Interested Article - Беспоповство
- 2020-04-20
- 1
Беспопо́вство — одно из двух основных направлений русского старообрядчества , последователи которого не имеют духовенства . Возникло в конце XVII века , по смерти священников «старого» рукоположения, то есть поставленных в Русской Церкви до церковной реформы патриарха Никона (середина XVII века ), отрицается необходимость священства для спасения души.
История и особенности вероучения
Старообрядцы, именующие себя: древлеправославные христиане иже священства не приемлющие , оставшись совершенно без священников, стали в быту называться беспоповцами . Областью зарождения беспоповства стал Русский Север — Великий Новгород и Поморье . В 1694 и 1696 году состоялись в Новгороде беспоповские соборы, на которых было выработано учение об уже совершившемся воцарении антихриста и вытекающем отсюда убеждение в прервавшейся благодати священства и прекращении церковной иерархии (проповедь духовного антихриста трактовалась как совокупность ересей , проникших в Русскую Церковь). Из этого следовало исчезновение таких церковных таинств , совершаемых только священниками, как причащение , миропомазание , елеосвящение , священство и брак . Крещение же и исповедь стали совершаться выборными мирянами . Существует мнение, что беспоповство, таким образом, стало своеобразной формой Реформации .
Отвержение таинства брака, однако, не было принято достаточно большой частью сторонников иных взглядов. По вопросам брака у беспоповцев произошло разделение на приемлющих и неприемлющих брак . Высказывалось суждение, что все должны вести безбрачную жизнь. На соборах брачное супружество было совершенно отвергнуто. Последователи соборного решения начали называться безбрачниками , федосеевцами — по имени наиболее яркого проповедника и установителя безбрачия Феодосия Васильева . Феодосиевцы (федосеевцы) создали в 1771 году в Москве общину на Преображенском кладбище . Также первоначально таких взглядов придерживались и представители поморского согласия под руководством братьев Денисовых и отошедшего от них филлиповского согласия , проповедовавшего самосожжение во спасение души. Наиболее же радикально в данном вопросе, а также и в других нетовское согласие . У нетовцев нет храмов, служб, обрядов; сами они называют себя «спасовцами», так как верят только в Спаса .
Другая часть беспоповцев получила название брачников . Решила, что обряд бракосочетания может совершать мирянин , и развернуто обосновывала это в сочинениях Василия Емельянова. Таковыми например были согласия аристовцы , Аароново согласие . Также под влиянием сочинения Ивана Алексеева (Стародубского) «О тайне брака» (1762 г.) брак постепенно стал признаваться и некоторыми другими толками. Особенность его учения была в том что брак может заключаться старообрядцами и в никонианской церкви. На текущий момент брак признаётся представителями крупнейшего в России и Прибалтике поморского согласия.
Верование о пришествии царства антихриста привело к возникновению среди беспоповцев страннического , или бегунского согласия (т. н. бегуны ). Старообрядцы этого течения считали, что нужно бежать, скрываться от царства антихриста . Странники не имели паспортов , отвергали военную службу, присягу, подати, налоги, некоторые из них отвергали и деньги, таких называли безденежниками.
Большинство беспоповских согласий принимает приходящих от других конфессий по первому чину, то есть вновь перекрещивают, почему и получили наименование беспоповцев-перекрещенцев. Это поморцы, федосеевцы, филипповцы, странники и др.
Другая часть не перекрещивает, это: Часовенное согласие , каменщики , кержаки , , бабушкины и нетовцы (поющие, непоющие и отрицанцы), называемые также неперекрещенскими беспоповцами.
Также возникли другие, более мелкие согласия: Любушкино согласие , , , , , , и другие
Современное состояние
Крупнейшие согласие беспоповцев — поморское: к началу XXI века более 200 общин в Российской Федерации . Объединением поморцев является Древлеправославная поморская церковь . В Польше действует зарегистрированная поморская Восточная старообрядческая церковь с 4 приходами.
Федосеевское согласие представляют зарегистрированные Древлеправославная старопоморская церковь федосеевского согласия и .
Общины иных согласий действуют автономно, чаще без регистрации .
См. также
Примечания
- ↑ , с. 692.
- , с. 284—303.
- .
- .
- .
- ↑ , с. 702—724.
Литература
- Василенко Н. П. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1899. — Т. XXVI. — С. 284—303.
- Казьмина О. Е. Беспоповцы // Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков . — М. : Большая Российская энциклопедия , 1999. — С. 692—693. — 928 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-155-6 .
- Миловидов В. Ф. // Религии народов современной России: Словарь / Ред-кол.: Мчедлов М. П. (отв. ред.), , Басилов В. Н. и др. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Республика , 2002. — С. 45—46. — 624 с. — 4000 экз. — ISBN 5-250-01818-1 .
- Нильский И. . — СПб. , 1869a. — 406 с.
- Нильский И. . — СПб. , 1869b. — 256 с.
- Попов С. Н. Типология (классификация) христианских церквей. (Русские староверы – старообрядцы или реформаторы?) // Теология и религиоведение : сб. ст. — Барнаул : Изд-во Алт. ун-та , 2007. — Вып. 2 .
- Юхименко Е. М., Мальцев А. И., Агеева Е. А. // Православная энциклопедия . — М. , 2002. — Т. IV : « — Бессмертие ». — С. 702—724. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-009-9 .
Ссылки
- Дмитрий Урушев // «Истина и жизнь» 2005. — апрель
- Егор Холмогоров vs. А. Г. Дугин — публичная дискуссия православного и старообрядца на форуме диакона Кураева, от 6-15 сентября 1999
- 2020-04-20
- 1