Interested Article - Константинопольский собор (536)

Константинопольский собор 536 года поместный собор Православной церкви , осудивший лидеров антихалкидонитского движения бывшего патриарха Антиохийского Севира , бывшего митрополита Апамеи и иеромонаха .

Предыстория

В 535 году новый патриарх Константинопольский Анфим I вёл переговоры с лидером противников Халкидонского собора Севиром Антиохийским о возможном воссоединении сторонников и противников Халкидона. В это время папа римский Агапит I в начале 536 года прибыл в Константинополь и низложил Анфима. При этом главным обвинением в адрес Анфима был переход с одной кафедры ( Трапезундской ) на другую (Константинопольскую). Таким образом, обвинение являлось не догматической претензией, а канонической. Новым константинопольским патриархом стал Мина . В апреле 536 года папа Агапит скончался, но император Юстиниан продолжил его политику . Вскоре после этого Юстиниан отдал приказ новому патриарху созвать Собор для расследования дела Анфима .

Ход Собора

В мае 536 года патриарх Мина созвал собор духовенства в Константинополе. Собор заседал в церкви Пресвятой Богородицы в районе Константинополя . В его работе приняли участие епископы и клирики из Италии, прибывшие вместе с папой Агапитом. Всего было проведено 5 заседаний: со 2 мая по 4 июня. Первое заседание прошло 2 мая (62 участника и 87 палестинских монахов в качестве свидетелей), второе заседание — 6 мая (64 участника и 87 палестинских монахов), третье заседание — 10 мая (77 участников и 91 монах), четвёртый — 21 мая (75 участников и 93 монаха) и пятое заседание — 4 июня (62 участника) .

Догматических дискуссий на Соборе не состоялось. Большую часть времени работы Собора заняли поиски бывшего константинопольского патриарха Анфима. Однако найти его так и не удалось, поскольку он получил убежище во дворце императрицы Феодоры (симпатизировавшей «монофизитскому» движению) .

Собор рассматривал жалобы, поступившие на бывшего патриарха Антиохийского Севира, бывшего митрополита Апамеи Петра и иеромонаха Зоору из Амиды . В итоге постановления Собора (одно от лица Собора, против Севира и Петра, другое от лица патриарха Мины, против Севира, Петра и Зооры) анафематствуют всех троих, однако без догматической определённости. Лишь в августе 536 года император Юстиниан в своём эдикте указал, что Анфим, Севир, Пётр и Зоора отступили от Халкидонского собора , были объявлены еретиками и им запрещалось жить в Константинополе . В сентябре 536 года в Иерусалиме состоялся , который подтвердил решения Константинопольского собора .

Последствия и значение

Как отмечает российский патролог и священник Валентин Асмус , обвинение в крайнем монофизитстве — евтихианстве — «имело самый общий характер и не достигало цели, так как умеренные антихалкидониты , которых возглавлял Севир, сами анафематствовали Евтихия » . Константинопольский собор 536 года привёл к установлению 16 июля праздника в честь Халкидонского собора. В Греческих церквах совершается воскресный праздник в честь проведения Халкидонского собора (между 13 и 19 июля), в службе которого особо упоминается осуждение лидера антихалкидонитов Севира Антиохийского .

Традиция чиноприёма монофизитов в Православную церковь предписывает им анафематствовать Севира Антиохийского, которого не анафематствовали Вселенские соборы . По мнению Валентина Асмуса, это говорит о важном значении Поместного собора 536 года, который анафематствовал Севира .

Примечания

  1. Прот. Валентин Асмус, М. В. Никифоров, П. В. Кузенков, Д. Е. Афиногенов, А. В. Бармин, М. М. Бернацкий, Диак. Павел Ермилов, А. Г. Дунаев, Л. А. Герд. // Православная энциклопедия . — М. , 2015. — Т. XXXVII : « Константин Корин ». — С. 299—343. — 752 с. — 33 000 экз. ISBN 978-5-89572-045-5 .
  2. , p. 70.
  3. , p. 175—176.
  4. , p. 72—74.
  5. , p. 71.
  6. Л. В. Литвинова, А. В. Пономарёв, Прот. Валентин Асмус, Прот. Владислав Цыпин. // Православная энциклопедия . — М. , 2005. — Т. IX : « Владимирская икона Божией Матери Второе пришествие ». — С. 628—645. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-015-3 .

Литература

  • Grillmeier A . Le Christ dans la tradition chrétienne (фр.) . — Paris, 1993. — P. 458—470.
  • Fergus Millar. : [ англ. ] // The Journal of Roman Studies. — 2008. — Vol. 98. — P. 62—82.
  • David Potter. Theodora: Actress, Empress, Saint (англ.) . — Oxford: Oxford University Press, 2015. — 288 p. — ISBN 9780199740765 .
Источник —

Same as Константинопольский собор (536)