Interested Article - Мартин Брагский
- 2020-08-04
- 1
Мартин Брагский | ||
---|---|---|
лат.
Martinus Bracarensis
порт. Martinho de Dume |
||
|
||
|
||
556 — 579 / 580 | ||
Предшественник | новое образование | |
Преемник | Иоанн | |
|
||
562 — 579 / 580 | ||
Предшественник | Лукреций | |
Преемник | Пантард | |
|
||
Рождение |
около
520
Паннония |
|
Смерть |
20 марта
579
/
580
, Думио |
|
День памяти | 20 марта | |
Ма́ртин Бра́гский ( лат. Martinus Bracarensis , порт. Martinho de Braga ; около 520 — 20 марта 579 / 580 ) — один из наиболее выдающихся церковных деятелей раннесредневековых Португалии и Испании . «Апостол Галисии », сыгравший ведущую роль в переходе свевов из арианства в ортодоксальное христианство . (556—579/580) и епископ Браги (562—579/580). Святой , почитаемый Римско-католической церковью (день памяти — 20 марта; в Брагском архиепископстве также 22 октября). Один из святых-покровителей архиепископства Брага.
Биография
До прибытия в Галисию
Мартин родился около 520 года в Паннонии , в семье богатых родителей. Получив прекрасное образование, он очень рано принял решение стать священником. С этой целью он совершил паломничество в Святую землю , посетив Палестину и Египет . Здесь он принял духовный сан и познакомился с традициями широко распространённого в этих землях монашества . Отсюда Мартин направился в Рим , а затем во Франкское государство . В Арле он, возможно, встретился с активным сторонником распространения монастырей в Галлии святым Цезарием и воспринял его концепцию монашества.
В конце 540-х годов в Тур , куда Мартин прехал, чтобы поклониться реликвиям святого Мартина Турского , прибыли послы от короля свевов Харариха . Послы исповедовавших арианство свевов обратились с молитвами к святому Мартину Турскому, обещая от имени своего короля, что если с помощью этого святого смертельно больной королевский сын исцелится, то Харарих откажется от арианства и примет ортодоксальное христианство на основе Никейского Символа веры . В страну свевов были отправлены частицы мощей святого Мартина Турского, благодаря которым сын короля выздоровел. После этого Харарих и все его придворные перешли в ортодоксальное христианство. В благодарность за помощь король свевов отправил в Тур новое посольство, которое привезло в подарок базилике Святого Мартина большое количество золота. На этот раз вместе с послами в Галисию отправился и Мартин Брагский, желавший принять участие в обращении и остальных свевов в ортодоксальное христианство. Это произошло около 550 года .
Так об этих событиях сообщает Григорий Турский . Другие средневековые историки, например Исидор Севильский , ничего не говорят о короле по имени Харарих, связывая отказ свевов от арианства с более поздним королём Теодемиром . Современные историки предполагают, что вероятной причиной перехода королей свевов в ортодоксальное христианство была политическая ситуация (внешняя или внутренняя) в королевстве, однако эти причины из-за недостаточного количества материалов по истории свевов середины VI века точно неизвестны .
«Апостол Галисии»
Епископ Думио
Прибыв в Галисию, Мартин своей образованностью и рвением к обращению свевов в ортодоксальное христианство сразу же добился расположения к себе Харариха. Получив от короля землю в местечке Думио (сейчас один из пригородов Браги ), Мартин основал здесь монашескую общину. — первый монастырь, возникший на территории Пиренейского полуострова, — являлся главным центром распространения ортодоксии среди свевов, а монастырский скрипторий — одним из крупнейших на полуострове центров распространения текстов, в основе которых лежал Никейский символ веры. Почитаемый местными жителями как непримиримый борец с арианством, Мартин по их просьбе и с согласия короля вскоре принял сан епископа Думио. Его интронизация состоялась 5 мая 556 года . В 558 году Мартин освятил кафедральный храм новой епархии. Думийское епископство вошла в единственную на то время в Королевстве свевов митрополию , во главе которой стоял . Территория новой епархии ограничивалась только непосредственными владениями Думийского монастыря. Это был единственный случай в истории западноевропейского Средневековья, когда епархия занимала бы такую небольшую площадь .
По инициативе епископа Мартина и при поддержке нового короля свевов Ариамира 1 мая 561 года состоялся Первый Брагский собор , окончательно закрепивший отказ свевов от арианства. В собрании, на котором председательствовал епископ Браги Лукреций, приняли участие восемь галисийских епископов, а также представители свевской знати. В актах собора, содержавших 39 канонов , единогласно подтверждалась приверженность церкви Свевского королевства Никейскому символу веры, содержались перечень мер против распространившейся среди свевов присцилианской ереси и несколько правил для священнослужителей. В 563 году каноны Первого Брагского собора были одобрены папой римским Иоанном III .
