Британская православная церковь
- 1 year ago
- 0
- 0
Правосла́вная це́рковь всеросси́йского патриа́ршества — неканоническая украинская православная церковь в Северной Америке , основанная в Виннипеге . Не принадлежала ни к одной из европейских религиозных конфессий и была центром Серафимской церкви ( англ. Seraphimite Church ) — бывшего широкого религиозного союза церквей восточного обряда в Северной Америке.
Украинские иммигранты начали прибывать в Канаду в 1891 году преимущественно из восточных провинций Австро-Венгрии — Буковины и Галиции . Переселенцы из Буковины были православными , а те, кто прибыл из Галичины, — греко-католиками . Однако и те и другие придерживались византийского обряда . К 1903 году число украинских иммигрантов в Западной Канаде значительно возросло, что привлекло внимание религиозных лидеров, политиков и деятелей образования.
Центральной фигурой украинской общины в Виннипеге в то время был Кирилл Иванович Геник (1857—1925). Он прибыл из села Березов (Галиция), окончил Украинскую Академическую Гимназию во Львове , непродолжительное время изучал право в Черновицком университете . Геник был другом украинского писателя Ивана Франко , автора сказки «Лис Никита» ( укр. «Лис Микита» ), номинировавшейся на Нобелевскую премию по литературе . Известно, что Геник был шафером на свадьбе Франко и, вероятно, разделял социалистические взгляды последнего и одобрял его едкую сатиру в отношении тогдашнего духовенства. Считал, что избавление населения от духовенства, наряду с земельной реформой, было способом освобождения крестьян от ига помещиков, которые в сговоре с иерархами церкви держали землю в своих руках. По прибытии в Канаду Геник стал первым украинцем, получившим должность в Правительстве Канады. Он работал иммиграционным агентом, ответственным за расселение переселенцев в гомстедax . Двоюродный брат Геника Иван Бодруг (1874—1952) и друг Бодруга Иван Негрич (1875—1946) тоже прибыли из Березова из-под Коломыи , где были учителями в начальной школе . Они втроём составили ядро интеллигенции украинской общины и были известны как «Березовская Троица» ( укр. Березівська Трійця ). Геник, самый старший из них, единственный состоял в браке. Его жена Полина (урожденная Цюрковська) происходила из семьи священника и была образованной женщиной. У супругов было трое сыновей и три дочери .
Другой ключевой фигурой был епископ Серафим (настоящее имя — Стефан Устволський ), впоследствии лишённый сана Священным синодом Русской православной церкви в Санкт-Петербурге . Эта история началась в тот момент, когда он по собственной инициативе отправился на Афон , где его рукоположил в епископский сан «Святейший Анфим», который утверждал, что был епископом. Имелись подозрения, что Анфим рукоположил Устволського с тем, чтобы досадить царю, поскольку в те времена между царём и Священным синодом шла борьба за контроль над Русской православной церковью :226 . После обретения епископского сана Серафим отправился в Северную Америку, где ненадолго остановился у украинских священников в Филадельфии . На момент прибытия в Виннипег он не принадлежал ни к Русской православной церкви , ни к какой-либо другой. По традиции, существующей ещё с истоков христианства, он был воспринят украинцами в прериях как странствующий святой .
Ещё одним человеком, принимавшим участие в событиях, которые привели к созданию «Жестяного Собора», был помощник Серафима Макарий Марченко. Марченко выполнял функции диакона и кантора, помогая Серафиму в богослужениях, которые хорошо знал. Он прибыл с Серафимом из США. Архиепископ Ланжевен из Сен-Бонифаса , будучи главой римско-католической епархии в Западной Канаде , работал в непосредственном контакте с Папой в Риме и считал, что его священники были более чем компетентны, чтобы удовлетворить потребности украинского населения :184 . Свою роль также сыграли доктор Уильям Патрик, глава пресвитерианского Манитобского колледжа в Виннипеге, Либеральная партия Манитобы и русские православные миссионеры, архиепископ Тихон , глава Русской православной миссии в Северной Америке.
Если какой-либо случай и сыграл значительную роль в последующих событиях, то это, возможно, внесение членом законодательного органа Манитобы Жозефом Бернье в 1902 году законопроекта о передаче имущества русинских греко-католических церквей (украинцы были также известны как русины ) под управление органов, подконтрольных Римско-католической церкви :189 . Архиепископ Ланжевен заявил, что русины должны доказать, что они католики , а не протестанты , отдав имущество церкви … отдельным лицам или комитету мирян, независимых от священников или епископов . Численность украинского населения в прериях также вызывала интерес у русских православных миссионеров. На тот момент Русская православная церковь тратила 100 000 долларов в год на миссионерскую деятельность в Северной Америке :226 . Кроме того, в украинцах была заинтересована пресвитерианская церковь. Пресвитерианцы приглашали молодых людей украинского происхождения для учёбы в Манитобском колледже (ныне Университет Виннипега), где были созданы специальные классы для молодых украинцев, которые хотели бы стать школьными учителями (а затем и священниками независимой Греческой церкви) :192 . Директор колледжа доктор Кинг, свободно владеющий немецким языком , провёл собеседование с кандидатами Бодругом и Негричем на немецком, Геник перевёл их учебные материалы с польского на английский язык , и они стали первыми украинскими студентами североамериканского университета — Манитобского колледжа, бывшего в то время частью Университета Манитобы.
