Interested Article - Немецкий театр

Немецкий театр ( нем. Deutsches Theater ) — немецкий драматический театр , расположенный в историческом квартале ( нем. Friedrich-Wilhelm-Stadt ) в районе Митте в центре Берлина . С 1990 года является одним из пяти государственных театров германской столицы.

Немецкий театр имеет две смыкающиеся сцены с общим фасадом. Основная сцена — около 600 мест, а малая («камерная», Kammerspiele ), появилась по инициативе Макса Рейнхардта в 1906 году для постановки современных пьес) — около 230 мест. На основной сцене Немецкого театра идут спектакли преимущественно классического репертуара.

История театра

Здание театра построено в 1848 году под летний театр, в 1850 году перестроено для постоянного Городского театра Фридриха-Вильгельма ( нем. Friedrich-Wilhelm-Städtisches Theater ), где исполнялись зингшпили («Два стрелка», «Браконьер» А. Лорцинга ), драмы и комедии («Журналисты» Фрейтага, «Королевский лейтенант» К. Гуцкова ). В театре давали представления знаменитые Э. Росси , Т. Сальвини , А. фон Зонненталь , Йозеф Левинский, в 1874 году гастролировал Мейнингенский театр ). В 1883 году здание театра было приобретено драматургом Адольфом Л’Арронжем . Совместно с актерами Э. Поссартом, Л. Барнаем , А. Форстером, 3. Фридманом, Ф. Гаазе он открыл в этом помещении «Немецкий театр», товарищество актёров-пайщиков, стремившихся создать первый в Германии национальный театр.

Театр был открыт 29 сентября 1883 года трагедией Ф. Шиллера «Коварство и любовь» в постановке Августа Форстера ( Й. Кайнц (Фердинанд), Л. Барнай (Президент), 3. Фридман (Вурм), Ф. Гаазе (Кальб), Форстер (Миллер)). В первый сезон шли «Дон Карлос» (в два вечера, реж. Л. Барнай; Карлос —Кайнц), «Разбойники» Шиллера; «Ифигения в Тавриде» И. В. Гёте (Пилад — Кайнц), « Ромео и Джульетта » У. Шекспира (Ромео — Кайнц). Во втором сезоне были поставлены пьесы Гёте « Гёц фон Берлихинген », « », « Эгмонт » и др.; « Вильгельм Телль » Шиллера, « Эмилия Галотти » Г. Э. Лессинга , « Принц Фридрих Гомбургский » Г. фон Клейста , « Король Лир » Шекспира. В труппу театра входили актеры А. Зорма, А. Гаверланд, Г. Ниман-Рабе, Г. Кадельбург , Л. Дюмон (с 1885), Э. Леман (с 1891). Но репертуарная политика Л’Арронжа не устраивала остальных создателей театра, и ведущие актёры постепенно покидали театр.

Отто Брам

В 1894—1904 годах театр возглавлял Отто Брам , приверженец . При Браме были поставлены «Ткачи» (1895), «Возчик Геншель» (1898), «Флориан Гейер», «Потонувший колокол» (оба в 1896), «Вознесение Ганнеле», «Праздник примирения», «Роза Бернд» (1903) Г. Гауптмана , « Нора », «Привидения», «Йон Габриэль Боркман», «Дикая утка», «Враг народа», «Столпы общества» Г. Ибсена и др. Ведущие актёры: Э. Рейхер, Р. Ритнер, Э. Леман, Р. Бертенс, О. Зауэр, Л. Дюмон, А. Бассерман, Ф. Кайслер , Р. Валлентин. В 1895 году в труппу поступает Макс Рейнхардт , молодой выпускник театральной школы при Венской консерватории . Рейнхардт был занят в ролях Энгстранда, Фольдала («Привидения», «Йон Габриэль Боркман» Ибсена).

В 1900 году Брам ставит «Власть тьмы» Л. Н. Толстого (Аким — М. Рейнхардт). Брам, борясь против засилья в придворных театрах декламации и пафоса , ориентировался на принципы натурализма, что привело к другой крайности — засилью бытовых деталей и т. п., что привело, в том числе, к провалу трагедии «Коварство и любовь», 1894. Затем О. Брам ушел в Театр им. Лессинга.

Макс Рейнхардт

Памятник Максу Рейнхардту у входа в Немецкий театр

После недолгого директорства драматурга Пауля Линдау театр в 1905 году возглавил Макс Рейнхардт, уже получивший известность как режиссёр. Рейнхардт непрерывно находился на посту руководителя Театра до начала Первой мировой войны и с несколькими перерывами до своей вынужденной эмиграции в 1933 году .

В 1905—1914 годах репертуар был преимущественно классическим; главенствовал Шекспир : «Венецианский купец» , «Сон в летнюю ночь» (обе в 1905), «Зимняя сказка» (1906), «Ромео и Джульетта» (1907), «Король Лир» (1908), «Гамлет» , «Укрощение строптивой» (обе в 1909) и др. Некоторые пьесы Шекспира ставились в различных режиссёрских редакциях Рейнхардта несколько раз («Гамлет», «Сон в летнюю ночь»). Большое место в репертуаре занимала немецкая классика: « » (1906), «Фауст» (1909) Гёте , « Разбойники », « Заговор Фиеско в Генуе » (обе в 1908), « Мессинская невеста » (1910) Шиллера , « » (1905), « Принц Фридрих Гомбургский » (1907) Г. Клейста , « Минна фон Барнхельм » Лессинга (1904). В репертуар театра так же входили пьесы Ф. Грильпарцера , К. Ф. Хеббеля , Г. Гофмансталя , Ф. Ведекинда , античная драматургия. В театре ставилась и русская драматургия: «Живой труп» Л. Н. Толстого (1913, Фёдор Протасов — А. Моисси ), «Ревизор» Н. В. Гоголя (1907) и др. Во время Первой мировой войны, несмотря на цензуру , молодёжная студия ставила пьесы Арнольда Цвейга , , в режиссуре Г. Геральда. Были поставлены также «Солдаты» Якоба Ленца и « » Г. Бюхнера .

