Неомудехар
- 1 year ago
- 0
- 0
Муде́хар , стиль «мудехар» ( исп. mudéjar — «получившие разрешение остаться»; от араб. مدجّن [mudaǧǧan] — приручённый, домашний) — условное название художественного стиля , распространённого в Испании XII—XVI веков, получившего выражение в архитектуре , монументально-декоративном и декоративно-прикладном искусстве . Название произошло от религиозной группы, известной как мудехары .
Мудехар был распространён в Кастилии ( Толедо ), Арагоне ( Сарагоса ), Каталонии и Андалусии ( Кордова , Севилья ). Стиль был создан как мусульманскими, так и христианскими мастерами, и в сложной форме соединял элементы мавританского искусства (в архитектуре были сохранены формы арабских подковообразных арок, звёздчатые в плане и коробовые «ячеистые» своды — артесонадо . Различают народный мудехар церковной и жилой городской архитектуры, спонтанно развивавшийся в отвоёванных испанцами землях, где традиции мавританского искусства оказали влияние на обычаи христиан (церкви в Толедо, Сарагосе, Севилье), и придворный мудехар , складывавшийся параллельно с укреплением власти испанцев и проявившийся преимущественно в дворцовом строительстве ( Алькасар в Севилье ) .
В XII—XVI веках возник своеобразный синтетический стиль в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве Испании , в котором тесно переплелись элементы мавританского , готического и (позднее) ренессансного искусства. Произведения стиля «мудехар» создавались как мусульманскими, так и христианскими мастерами. Искусство мудехаров — явление неоднородное и не всегда безусловное по художественному качеству; исследователи отмечают присущий даже лучшим его образцам оттенок вторичности.
В стиле «мудехар» были сохранены основные конструктивные элементы мавританской архитектуры: подковообразная (иногда со стрельчатым завершением) арка, сводчатые перекрытия, образующие в плане восьмиконечную звезду, наборные деревянные потолки, гипсовый орнамент и цветные изразцы на стенах , а также бело-голубые ацулеи, или асулехос . Основой живой и свободной пространственной композиции зданий служил внутренний двор, вокруг которого группировались остальные помещения. Сооружения отличались простой, рациональной, прекрасно отвечающей климатическим условиям планировкой; в стиле «мудехар» охотно строили жилые здания — привлекали также недорогие материалы (кирпич, дерево, гипс) и дешевые рабочие руки народных мастеров. Стиль получил особое развитие в Кастилии , Арагоне , Андалусии и в городах Толедо , Сарагоса , Кордова , Севилья и др.
Внутри стиля различают два направления. То, что получило название «народного мудехара», развивалось спонтанно в областях, отвоёванных испанцами, где традиции мавританского искусства были довольно естественно применены к религии и бытовой культуре христиан. Постройки «народного мудехара» охватили области церковной и городской жилой архитектуры, их возводили, как правило, из кирпича, и они отличались устойчивыми формами сооружений и мотивами декора. При нарядности облика постройки были скромными и небольшими. Стиль «народного мудехара» характерен для севильских храмов: Всех Святых, Санта Марина, Санта Каталина, Сан Хиль, Сан Андрес, Сан Эстебан, Сан Исидро, Сан Маркос (особенно известен своей башней-минаретом с двойными окнами). Храмы строились из кирпича, с плоскими деревянными потолками, на фасадах формы готических порталов сочетались с подковообразными и многолопастными арками, геометрической плетёнкой, глухими проёмами. Черты мавританской строительной традиции ощущаются в этих постройках гораздо отчетливее, чем воздействие готических форм.
«Придворный мудехар» складывался по мере укрепления власти испанцев на отвоеванных землях и развивался до XVI века включительно. В этом направлении отражалось стремление духовной и светской знати Испании к роскоши и комфорту. К данному направлению относятся наиболее древние части Севильского алькасара XIV века (в отличие от более поздних пристроек). В фасаде здания, обычно называемого (1364), можно обнаружить черты сходства с архитектурой гранадской Альгамбры . Возможно, его создали мавританские мастера из Гранады, присланные правителем эмирата по просьбе кастильского монарха. В традициях придворного мудехара были сооружены другие севильские дворцы XIV века: герцогов Альба и так называемый дом Пилата герцогов Мединасели (завершённый в середине XVI века дворец представляет собой яркий пример сочетания мавританских и ренессансных форм). К главным памятникам стиля относится также дворец герцогов Инфантадо в Гвадалахаре (XV—XVII века).
С XIV в. общий процесс слияния готических и мавританских традиций приобрёл более целостный и органичный характер.