Геник, Бодруг, и Негрич, стараясь защитить интересы общины, действовали быстро . Они привлекли к делу Серафима. Он прибыл в Виннипег в апреле 1903 года и организовал церковь, которая была независима от какой-либо европейской церкви и не демонстрировала лояльность ни к какой из религиозных групп, боровшихся за души новых украинских иммигрантов в прериях. Свою церковь Серафим назвал Православной Русской (а не Русской Православной). Он объявил себя её главой, а чтобы заручиться поддержкой украинцев, церковь стала также именоваться Серафимской . Богослужения велись по восточному обряду, с которым иммигранты были знакомы. Серафим начал рукополагать канторов и диаконов, а 13 декабря 1903 года он официально благословил и открыл для богослужения небольшое здание на восточной стороне улицы Макгрегора, между Манитоба-авеню и Притчард-авеню, которое ранее, возможно, было церковью Святого Духа . В ноябре 1904 года на углу Кинг-стрит и Стелла-авеню он начал строительство своего печально известного «Жестяного Собора» . Харизматичный Серафим рукоположил около 50 священников и диаконов (многие из них были полуграмотны), которые стали исполнять священнические обязанности в поселениях, проповедуя независимое Православие и управление церковным имущество через независимых доверенных лиц. В течение двух лет последователями этой церкви стали почти 60 000 человек .
Вследствие различных проступков и проблем, связанных с алкоголем, Серафим потерял доверие интеллигенции, которая ранее пригласила его в Виннипег, и вскоре они начали кампанию, направленную на смещение Серафима, стремясь при этом сохранить паству. Серафим отправился в Санкт-Петербург, пытаясь получить признание и дальнейшее финансирование от российского Священного Синода для всё более разрастающейся Серафимской Церкви. Во время его отсутствия Иван Бодруг и Иван Негрич, к тому времени уже студенты богословия в Манитобском колледже, а также священники Серафимской Церкви, смогли получить гарантии пресвитерианского финансирования для Серафимской Церкви при условии, что она постепенно перейдет на пресвитерианскую модель. В конце осени 1904 года Серафим вернулся из России, не привезя с собой никаких денег . Вернувшись, он обнаружил измену и быстро отлучил от церкви всех священников, которые принимали в этом участие. В местных газетах он опубликовал их фотографии с именами, напечатанных на груди так, как если бы они были преступниками :229 . Его месть оказалась недолгой, вскоре он получил известие, что сам отлучён от церкви Священным Синодом вместе со своими священнослужителями, и в 1908 году он исчез и никогда больше не возвращался .
Следствием этих событий стало формирование украинской общины в Канаде.
Иван Бодруг, один из бунтовщиков среди серафимистов, возглавил новую независимую церковь. Он и сам был харизматичным священником и под влиянием пресвитерианства проповедовал евангельское христианство . Он дожил до 1950-х. Здания независимой церкви (Святого Духа) находились на углу Притчард-авеню и Макгрегор-стрит. Одно из них, которое использовал Серафим, снесли, второе здание, возведённое на деньги пресвитериан, существует до сих пор: расположено напротив Храма труда ( англ. Labour Temple ) в северной части Виннипега .
Архиепископ Ланжевен направил больше усилий на приобщение украинской общины к римско-католической пастве. Он основал Церковь святого Николая, где бельгийские священники совершали мессы в старославянском стиле, в одеждах согласно греческому обряду и читали проповеди на польском языке. Эта церковь располагалась через дорогу от независимого Украинского католического собора Святых Владимира и Ольги на Макгрегор-стрит в северной части Виннипега. Это предоставляло бо́льшую возможность для украинских детей в Канаде учиться на украинском языке :229 .
Либеральная партия Канады , понимая, что украинцы больше не находятся в союзе с архиепископом Ланжевеном и последователями Римско-католической церкви (которые поддерживали Консервативную партию ), взяла инициативу в свои руки и начала финансировать первую украинскую газету в Канаде — «Канадский фермер», редактором которой стал Иван Негрич.
Серафим исчез в 1908 году, но в газете «Украинский голос», издающейся в Виннипеге до сих пор, в конце 1913 года появилось сообщение, что он продавал экземпляры Библии рабочим железной дороги в Британской Колумбии .
Кирилл Геник со старшей дочерью и одним из сыновей переехал на некоторое время в США, в Северную Дакоту , но потом вернулся и умер в 1925 году.
Макарий Марченко после исчезновения Серафима объявил себя не только новым епископом Серафимской церкви, но и Архипатриархом , Архипапой, Архигетманом и Архикнязем . Чтобы не быть обвинённым в фаворитизме, он отлучил от церкви Папу Римского и весь российский Священный синод . Сохранились сведения, что до конца 1930-х годов он ездил по сёлам и отправлял для украинцев богослужения по восточному обряду.