Interested Article - Панагия Сумела

Панаги́я Сумела́ ( греч. Παναγία Σουμελά — « Всесвятая с горы Мела»; или Монастырь Сумела , тур. Sümela Manastırı ) — действующий православный монастырь Константинопольской православной церкви , возведённый в конце IV — начале V века нашей эры на меловой скале Трабзона (Трапезунда; территория современной Турции ). С конца IV века в монастыре хранилась чудотворная икона Богородицы Панагия Сумела, написанная, по преданию, апостолом Лукой . В 1923 году ( греко-турецкий обмен населением ) икона была вывезена понтийскими греками .

Дата памяти основателей монастыря — 18 августа, иконы Панагия Сумела — 15 августа.

Название

Имя монастыря этимологически происходит от горы Мела, на которой он находится, и местного наречия «су», что означает «в/на» – то есть «в/на Меле». Согласно другой точке зрения, название происходит от лазского слова «сумела», которое символизирует Святую Троицу .

История

Основание монастыря приписывается монаху Варнаве (между 375 до 395 годами) , а восстановление Святому Софронию после разрушительного набега агарян (арабов) в VI веке.

В византийскую эпоху монастырь пользовался благосклонностью нескольких поколений императоров и стал самым влиятельным и богатым на территории Понта в эпоху Трапезундской империи (1204—1461 годы). После падения последней все привилегии были подтверждены султаном Селимом I и всеми последующими османскими правителями.

Наибольшего расцвета монастырь достиг в XVIII—XIX веках.

После выселения греческого православного населения Анатолии в рамках греко-турецкого обмена населения в соответствии с положениями Лозаннской конференции , монашеская жизнь в Панагия Сумела пресеклась. Реликвии монастыря, в том числе чудотворная икона Панагия Сумела, были сначала спасены от потери понтийскими греками, а позже, в 1930 году, перевезены в Грецию, где пребывают в новом монастыре Панагии Сумела близ города Верия в Македонии .

На протяжении нескольких веков монастырь Панагия Сумела был святыней не только для понтийских греков, но и христианства всего мира, однако турецкие власти крайне враждебно относились к православному паломничеству. Впервые оно стало возможным только в 2007 году . 22 ноября 2009 года в Москве состоялась встреча Председателя Великого Национального Собрания Турции с Иваном Саввиди , координатором межпарламентской депутатской группы по связям с Парламентом Греция , депутатом Государственной Думы РФ, в ходе которой также обсуждался вопрос паломничества, а также инцидент, случившийся 15 августа 2009 года, когда в аэропорту города Трабзон православных священников заставили снять священническую одежду и кресты, якобы по указанию властей.

В 2010 году Министерство культуры и туризма Турции по просьбе Вселенского патриарха дало согласие на проведение в монастыре Панагия Сумела первого с 1922 года богослужения. 15 августа 2010 года, в день Успения Пресвятой Богородицы , Вселенский Патриарх Варфоломей I возглавил литургию в монастыре при стечении нескольких сотен паломников из разных стран .

В сентябре 2015 года монастырь закрыт для посетителей ввиду начала производства восстановительных работ . В июле 2021 года было объявлено о его открытии . В настоящее время монастырь работает только как музей, все службы, кроме как в день Успения Пресвятой Богородицы, запрещены.

Современная обитель в Верия

В 1930 году, стараниями Элефтериоса Венизелоса , в рамках развития греко-турецких отношений , турецкий премьер-министр Исмет Инёню посетил Афины , и согласился на то, чтобы греческая делегация прибыла в Понт , чтобы получить реликвии православия и эллинизма.

В 1930 году живы были только два монаха старого исторического монастыря. Дряхлый Иеремия ( Iερεμίας ) в Лангадасе , который отказался поехать, потому что ноги его не подчинялись ему, или потому что он не хотел вновь пережить те кошмарные сцены турецкого варварства, и красавец, энергичный и живучий Амвросий Сумэльётис ( Aμβρόσιος Σουμελιώτης ), главный в церкви Святого Ферапонта ( Aγίους Θεράποντας ) в салоникском районе Тумба ( Tούμπα ). От Иеремии Амвросий узнал о склепе, где хранились реликвии. 14 октября Амвросий, с рекомендательным документом турецкого посольства, поехал в Константинополь и оттуда в Трапезунд, с назначением Панагия Сумэла. Несколько дней спустя он вернулся в Афины, не только с атрибутами эллинского православия, но и с самим Понтом, как написал тогдашний депутат правительства Венизэлу, Леонид Иасонидис ( Λεωνίδας Iασωνίδης ): «В Греции жили Понтийцы, но не жил Понт. С иконой Панагии Сумела прибыл и Понт». Икона осталась на 20 лет в Византийском музее Афин. Первым Леонид Иасонидис предложил в 1931 году повторную интронизацию иконы Сумелы в какой-нибудь район Греции. И в 1951 году Филон Ктэнидис ( Φίλων Kτενίδης ) из понтийского Кромни воплотил в жизнь мечту всех понтийцев, основав новую Панагию Сумелу на склонах гор у деревни близ Верии.

Примечания

  1. Olga Vagiou. . — 2022. — С. 74 .
  2. . Православие.Ru (18 августа 2008). Дата обращения: 6 мая 2020. 27 сентября 2018 года.
  3. . Интерфакс (28 сентября 2015). Дата обращения: 6 мая 2020.
  4. . Патриархия.ru (16 августа 2010). Дата обращения: 6 мая 2020. 31 декабря 2019 года.
  5. [rossaprimavera.ru/news/cc380dc7?ts=1625230456 В Турции открыт после реставрации древний православный монастырь] . Красная весна . Дата обращения: 2 июля 2021. 9 июля 2021 года.

Источники

  • от 23 июля 2013 на Wayback Machine (укр.) — святыня понтийских греков
  • (рус.)
  • от 22 августа 2019 на Wayback Machine (рус.) — православный храм
  • (рус.)
Источник —

Same as Панагия Сумела