Эрнст Людвиг II (герцог Саксен-Мейнингена)
- 1 year ago
- 0
- 0
Эрнст Людвиг Кирхнер ( нем. Ernst Ludwig Kirchner ; 6 мая 1880 , Ашаффенбург — 15 июня 1938 , Фрауенкирх-Вильдбоден возле Давоса ) — немецкий художник, график и скульптор, представитель экспрессионизма .
Родился 6 мая 1880 года в Ашаффенбурге в семье инженера-химика Эрнста Кирхнера. В 1901 году окончил гимназию в Хемнице и поступил на факультет архитектуры Высшей технической школы в Дрездене . Здесь он познакомился с Фрицем Блейлем , разделявшим его интерес к живописи . В 1903-04 гг. Кирхнер учился в Высшей технической школе в Мюнхене, а также посещал Учебно-экспериментальную мастерскую свободного и прикладного искусства фон Дебшица и Обриста . В 1905 году он вернулся в Дрезден, где получил диплом архитектора.
В 1905 году четыре студента архитектурного факультета Высшей технической школы в Дрездене — Эрнст Людвиг Кирхнер, Фриц Блейль, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуф — образуют группу « Мост » ( Die Brücke ), с которой началось становление немецкого экспрессионизма . 7 июня считается днём основания группы. Название было предложено Хеккелем; идеологом группы стал Кирхнер. Он сформулировал общую концепцию нового творческого союза: основополагающим принципом его эстетики стало отрицание материалистического мировоззрения , реализма , импрессионизма и стиля модерн .
В 1906 году Кирхнер пишет программу группы. Летом 1907 года вместе с Максом Пехштейном едет в Гоппельн возле Дрездена, где много рисует. В 1908 году работает на острове Фемарн . В 1909—1911 годах ездит рисовать на Морицбургские пруды. В конце 1906 г. появляются первые портреты кисти Кирхнера, на которых изображена его подруга жизни Додо (Дорис Гроссе). В этот период он также открывает для себя новую тему — жизнь варьете и цирков — которую будет разрабатывать в последующие несколько лет .
В 1910—1911 годах состоит в группе художников « Новый сецессион ». В октябре 1911 года переезжает в Берлин и знакомится с Эрной Шиллинг , впоследствии ставшей гражданской женой Кирхнера. Тогда же основывает с Максом Пехштейном институт «Современного преподавания живописи» («МИУМ») . В его живописи появляются новые темы: жизнь большого города, его улицы и архитектура, человеческие типы, характерные для столицы .
В 1913 написанная Кирхнером «Хроника художественной группы „Мост“» приводит к распаду группы. В «Хронике», по мнению товарищей Кирхнера по объединению, он излишне подчёркивал собственную роль в создании «Моста»; в итоге между художниками возникла ссора, повлёкшая за собой уход Кирхнера из группы.
В 1914 году Кирхнер участвует в художественной выставке в Кёльне. С началом Первой мировой войны он уходит добровольцем на фронт, но уже через два месяца его временно отстраняют от службы и помещают на лечение в психиатрическую больницу. Война казалась художнику «кровавым карнавалом», и он пытался справиться с приступами паники с помощью алкоголя и морфина . В 1915 был комиссован из армии из-за болезни лёгких и направлен на лечение в санаторий в Кёнигштейне . В 1917 переезжает на жительство и лечение в Швейцарию и живёт в Штафельальпе близ Давоса ; затем, до октября 1918 года, проходит лечение в санатории в Кройцлингене . С 1918 г. поселяется в местечке Фрауэнкирхе под Давосом и пишет альпийские пейзажи в экспрессионистском стиле .
1919—1920 гг. были для Кирхнера благоприятным периодом: его здоровье улучшилось, он много работал, в Германии и Швейцарии прошли выставки его работ. 1922 год стал началом совместной работы с Лизой Гуйер.
В 1923 Кирхнер организует большую выставку работ в Базеле . В это же время он работает над иллюстрациями к книге поэта Георга Гейма «Umbra Vitae». В 1925-26 совершает большое путешествие по Германии ( Франкфурт-на-Майне , Хемниц , Дрезден , Берлин ). В 1929 году посещает Эссен , Берлин и Франкфурт-на-Майне.