Епископ Браги
В 562 году умер епископ Браги Лукреций и его преемником на кафедре был избран святой Мартин, который сохранил за собой также и Думийскую епархию. Исторические хроники не передают никаких подробностей деятельности Мартина в сане епископа Браги, ограничиваясь констатацией факта, что его усилия по искоренению среди простых свевов остатков арианства имели полный успех. Об этом сообщали, например, Григорий Турский , Венанций Фортунат и Исидор Севильский . О жизни святого Мартина в период 570-х годов известно только из актов соборов, в которых он принимал участие.
1 января 569 года в Луго состоялся так называемый , в котором приняли участие все епископы Галисии. Он был созван по инициативе короля свевов Теодемира , написавшего послание епископам, в котором предлагалось для повышения эффективности управления епархиями разделить Галисию между двумя митрополиями. Присутствовавшие на соборе иерархи одобрили это предложение, приняв решение об основании новой митрополии, центром которой стала , возглавлявшаяся епископом Нитигисием . В состав новой архиепархии вошли пять суффраганов : , Оренсе , , Асторга и . За Брагской митрополией остались епископства Визеу , Коимбры , Гуарды , Ламегу , Порту , а также Думио .
Вскоре после Первого Лугского собора новым королём Галисии стал Миро , при котором завершился процесс перехода свевов из арианства в ортодоксальное христианство. Поддерживая святого Мартина во всех его начинаниях, Миро содействовал созванию им 1 июня 572 года Второго Брагского собора , на котором были приняты каноны против фактов получения священниками денег за исполнение обрядов и таинств и определена процедура установления времени переходящих праздников . Акты собора указывают, что к этому времени церковь Свевского королевства окончательно утвердилась как церковь, придерживающаяся Никейского символа веры .
Святой Мартин Брагский скончался 20 марта 579 или 580 года. 579 годом датирует смерть Мартина один из раннесредневековых мартирологов из Браги, 580 годом — Григорий Турский в своей «Истории франков». Пока историки не смогли прийти к единому мнению, какая из этих дат более достоверная. После смерти Мартина его Браго-Думийская епархия была разделена: новым епископом Браги стал Пантард, епископом Думио — Иоанн. Останки святого были похоронены в соборе Думийского монастыря, где рядом с саркофагом, на стене была высечена эпитафия, написанная самим Мартином . В 886 году, при приближении к Браге войска мусульман, мощи Мартина Брагского были перенесены в Мондоньедо . Вскоре после отвоевания Браги христианами в 1040 году останки святого были возвращены в Думио, а 22 октября 1605 года состоялось их торжественное перенесение в собор Санта-Марта в Браге, где они находятся и по сей день.
Посмертное почитание
Мартин Брагский уже вскоре после своей смерти стал почитатья в Галисии как местночтимый святой . После завоевания Королевства свевов вестготами в 585 году и перехода их из арианства в ортодоксальное христианство культ Мартина Брагского распространился на весь Пиренейский полуостров. На Десятом Толедском соборе в 656 году Мартин был причислен к лику святых. Впоследствии это решение было одобрено одним из римских пап, хотя во времена Средневековья почитание святого Мартина Брагского, в основном, ограничивалось только территорией Испании и Португалии. Имя святого Мартина внесено в один из Римских мартирологов для поминовения . День его памяти отмечается Римско-католической церковью 20 марта (в день его смерти), а в Брагском архиепископстве, одним из святых покровителей которого он является, также и 22 октября (в день перенесения мощей).
Сочинения
Святой Мартин Брагский был не только выдающимся церковным деятелем, но и одним из образованнейших людей своего времени. Таким его считали, например, Венанций Фортунат и Исидор Севильский . Перу Мартина принадлежат около 20 произведений богословского характера, написанные им, в основном, в 570-х годах с целью укрепления среди галисийских священников и мирян уставов ортодоксального христианства. Часть сочинений святого (в том числе, большинство его писем) не сохранилась до наших дней. К наиболее важным трудам, написанным Мартином Брагским, относятся:
- «Pro repellenda jactantia» ( «Во избежание хвастовства» ) — одно из наиболее ранних сочинений святого Мартина, написанное им для монахов Думийского монастыря
- «De superbia» ( «О гордыни» ) — трактат также написан в качестве поучения монахам монастыря в Думе
- «Exhortatio humilitatis» ( «Призыв к скромности» ) — сочинение адресовано монахам Думийского монастыря
- «Sententiae Patrum aegyptiorum» ( «Поучения египетских отцов» ) — трактат, содержащий примеры благочестивой жизни различных египетских подвижников, с которых, по мнению Мартина Брагского, следовало брать пример галисийским монахам
- De ira ( «О гневе» ) — сочинение посвящено Мартином королю свевов Миро
- «Formula honestae vitae» ( «Правила святой жизни» ) — трактат, сочинённый по просьбе короля Миро, в котором описывается образ жизни идеального, с точки зрения святого Мартина, христианина; написанное в подражание стилю Сенеки , это сочинение Мартина Брагского почти всё Средневековье считалось работой этого древнеримского философа
- «De correctione rusticorum» ( «Об изменении нравов» ) — сочинение, призывавшее галисийских верующих отказаться от пережитков язычества (в том числе от сохранившегося в некоторых местах Галисии поклонения древнеримским богам)
- «De pascha» ( «О Пасхе» ) — трактат о дате Пасхи
- «De trina immersione» ( «О троекратном погружении» ) — трактат о литургии крещения, сопоставляющий троекратное погружение в купель с тремя лицами Троицы
- «Collection» или «Capitula Martini» ( «Собрание» ) — сборник 84 канонов восточного происхождения, описывающих различные аспекты литургии, а также обязанности клириков и мирян; посвящён епископу Луго Нитигису; известен благодаря актам Третьего Толедского собора
- Varii versus (собрание стихотворений) — среди них эпитафия святому Мартину Турскому, в которой перечислены народы, жившие в середине VI века около Дуная , в том числе славяне — это одно из наиболее ранних упоминаний славян в западноевропейской литературе .
