Берлинер, Яков Леопольдович
- 1 year ago
- 0
- 0
«Берли́нер анса́мбль» ( нем. Berliner Ensemble — «Берлинский ансамбль») — драматический театр в Берлине , основанный в 1949 году , один из самых знаменитых театров Германии , получивший всемирную известность благодаря постановкам пьес своего основателя — Бертольта Брехта ; стал практическим воплощением его теории « эпического театра ». С 1954 года «Берлинер ансамбль» размещается в здании Театра на Шиффбауэрдамм в центре немецкой столицы ( , 1).
Театр «Берлинер ансамбль» фактически был создан Бертольтом Брехтом поздней осенью 1948 года . Оказавшийся после своего возвращения в Европу из США человеком без гражданства и без постоянного места жительства Брехт и его жена — актриса Хелена Вайгель в октябре 1948 года были тепло встречены в восточном секторе Берлина . Театр на Шиффбауэрдамм, который Брехт и его соратник Эрих Энгель обживали ещё в конце 20-х годов (в этом театре, в частности, в августе 1928 года Энгель осуществил первую постановку « Трёхгрошовой оперы » Брехта и К. Вайля ), был занят труппой «Фольксбюне», чьё здание оказалось полностью разрушено; Брехт не счёл возможным выживать возглавляемый Фрицем Вистеном коллектив, и на ближайшие пять лет его труппу приютил Немецкий театр .
«Берлинер ансамбль» создавался как студийный театр при Немецком театре, который незадолго перед тем возглавил вернувшийся из эмиграции Вольфганг Лангхоф . Разработанный Брехтом и Лангхофом «Проект студийного театра» предполагал в первый сезон привлечение из эмиграции «путём кратковременных гастролей» именитых актёров, в том числе Терезы Гизе , Леонарда Штеккеля и Петера Лорре . В дальнейшем предполагалось «создание на этой основе своего ансамбля» .
К работе в новом театре Брехт привлёк своих давних соратников — режиссёра Эриха Энгеля , художника Каспара Неера , композиторов Ханса Эйслера и Пауля Дессау . Вместе с тем многие, кого хотел видеть в своём театре Брехт, не откликнулись на его приглашение, в том числе оказавшиеся в эмиграции в США Эрвин Пискатор и Петер Лорре; Фриц Кортнер , для которого Брехт хотел поставить « Жизнь Галилея », отдал предпочтение американской зоне оккупации . Труппу первоначально составили актёры Немецкого театра, в том числе Пауль Бильдт , и цюрихского «Шаушпильхауза», вернувшиеся вместе с Брехтом из эмиграции, в их числе и Тереза Гизе . Он приглашал в труппу и совсем молодых актёров, ещё не имевших сценического опыта, но и не испорченных, с точки зрения «эпического» стиля исполнения, специальным образованием . О послевоенном немецком театре Брехт отзывался нелицеприятно: «…Внешние эффекты и фальшивая чувствительность стали главным козырем актёра. Образцы, достойные подражания, сменились подчёркнутой пышностью, а подлинная страсть — наигранным темпераментом» . Борьбу за сохранение мира Брехт считал важнейшей задачей для любого художника, и эмблемой театра, размещённой на его занавесе , стал голубь мира Пабло Пикассо .
В январе 1949 года состоялась премьера пьесы Брехта « Мамаша Кураж и её дети », в совместной постановке Эриха Энгеля и автора; в роли Кураж выступила Хелена Вайгель, Катрин играла Ангелика Хурвиц, Повара — Пауль Бильдт . Спектакль имел исключительный успех, его создатели и исполнители главных ролей были удостоены Национальной премии; в 1954 году «Мамаша Кураж», уже с обновлённым составом (Повара играл Эрнст Буш , Священника — Эрвин Гешоннек ) была представлена на Всемирном театральном фестивале в Париже и получила 1-ю премию — за лучшую пьесу и лучшую постановку (Брехт и Энгель) .
1 апреля 1949 года Политбюро СЕПГ приняло решение: «Создать новый театральный коллектив под руководством Хелены Вайгель. Этот ансамбль начнёт свою деятельность 1 сентября 1949 года и сыграет в сезон 1949—1950 годов три пьесы прогрессивного характера. Спектакли будут играться на сцене Немецкого театра или Камерного театра в Берлине и включаться в течение шести месяцев в репертуар этих театров» . 1 сентября и стало официальным днём рождения театра «Берлинер ансамбль» ; «тремя пьесами прогрессивного характера», поставленными в 1949 году, оказались «Мамаша Кураж» и « Господин Пунтила » Брехта и « Васса Железнова » А. М. Горького , с Гизе в главной роли . Спектакли труппа Брехта давала на сцене Немецкого театра, много гастролировала в ГДР и в других странах. В 1954 году коллектив получил в своё распоряжение здание Театра на Шиффбауэрдамм.