В 1930 г. Кирхнер становится членом Прусской академии искусств в Берлине. В 1933 г. в Берне состоялась первая ретроспектива его работ . В это же время в Германии пришедшие к власти нацисты жёстко критикуют и изымают из музеев работы самого Кирхнера и его товарищей по объединению «Мост». Кирхнер воспринимает это крайне болезненно, так как одной из главных целей «Моста» было именно развитие германского искусства, а своё творчество Кирхнер считал его квинтэссенцией .
В 1937 художник был причислен нацистами к представителям так называемого « дегенеративного искусства ». 639 его работ были удалены из немецких музеев; часть их была уничтожена. 25 картин Кирхнера демонстрировались на показательной выставке «дегенеративного искусства», которое лично Гитлер объявил «оскорблением нации».
В 1938 г. Кирхнер продолжал работать, но его здоровье, душевное и физическое, неуклонно ухудшалось. 15 июня 1938 г. измученный болезнью и пристрастившийся к наркотикам художник совершает самоубийство в собственном доме во Фрауэнкирхе. Его гражданская жена Эрна Шиллинг получает разрешение до самой смерти (2 октября 1945 г.) носить фамилию Кирхнер.
Эрнст Людвиг Кирхнер вошёл в историю живописи как основатель одного из наиболее заметных явлений художественной жизни начала XX века — экспрессионизма. Его полотна отличаются ярким колоритом, угловатыми контурами и сильнейшим драматическим напряжением . По мнению немецкого искусствоведа Норберта Вольфа, «по эмоциональной напряжённости работ Кирхнер превосходит всех прочих художников XX века» .
Свой творческий путь Кирхнер начинал под влиянием Ван Гога и Матисса . Он немало экспериментировал и с вангоговскими мазками, и с яркими цветовыми пятнами Матисса, учась при этом сохранять баланс между спонтанной экспрессией и сознательным контролем над изобразительными средствами . Кроме того, Кирхнер проявлял интерес к искусству народов Африки и Океании , заимствуя некоторые приёмы примитивного искусства.
Летом 1905 г. в творчестве Кирхнера наступил переломный момент: именно в это время он и его товарищи становятся зачинателями нового движения. Программа созданной ими группы «Мост» призывала всех прогрессивных людей искусства объединиться и воплотить в жизнь революционные художественные принципы . Однако молодые экспрессионисты, бунтовавшие против всего косного и отжившего, не отвергали полностью наследие прошлого. Они высоко ценили творчество Дюрера , Лукаса Кранаха Старшего , Маттиаса Грюневальда , постимпрессионизм , фовизм и т. д.
Постепенно Кирхнер вырабатывает свою собственную систему приёмов и манеру письма. Он отказывается от иллюзорного пространства и стремится к плоскостной трактовке предметов, их непременной деформации . Его композиции изобилуют резкими цветовыми диссонансами; он тяготеет к стилизации и сокращению арсенала визуальных средств . Картины, по его мнению, суть не просто изображения определённых предметов, а самостоятельные существа из линий и красок, которые похожи на свои прототипы ровно настолько, сколько требуется, чтобы сохранялся ключ к пониманию изображённого.
Один из основных жанров творчества Кирхнера — городской пейзаж . Его пейзажи тревожны и проникнуты ощущением надвигающейся катастрофы. Широко известна картина 1914 г. « Потсдамская площадь в Берлине», написанная в холодных чёрно-зелёных тонах и изображающая берлинских проституток. Удлинённые пропорции женских силуэтов перекликаются с острыми треугольниками тротуаров и стен; на заднем плане красным пятном выделяются стены Потсдамского вокзала. Жёсткая, гротескная манера письма отражает внутреннюю сущность мегаполиса. Сцены природы в творчестве Кирхнера также далеки от идилличности: в них чувствуется некая неопределённость, тревожность, ощущения прервавшейся связи времён . С годами Кирхнер всё меньше обращался к натуре; стиль его тяготел к абстракции.