Родившиеся в Струмице
- 1 year ago
- 0
- 0
Мавлана́ Джалаладди́н Мухáммад Балхи́ Руми́ ( перс. جلالالدین محمد بلخی ; 30 сентября 1207 , Вахш , Государство Хорезмшахов или , Государство Хорезмшахов — 17 декабря 1273 , Конья , Конийский султанат ), известный обычно как Руми́ или Мавланá — персидский поэт - суфий XIII века , исламский богослов , факих . Иногда его называли также Мавлана Джалаладдин Мухаммад Балхи ( перс. محمد بلخى ), по названию региона Балха , (современная часть Афганистана и Таджикистана ), откуда он родом . Влияние Руми выходит за пределы национальных границ и этнических различий: персы , таджики , турки , греки , пуштуны , другие мусульмане Центральной и Южной Азии высоко оценили его духовное наследие за последние семь веков . Его стихи переведены на многие языки мира и перенесены в различные форматы. Руми был описан как «самый популярный поэт» и «самый продаваемый поэт» в США .
Работы Руми написаны в основном на персидском языке , но иногда при написании стихов он также использовал турецкий , арабский и греческий языки . Его маснави, составленные в Конье , считаются одними из величайших стихов на персидском языке . Его произведения широко читаются сегодня на языке оригинала в Большом Иране и в персоязычном мире . Переводы его работ очень популярны, особенно в Турции , Азербайджане , США и Южной Азии . Его поэзия повлияла не только на персидскую литературу , но и на литературные традиции османского турецкого , чагатайского , урду и пушту .
В XIII в. в г. Конья его сын Султан Валад основал суфийский орден Мевлеви , в обрядах которого используются произведения Руми. Руми — духовный предок дервишей этого самого влиятельного в Османской Турции и существующего и в наше время тариката .
Его часто называют просто Руми. Его полное имя Джалал ад-дин Мухаммад Балхи ( перс. جلالالدین محمد بلخى ) или Джалал ад-Дин Мухаммад Руми ( перс. جلالالدین محمد رومی ). Джалал ад-Дин — арабский лакаб , означающий «Слава Веры». Балхи и Руми являются его нисбами , то есть, соответственно, «из Балха» и «из Рума» («Рум» — это то, что в европейской историографии теперь называет «Византией» или «Византийской Анатолией») . По словам авторитетного биографа Руми Франклина Льюиса из Чикагского университета: «Анатолийский полуостров, который принадлежал Восточной Римской империи, был сравнительно недавно завоеван мусульманами, и даже когда он стал контролироваться турецкими мусульманскими правителями, он всё ещё был известен арабам, персам и туркам как географическая область Рум. Таким образом, существует ряд исторических персонажей, родившихся в Анатолии или связанных с ней, известных как Руми, слово, заимствованное из арабского буквально означающее „римский“, в этом контексте римский относится к подданным Византии или просто к людям, живущим в ней, или к вещам, связанным с Анатолией» .
Он широко известен под прозвищем Мауляна/Мовляна ( перс. مولانا : персидское произношение: [moulɒːnɒ]) в Иране и Мевлана — в Турции. Мауляна ( араб. مولانا ) — это термин арабского происхождения, означающий «наш господин». .
Джалаладдин Руми родился в городке Вахш (совр. Таджикистан) на северных территориях Балха . бывшем в то время крупным регионом государства Гуридов Хорасан , в семье популярного в народе придворного учёного богослова-юриста и проповедника-суфия — Мухаммада бен Хусейна аль-Хатиби аль-Балхи, известного как Баха ад-Дин Валад ( 1148 — 1231 ).
По отцу Баха ад-Дин Валад (он же Баха Валад , Бахауддин ) считался потомком первого халифа Абу Бакра . Источники приводят следующую генеалогию: Абу Бакр — Абд ур-Рахман — Хаммад — Мутаххар — Хусайиб — Мавдуд — Махмуд — Ахмед Хатиби — Хусейн Хатиби — Бахауддин Валад .
Баха ад-Дин Валад был вынужден бежать под угрозой монгольского нападения из родного города и, после долгих скитаний, обосновался в Малой Азии ( Рум ) при дворе турок-сельджуков в городе Конья . Джалал ад-Дин получил хорошее образование не только богословско-юридическое, но также и в области точных наук, прекрасно знал арабский и греческий языки, Коран и его толкования .
