Interested Article - Мовсес Ерзнкаци

Мовсес Ерзнкаци ( арм. Մովսես Երզնկացի , 1250-е — 1323) — армянский писатель, богослов и педагог XIII XIV веков .

Жизнь и творчество

Родился в середине XIII века в селении Ани-Камах, в благородной семье. Обучение прошёл в монастыре Аваг Ванк недалеко от города Ерзнка , там же стал иереем. Важное значение для изучения средневековой армянской литературы имеет дошедшая до нас рукопись Библии , переписанная Мовсесом в 1289 году . Автор подарил её монастырю св. Григора Просветителя в Ерзнке . В конце этой рукописи содержатся биографические данные о выдающемся культурном и церковно-общественном деятеле Нерсесе Ламбронаци . В 1290-х годах путешествует по Восточной Армении , потом уезжает в Киликию , где продолжает обучение у знаменитого вардапета Геворга Скевраци . В 1293 году , на основе одноимённого труда Хосрова Андзеваци , пишет «Комментарии к требнику» ( арм. «Մեկնութիւն ժամակարգութեան» ), дополняя сочинения Андзеваци отрывками из трудов Ованеса Одзнеци , и Степаноса Сюнеци . В том же году, по просьбе Ованеса Плуза Ерзнкаци , составил другой похожий сборник — «Краткое собрание толкований святой литургии» ( арм. «Հավաքումն համառօտ մեկնութեան սրբոյն պատարագի» ), куда вошли труды более десяти авторов . На основе около 200 небольших поучительных и агиографических сочинений, а также собственных поучительных трудов, составил книгу «Златочрев» ( арм. «Ոսկեփորիկ» ) . В 1301 году , после смерти Геворга Скевраци, посвятил ему поэму-плач .

Незадолго после этого (самое позднее к 1307 году ) возвращается в Ерзнку и становится настоятелем монастыря св. Григора Просветителя. Во время его настоятельства в монастыре процветает культурная и творческая жизнь, в 1311 году строится церковь св. Богородицы, разворачивается педагогическая и проповедческая деятельность, нацеленная на снижение влияния католической церкви в Армении. В 1309 году пишет своё самое известное сочинение — «Опровержение смешения воды в священной литургии» ( арм. «Ընդդիմադրութիւն սակս ջրոյ խառնման ի սուրբ խորհուրդն» ), направленное против прокатолических решений VII Сисского собора 1307 года . В первой части «Опровержения» автор защищает армянскую традицию не смешивать воду с вином во время литургии, во второй части критикует Сисский собор, называя его, в частности, « пустым и лживым собранием », в третьей части комментирует труды католикоса Григора Мартиролюба, пытаясь доказать, что не стоит верить Западу и католической церкви, в четвёртой части снова возвращается к Сисскому собору, подробно критикуя принятые там решения . Несмотря на ярую защиту армянских церковных традиций, Мовсес хорошо отзывается и о традициях других церквей , считая что различие в учениях « исключительно терминологическое » .

Все эти беды — дело рук дьявола , который разделил и продолжает делить Церковь, ибо постоянная вражда между нами сохраняет нашу разделённость и таким образом он сможет с лёгкостью победить нас. Так давайте же по крайней мере признавать традиции друг друга с любовью и не презирать друг друга, ибо древние традиции милы каждому и Бог может поддержать и признать их все, поскольку всё, что упорно продолжает существовать, угодно Богу.

Мовсес Ерзнкаци

Примечателен и его церковно-полемический труд «Ответ Григору иерею Трапизонскому » ( арм. «Պատասխանի թղթոյն Տրապիզոնի առ հատուածեալն Գրիգոր երէց» ) — письмо армяно-халкидонскому иерею Григору, в котором опровергаются обвинения, выдвинутые Григором в адрес армянской церкви . В 1322 году был в Иерусалиме , где, по просьбе некоего Акопа, пишет поучительное сочинение «Вероисповедание» ( арм. «Դավանութիւն հավատոյ» ). В труде Мовсес касается вопросов поведения и деятельности священников. В похожем сочинении «Канонические советы» ( арм. «Խրատ կանոնականք» ) Ерзнкаци пишет о поведении светских людей, об их обязанностях по отношению к церкви. Является автором поэмы «Сеяние от пророка» ( арм. «Մարգարէից սա սերմանումն» ) — акростиха из десяти четверостиший, где первые буквы четверостиший составляют предложение «Мовсеси е са» ( арм. Մովսէսի է սա , это от Мовсеса ) . Ему принадлежат также 20 духовных песен , которые в начале XX века были ошибочно приписаны поэту X века Мовсесу Таронаци . Помимо христианских святых, Мовсес Ерзнкаци воспевает в своих песнях армянских царей и народных героев ( Трдата Великого , Вардана Мамиконяна , и других) . Умер в 1323 году .

Примечания

  1. H. G. O. Dwight, Catalogue of all works known to exist in the Armenian language, of a date earlier than the seventeenth century. Journal of the American Oriental Society, Vol. 3, 1853, p. 276
  2. Армянская Советская Энциклопедия, , том 8, Ереван, 1982, стр. 40
  3. Энциклопедия Христианская Армения, , Ереван, 2002, стр. 760-762
  4. Саргсян Нелли (2009), от 29 октября 2013 на Wayback Machine , Историко-филологический журнал № 1. стр. 250-253
  5. Матенадаран , рукопись № 177
  6. V. Nersessian, The Bible in the Armenian Tradition , Getty Publications, 2001, 96 pp, ISBN 0892366400 , стр. 30
  7. A. Casiday, The Orthodox Christian World , Routledge, 2012, 585 pp, ISBN 0415455162 , стр. 51
  8. Тигран Хачатрян, « Анализ аутентичности историко-догматических предпосылок в богословском диалоге с армянской церквью », Курская православная духовная семинария (дипломная работа), Курск, 2000
  9. Энциклопедия Христианская Армения, от 29 октября 2013 на Wayback Machine , Ереван, 2002, стр. 93
  10. Матенадаран , рукопись № 108
  11. Парижская национальная библиотека , рукопись № 79
  12. F. Macler. Catalogue des manuscrits arméniens et géorgiens de la Bibliothéque Nationale. Paris, 1908, p. 37
Источник —

Same as Мовсес Ерзнкаци