» . Шоу было рассчитано на два месяца, но к концу первой ночи выставка подверглась полному разрушению со стороны посетителей. Гости не пожалели даже пьедесталы и настенные полки. Тем не менее, руководство музея сочло этот результат колоссальным успехом. Эта арт-интервенция является отсылкой к акции дадаистов. В одном из их шоу посетители приглашались к уничтожению экспонатов с помощью топора.

Другим примером арт-интервенции служит провокационная работа современного китайского художника и архитектора Ай Вэйвэя , который нанёс на древнейшую вазу династии Хань логотип Coca-Cola . Однако этой вазе повезло куда больше, чем другой реликвии той же династии — урне, которая в ходе проекта Ай Вэйвэя упала и разбилась .

В 1994 году художник Дэмьен Хёрст курировал шоу Some Went Mad, Some Ran Away («Кто-то сошёл с ума, кто-то сбежал прочь») в галерее Серпентайн в Лондоне, где он выставил экспонат «Вдали от стада», представлявший собой сосуд с формальдегидом, в котором была помещена мёртвая овца. Другой художник, Марк Бриджер, пришёл и налил чёрные чернила в него и тем самым превратил экспонат Хёрста в свой собственный под названием «Чёрная овца». Однако этот инцидент закончился для Бриджера весьма печально — судом, обвинением в акте вандализма и двумя годами условного заключения .

Яркий случай несанкционированной арт-интервенции, которая не нанесла ущерба, но все же привела к обвинению, произошёл 25 октября 1999 года. Два китайских художника — — прыгнули на инсталляцию художницы Трейси Эмин «Моя постель» , будучи голыми по пояс, объяснив это тем, что дополнили работу Эмин и сделали её интереснее .

В 1997 году художник Александр Бренер нарисовал на картине Казимира Малевича «Супрематизм», выставлявшейся в амстердамском музее современного искусства , огромный зелёный знак доллара . За эту арт-интервенцию художник получил по решению суда пять месяцев тюремного заключения плюс пять месяцев условно.

В 2003 году Джейк и Динос Чепмен прикрепили клоунские и другие «смешные» лица на серию гравюр Франсиско Гойи « Бедствия войны ». Затем Чепмены добавили головы монстров к « Капричос » Гойи и в 2005 году выставили гравюры в галерее « Белый куб » под названием «Как пёс возвращается в свою блевотину». Подобно другим арт-интервентам, они утверждали, что таким образом улучшили оригинал. «Вы не можете разрушать что-то, сделав его более дорогим» — заявили Чепмены. Тем не менее, Динос отметил одну проблему: «Иногда трудно сделать оригинальные гравюры Гойи ещё отвратительнее; на одной я обнаружил ведьму, домогавшуюся ребёнка» .

В октябре 2018 года авторская копия граффити Бэнкси « Девочка с воздушным шаром » самоуничтожилась во время продажи на аукционе « Сотбис » . Это стало возможным благодаря вмонтированному в произведение шредеру . За считанные секунды до уничтожения картина была продана на аукционе за £ 1 млн.

Искусство или вандализм?

В сущности, каждая арт-интервенция — это вызов или по крайней мере комментарий, связанный с более ранней работой или темой этой работы, а также с ожиданиями определённой аудитории, и, будучи полностью реализованным в одностороннем порядке, он, скорее всего, не будет воспринят властью как искусство, а расценён как нежелательное действие, если вообще не проявление вандализма.

Правоохранительным органам не всегда просто отделить арт-интервенцию от преступного вандализма . Авторов арт-интервенций нередко обвиняют в дурновкусии на грани китча . Художественная ценность арт-интервенции во многом зависит от точки зрения зрителя. Иногда арт-вандализм используется для выражения политического протеста. Как правило, внезапные вторжения в существующие произведения искусства не воспринимаются публикой как искусство, пока кто-нибудь не начнёт характеризовать их как перформанс.

Примечания

  1. // Сайт галереи Тейт
  2. . detroitmona.com . Дата обращения: 8 сентября 2019. 4 сентября 2019 года.
  3. . mrod.wordpress.com . Дата обращения: 8 сентября 2019. 1 апреля 2019 года.
  4. . www.galerieursmeile.com . Дата обращения: 8 сентября 2019. 19 июля 2011 года.
  5. (англ.) . www.independent.co.uk . Дата обращения: 8 сентября 2019. 22 июля 2019 года.
  6. . www.saatchigallery.com . Дата обращения: 8 сентября 2019. 10 ноября 2017 года.
  7. . news.bbc.co.uk . Дата обращения: 8 сентября 2019. 16 августа 2019 года.
  8. . Архивировано из 14 марта 2007 года.
  9. (укр.) . www.theguardian.com . Дата обращения: 8 сентября 2019. 1 апреля 2019 года.
  10. (укр.) . www.theguardian.com . Дата обращения: 8 сентября 2019. 1 апреля 2019 года.
  11. . www.bbc.com . Дата обращения: 8 сентября 2019. 7 октября 2018 года.

Литература

  • Perini, Julie. Art as Intervention: A Guide to Today's Radical Art Practices // Uses of a Whirlwind: Movement, Movements, and Contemporary Radical Currents in the United States (англ.) / Team Colors Collective. — AK Press , 2010. — ISBN 9781849350167 .
Источник —

Same as Арт-интервенция