В театре в этот период работали актеры: Г. Эйзольд, А. Моисси , Л. Хёфлиг, М. Купфер, П. Вегенер , В. Краус , Э. Яннингс , , Э. Дойч , Ф. Кортнер , В. Арнольд, А. Штрауб, Р. Шильдкраут, Ф. Кайслер , Э. Бергнер , Э. Клепфер, Г. Георге , Э. Винтерштайн , О. Гомолка , Г. Грюндгенс , Г. Мюллер, Л. Баарова , , М. Дитрих , Т. Дюрье , В. Фрич , , О. Гебюр , П. Хёрбигер , , , Г. Лидтке , Т. Лоос , А. Моисси , Л. Рифеншталь , Х. Рюман , С. Шмиц , К. Фейдт , Ф. Альтен , Э. Вагнер , .

В 1924—1926 годах в театре на должности драматургов работали Б. Брехт и Карл Цукмайер .

В 1905 году при Немецком театре была основана театральная школа. Немецкий театр под руководством Рейнхардта был пионером в использовании новых средств театральной техники, в том числе вращающейся сцены. В 1920-х годах было осуществлено вынужденное временное финансовое объединение Немецкого театра с другими берлинскими театрами (организация так называемых театральных трестов), что не могло не сказаться на результатах работы театра. Часто менявшиеся в период временной работы Рейнхардта в других театрах художественные руководители (Ф. Холлендер, К. Розен, Г. Геральд, К. X. Мартин) плохо справлялись со своей миссией.

Немецкий театр в ГДР

Немецкий театр в 1962 году
«Смерть Дантона». 1981

В 1945 году Немецкий театр оказался в советской зоне оккупации и стал одним из первых театров, возобновивших свою деятельность в разрушенном Берлине — под руководством драматурга и режиссёра Г. Вангенхайма. Был поставлен «Натан Мудрый» Лессинга , ранее запрещённый нацистской цензурой; в главной роли выступил П. Вегенер.

После 1945 года труппа театра пополнилась многими актёрами и режиссёрами. На сцене театра в 50-60-х годах выступали известные немецкие актёры — Густаф Грюндгенс , Э. Буш ( Ю. Фучик — «Прага остаётся моей» Ю. А. Буряковского, нем. назв. «Юлиус Фучик»; Майоров — «Глубокая разведка» А. А. Крона; Мефистофель, Яго), Г. Мюллер, Э. Винтерштейн, П. Бильдт , А. Вешер, В. Клейнау (Егор Булычов, Городничий; Васильков — «Бешеные деньги» А. Н. Островского),

Продолжая национальные традиции театр ставил пьесы Гёте , Шиллера , Лессинга, Бюхнера , а также Шекспира , часто обращался и к русской драматургии: в репертуаре Немецкого театра были «Дядя Ваня» (1945), « Ревизор » (1950), «Гроза» (1951), « Волки и овцы » (1948), « Бешеные деньги » (1954) А. Н. Островского; «Беспокойная старость» (1946, профессор Полежаев — П. Вегенер), « Егор Булычов и другие » (1952), «Сомов и другие» (1954), « Враги » (1967) М. А. Горького , «Платон Кречет» (в нем. пост. «Хирург», 1951), «Шторм» (1957); « Поднятая целина » М. А. Шолохова , инсц. Т. Лондона (1959), « » А. Н. Арбузова (1962), « » Н. Ф. Погодина (1962).

Среди значительных постановок: « Страх и отчаяние в Третьей империи » Б. Брехта (1948), «Бомарше» (1946), «Томас Мюнцер» (1953) Ф. Вольфа, «Пастор Халль» Эрнста Толлера (1947), «Невеста голландца» Э. Штритматтера (1958), «Процесс в Нюрнберге» (1967) и «Въезд в замок» (1971) Шнайдера, «Актовый зал» Канта (1969), «Новые страдания молодого В.» У. Пленцдорфа (1972), «Шахтёры на отвале» Брауна (1973).

Среди актёров — У. Бирнбаум, Х. Гроссе, Х. Дринда, Ф. Дюрен, Ф. Зольтер, И. Келлер и др. В 1960-х гг. активное участие в деятельности театра принимал П. Вегенер.

Художественные руководители

Драматург и режиссёр Г. Вангенхайм (Gustav von Wangenheim; 1945—1946), режиссёр и актёр Вольфганг Лангхофф (1946—1963; отец режиссёра Томаса Лангхоффа), Вольфганг Хайнц (Wolfgang Heinz; 1963—1969), Hanns Anselm Perten (1969—1972), Gerhard Wolfram (1972—1982), Rolf Rohmer (1982—1984), Dieter Mann (1984—1991), Томас Лангхофф (1991—2001), Bernd Wilms (2000—2008), Оливер Ризе (c 2008 года).

Современный репертуар

  • «Эмилия Галотти» Лессинга (реж. М. Тальхаймер)
  • «Лолита» В. В. Набокова (реж. О. Ризе)
  • «Крысы» Г. Гауптмана (реж. М. Тальхаймер)
  • «Фауст. Часть I» (реж. М. Тальхаймер)
  • «Дядя Ваня» А. П. Чехова (реж. Юрген Гош )
  • 2006 « Вишнёвый сад » Чехова (реж. Барбара Фрей)
  • 2007 «Гамлет-машина» Х. Мюллера (реж. Димитр Готчев)

Примечания

Ссылки

Источник —

Same as Немецкий театр