В 1231 году отец Джалал ад-Дина умер, и Джалал ад-Дин занял его место при дворе. Впечатления скитальческой жизни, социальных неурядиц Ирана , надвигающейся угрозы монгольского нашествия углубили суфийские настроения Джалал ад-Дина и привели его в ноябре 1244 года после знакомства с Шамсуддином Тебризи в лагерь крайних суфиев, которых обвиняли в пантеизме, что вызвало столкновение с клерикальным духовенством и повлекло гибель сына Джалал ад-Дина и друга-учителя Шамса Тебризи . Руми (Мевляна) стал вдохновителем дервишского ордена мевлеви , который уже после его смерти был основан его сыном. Последние годы Джалал ад-Дина были посвящены литературному творчеству и проповеднической деятельности.
Литературная деятельность Руми не многообразна, но очень значительна. Джалал ад-Дин был прежде всего поэтом. Его лирический « Диван », ещё детально не исследованный, содержит касыды , газели и четверостишия — рубаи . Поэт проводит в них идею ценности человека независимо от его земного величия; он протестует против мертвящего формализма религиозной обрядности и схоластики .
Эти идеи, выраженные пламенным языком в своеобразных формах, под покровом религиозного идеализма могли создавать и порой создавали определённо революционное настроение, способное сочетаться (и сочетавшееся) со стихийными выступлениями народных масс. Ряд лирических стихотворений говорит о практических удобствах суфизма, житейского и философского аскетизма .
Такое сочетание идеализма и характеризует и грандиозную эпико-дидактическую поэму (около 50000 стихов) Джалал ад-Дин — « Маснави » (двустишия). Здесь в эпической форме поучительных рассказов, сопровождаемых нравоучениями или прерываемых лирическими отступлениями, проводятся те же идеи, но в более популярной форме. В целом эти рассказы составляют как бы энциклопедию суфизма.
Единства сюжета в «Масневи» нет; всё произведение, однако, проникнуто единым настроением; форма его — рифмующие двустишия, выдержанные в одинаковом ритме. В эпических частях Джалал ад-Дин выступает как художник-реалист, иногда как натуралист (его натурализм способен шокировать европейского читателя, но для Востока он обычен).
«Маснави» Джалал ад-Дин частично продиктовал любимому ученику и преемнику (в качестве главы суфиев) , который, вероятно, и побудил своего учителя к творчеству (вернее, к фиксированию устного произведения).
«Маснави» — одна из наиболее почитаемых и читаемых книг мусульманского мира. И в мировой литературе Джалаладдин может быть назван величайшим поэтом-пантеистом. Известны рукописи его пантеистического трактата «Фихи ма фихи» ( В нём то, что в нём ) написанного в прозе.
Так как тарикат мевлеви был самым влиятельным среди аристократов Османской Турции, то с осторожностью можно допустить, что в противоположность другому великому поэту XIII века Саади — идеологу городского торгового класса — Джалал ад-Дин был ближе к феодальной аристократии , чем к землевладельческому классу.
Жизнь Руми составляет один из переплетающихся сюжетов в романах Орхана Памука «Чёрная книга» ( 1990 ) и Элиф Шафак «40 правил любви».
Из наследия Руми на русский язык переведены лишь притчи.
Из Индии недавно приведён,
В сарае тёмном был поставлен слон,
Но тот, кто деньги сторожу платил,
В загон к слону в потёмках заходил.
А в темноте, не видя ничего,
Руками люди шарили его.
Слонов здесь не бывало до сих пор.
И вот пошёл средь любопытных спор.
Один, коснувшись хобота рукой:
«Слон сходен с водосточною трубой!»
Другой, пощупав ухо, молвил: «Врёшь,
На опахало этот зверь похож!»
Потрогал третий ногу у слона,
Сказал: «Он вроде толстого бревна».
Четвёртый, спину гладя: «Спор пустой —
Бревно, труба, он просто схож с тахтой».
Все представляли это существо
По-разному, не видевши его.
Их мненья — несуразны, неверны —
Неведением были рождены.
А были б с ними свечи — при свечах,
И разногласья б не было в речах.
Сборники:
Отдельные издания:
{{
cite news
}}
:
Указан более чем один параметр
|accessdate=
and
|access-date=
(
справка
)
{{
cite news
}}
:
Указан более чем один параметр
|accessdate=
and
|access-date=
(
справка
)
{{
cite news
}}
:
Указан более чем один параметр
|accessdate=
and
|access-date=
(
справка
)