«Берлинер ансамбль» создавался как репертуарный театр ; в своей художественной практике он следовал теории « эпического театра » Брехта, как при жизни драматурга, так и после его смерти. В театре шли почти все его пьесы, в том числе поставленные самим Брехтом. Ведущими актёрами театра с первых лет были Хелена Вайгель, Эрнст Буш и Эрвин Гешоннек; очень скоро получили признание и более молодые актёры — Ангелика Хурвиц, Регина Лутц, Эрнст Отто Фурманн . Хотя идейным вдохновителем театра был Брехт, официально его возглавляла в качестве интенданта, с момента основания и до своей смерти в мае 1971 года, Хелена Вайгель . Главным художником театра с 1954 по 1981 год был Карл фон Аппен .
После смерти Брехта в августе 1956 года художественным руководителем театра (при интендантстве Хелены Вайгель) стал Эрих Энгель ; обязанности главного режиссёра коллективно исполняли молодые ученики Брехта — Петер Палич , Бенно Бессон и Манфред Векверт .
В мае 1957 года, уже в качестве «прославленного театра» «Берлинер ансамбль» гастролировал в СССР и произвёл неизгладимое впечатление . Гастроли открывал поставленный Энгелем и Брехтом спектакль « Жизнь Галилея » (с Эрнстом Бушем в главной роли), по поводу которого П. А. Марков писал: «Мы увидели спектакль, тщательно и любовно отделанный в каждой его детали… Режиссура безошибочно знает, на какой момент действия должно быть направлено особое внимание зрителя. Она не допускает на сцене ни одного лишнего аксессуара. Точное и очень простое декоративное оформление — полированные коричневые высокие стены — оставляет свободной широкую, просторную сценическую площадку и лишь отдельными скупыми деталями обстановки передает атмосферу эпохи. Так же целесообразно, скупо, но верно строятся и мизансцены. В них удобно и хорошо играть актёрам. Сценические образы, вплоть до эпизодических, разработаны с той же тщательностью и придирчивой требовательностью, которые свойственны спектаклю в целом» .
«Берлинер ансамбль» стал лучшим пропагандистом как драматургии Брехта, так и его театральной теории, оказав значительное влияние на театральное искусство других стран . Во время вторых гастролей театра в СССР, в 1968 году, Марков отмечал, что, превратившись за 20 лет своего существования в «брехтовскую академию», «Берлинер ансамбль» не впал в догматическую замкнутость, остаётся живым и постоянно обновляющимся, сохраняя при этом не только единство художественных принципов, но и свой взгляд на мир, своё мироощущение . В 60-х годах одним из лучших спектаклей театра был шекспировский «Кориолан» .
В 60-70-х годах на сцене «Берлинер ансамбль» блистали Гизела Май и Эккехард Шалль .
После Хелены Вайгель в 1971 году театр возглавила Рут Бергхауз; её попытки открыть сцену «Берлинер ансамбль» для экспериментов, вызвали недовольство как у коллектива театра, так и у зрителей, и в 1977 году её сменил Манфред Векверт , работавший в театре ещё при Брехте . В 1991 году Векверт ушёл в отставку, долгое время театр пребывал в кризисе: в 1992—1994 годах сменились два состава коллективного руководства, а в следующие несколько лет — три художественных руководителя . Первое коллективное руководство состояло из режиссёров , Фрица Марквардта, Петера Палича и Петера Цадека и драматурга Хайнера Мюллера , но через три года от него остался только Мюллер; после его смерти в 1995 году театр возглавил актёр Мартин Вуттке , которого, однако, уже через год сменил Штефан Сушке. Наконец в 1999 году театр возглавил Клаус Пайман .
В настоящее время «Берлинер ансамбль», он же «Театр на Шиффбауэрдамм» ( нем. Theather am Schiffbauerdamm ), является обществом с ограниченной ответственностью , с единственным участником — Клаусом Пайманом.
Наряду с Пайманом, основным режиссёром «Берлинер ансамбль» является Манфред Карге . Пайман привлекает к сотрудничеству самых разных режиссёров, и именитых, как Петер Штайн , Петер Цадек и Роберт Уилсон , и молодых .
Основу репертуара театра по-прежнему составляют пьесы Б. Брехта: в новых постановках идут «Мамаша Кураж и её дети», «Трёхгрошовая опера», «Кавказский меловой круг», «Страх и отчаяние в Третьей империи», «Швейк во Второй мировой войне» и другие .
По-прежнему в репертуаре преобладает драматургия XX века: помимо Брехта, «Берлинер ансамбль» ставит Томаса Бернхарда , Макса Фриша , Сэмюэла Беккета ; но присутствует и классика: У. Шекспир, Г. Э. Лессинг , И. В. Гёте; в репертуаре театра — и « Вишнёвый сад » А. П. Чехова , и вновь — «Васса Железнова» А. М. Горького .