Издание полного собрания сочинений Мартина Брагского до сих пор не осуществлено. Наиболее значительное количество текстов издано на латинском языке в 72-м томе Patrologia Latina и в сборнике трудов святого Мартина, выпущенном в 1950 году . Также существует перевод некоторых сочинений Мартина Брагского на современный английский язык .
Примечания
- По латинскому названию города Браги — Бракара ( Bracara ) — также известен как Мартин Бракарский, а по названию основанного им монастыря — как Мартин Думийский.
- Многие современные историки называют вероисповедание, которого придерживался Мартин Брагский, католицизмом , однако окончательное разделение христианства на католицизм и православие произошло только в XI веке .
- (фр.) . Дата обращения: 28 октября 2009. 9 апреля 2012 года.
- ↑ . Восточная литература. Дата обращения: 28 октября 2009. 10 мая 2012 года.
- Клауде Д. . — СПб. : Евразия, 2002. — С. 213—224. — 288 с. — ISBN 5-8071-0115-4 . 27 ноября 2009 года. . Дата обращения: 24 октября 2009. Архивировано 27 ноября 2009 года.
- (исп.) . Enciclopedia GER. Дата обращения: 28 октября 2009. Архивировано из 9 апреля 2012 года.
- ↑ (англ.) . Catholic Encyclopedia. Дата обращения: 28 октября 2009. 9 апреля 2012 года.
- Единственное упоминание о епископе Лукреции относится к его участию в Первом Брагском соборе 561 года. На Первом Лугском соборе 569 года епископом Браги уже назван Мартин. Таким образом смерть Лукреция Брагского может относиться к любому году между 562 и 568 включительно. Однако, согласно церковной традиции, большинство исторических источников датируют смерть епископа Лукреция именно 562 годом.
- Григорий Турский. . — М. : Наука, 1987. — С. 143. — 464 с. 10 мая 2012 года.
- ↑ (лат.) . Documenta Catholica Omnia. — извлечение из 88-го тома Patrologia Latina , col. 177—184. Дата обращения: 28 октября 2009. 9 апреля 2012 года.
- ↑ (лат.) . Documenta Catholica Omnia. — извлечение из 83-го тома Patrologia Latina, col. 1081—1106B. Дата обращения: 28 октября 2009. 9 апреля 2012 года.
- По другим данным, в 570 году.
- Roisselet de Saucliéres M. . — Paris: Paul Mellíer, Libraíre-éditeur, 1845. — P. 505. — 596 p.
- . Писенко К . Православие.ru. Дата обращения: 28 октября 2009. 7 мая 2012 года.
- (итал.) . Santi Beati. Дата обращения: 28 октября 2009. 9 апреля 2012 года.
- . Ad Fontes. Дата обращения: 28 октября 2009. Архивировано из 31 мая 2012 года.
- Sancti Martini Dumensis episcopi Bracarensis. Opuscula Septem // / Migne J. P. — Paris, 1849. — Т. LXXII. — col. 21—54.
- / Barlow C. W. — New Haven: Yale University Press, 1950. 16 декабря 2008 года. . Дата обращения: 28 октября 2009. Архивировано 16 декабря 2008 года.
- / Barlow C. W. — Washington, D. C.: The Catholic University of America press, inc., 1969. — P. 3—109. — 261 p.
Литература
- Florez E. . — Madrid: En la Oficina de Pedro Martin, 1787. — P. 115—137. — 516 p.
- Violante Branco M. J. / Ferreiro A.. — Leiden: BRILL, 1999. — P. 63—97. — 332 p. — ISBN 978-9004112063 .
Ссылки
- . Писенко К . Православие.ru. Дата обращения: 28 октября 2009.
- . Библиотека Якова Кротова. Дата обращения: 28 октября 2009.
- (англ.) . Catholic Encyclopedia . Дата обращения: 28 октября 2009. 9 апреля 2012 года.
- (нем.) . Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon . Дата обращения: 28 октября 2009. 9 апреля 2012 года.
- (нем.) . Stadlers Vollstädigas Heiligenlexikon. Дата обращения: 28 октября 2009. 9 апреля 2012 года.
- 2020-08-04
- 1