Interested Article - Католический пост

Католический пост в Римско-католической церкви (РКЦ) , заключается в духовном и физическом воздержании от излишеств (в пище и делах). Основным элементом поста является постановление, которое каждый верующий даёт себе перед его началом. Постановление может касаться ограничений в пище, в развлечениях, в старании совершать дела милосердия .

Посты и постные дни у католиков

Пост в христианской Церкви имеет различные, зачастую взаимодополняющие значения (подробнее см. Значение поста ). С течением времени практика постов на Востоке и Западе развивалась разными путями. В Католической церкви в конечном итоге сформировались следующие постные дни и периоды:

  • Великий пост . 40 дней до Пасхи , исключая воскресенья, то есть за 6 недель и 4 дня до Пасхи (с Пепельной среды ).
  • Адвент . 4 воскресенья до Рождества: период сосредоточенности, размышления о предстоящем приходе Христа (как в празднике Рождества, так и во Втором пришествии).
  • Пятница . Пятницы всего года (за некоторыми исключениями) являются постными днями (вернее, днями воздержания, абстиненции , поскольку связаны с воспоминанием о Страстях Христовых).
  • Кануны некоторых великих праздников, см. также вигилии (от лат. vigilia — «бдение»).
  • Quatuor anni tempora (устоявшегося русского названия нет, в некоторых изданиях используется термин «квартальный пост». В русском издании «Общие нормы для литургического года и календаря» переведено как «Четыре Времени»). Особые дни поста и покаяния, по 3 дня (среда, пятница, суббота) в каждом из времён года. В настоящее время, впрочем, эти посты практически вышли из употребления.
  • Евхаристический пост . Воздержание от употребления пищи за час до принятия Святого Причастия .

История и типы поста

Первоначальным смыслом поста было воздержание на какое-то время от пищи вообще. Так, распространённой практикой было невкушение пищи до вечера либо до 3-го часа дня (библейский 9-й час ). Впоследствии, особенно в монастырской практике, к воздержанию от пищи стали добавляться и качественные ограничения — запрет на мясо, молоко. В то время как в практике Восточной церкви сохранилось в основном второе , на Западе сохранилась идея поста как именно воздержания от пищи вообще. Однако с течением времени древняя практика воздерживаться от еды до вечера стала для христиан трудноисполнимой, поэтому позднее (приблизительно в XIV веке) эта единственная трапеза была постепенно перенесена на день. Впоследствии, чтобы дать возможность людям слегка подкрепиться перед сном, была добавлена ещё одна, лёгкая, трапеза вечером (она получила название collatio , от латинского слова, которым назывались читавшиеся в монастыре на этой трапезе святоотеческие чтения). Позднее была добавлена ещё одна лёгкая трапеза утром. Ограничения на род вкушаемой пищи также с течением времени облегчались; если в Средние века нормой было воздержание от мяса, яиц и молочной пищи, то в XX веке осталось лишь ограничение на мясо.

Таким образом, Кодекс Канонического Права 1917 г. в Католической церкви различает 2 раздельные категории поста, собственно, пост и воздержание (кан. 1251):

  • Пост предполагает ограничение числа вкушений пищи в день, одна полноценная трапеза, при этом не запрещаются 2 вкушения утром и вечером, причём род и количество принимаемой при этом пищи определяются утвердившимся местным обычаем.
  • Воздержание означает воздержание в этот день от вкушения мяса (кан. 1250).

Исходя из вышесказанного традиционное расписание постов в РКЦ (действовавшее до реформ середины XX века) согласно ККП 1917 года можно представить следующим образом:

  • Великий пост:
    • Все дни, кроме воскресений — пост (без воздержания).
    • Пятницы и субботы — пост и воздержание.
    • Пепельная среда (день начала Великого поста) — пост и воздержание.
    • Великая Пятница — пост и воздержание.
    • Великая Суббота — пост и воздержание (до полудня).
  • Пятницы всего года (за исключением случаев, когда на этот день приходится праздник в ранге торжества) — воздержание.
  • Quatuor tempora — пост и воздержание.
  • Канун Пятидесятницы — пост и воздержание.
  • 14 августа, канун праздника Успения (Взятия на небо) Пресвятой Богородицы — пост и воздержание. Если этот день придётся на воскресенье, пост и воздержание переносятся на субботу.
  • 31 октября, канун дня Всех Святых — пост и воздержание. Если этот день придётся на воскресенье, пост и воздержание переносятся на субботу.
  • 24 декабря, канун Рождества Христова (сочельник) — пост и воздержание (кроме случая, когда этот день придётся на воскресенье).

Данное расписание отражает практику, сложившуюся к началу XX века и соблюдаемую в настоящее время преимущественно католиками-традиционалистами . Более распространена, однако, другая, более облегчённая практика, о которой речь пойдёт далее.

Современный пост

По канонам

Действующий устав поста, как и многое другое в жизни Католической церкви, определяет Кодекс Канонического Права (ККП). Вот выдержки из этого кодекса, касающиеся поста:

  • Кан. 1249 Все верные Христу, и каждый из них по-своему, в силу Божественного закона обязаны совершать покаяние. Но для того, чтобы все они соединились друг с другом, совместно совершая покаяние, предписываются покаянные дни, когда верные Христу должны особым образом предаваться молитве, исполнять дела благочестия и милосердия, отрекаться от самих себя, верно исполняя свои обязанности, но прежде всего, соблюдая пост и воздержание по нормам нижеследующих канонов.
  • Кан. 1250 Покаянными днями и периодами во Вселенской церкви являются все пятницы в течение всего года, а также время Великого поста.
  • Кан. 1251 Воздержание от мяса или других видов пищи согласно предписаниям конференции Епископов следует соблюдать во все пятницы всего года, кроме тех, на которые приходится то или иное торжество. Воздержание же и пост обязательны в Пепельную Среду, а также в пятницу Страстей и Смерти Господа нашего Иисуса Христа.
  • Кан. 1252 Закон воздержания обязателен для тех, кому исполнилось четырнадцать лет, а закон о посте — для всех совершеннолетних лиц, вплоть до начала шестидесятого года жизни. Однако пастырям, а также родителям следует позаботиться, чтобы и те, для кого в силу более юного возраста закон поста и воздержания ещё не обязателен, воспитывали в себе подлинное чувство покаяния.
  • Кан. 1253 Конференция епископов может точнее определить порядок соблюдения поста и воздержания, а также полностью или частично заменить пост и воздержание другими формами покаяния, особенно делами милосердия и благочестия.

На практике

Как видно из приведённого текста канона, для дней Великого поста, хотя они и указаны как покаянные, не содержится конкретных указаний о посте. Это даёт основание многим христианам на практике не соблюдать «пищевые» ограничения в этот день, заменяя их, например, дополнительными молитвенными правилами (напр., богослужение «Крестного пути»), или делами милосердия, или отказом от увеселений, развлечений. Подобным же образом, по решению Конференции епископов, может быть заменено и воздержание в пятницу.

Таким образом, наиболее распространённая, особенно в Западной Европе и Америке, современная практика поста выглядит следующим образом:

  • Пепельная среда — пост и воздержание.
  • Каждая пятница — воздержание.
  • Каждая пятница Великого поста — воздержание.
  • Великая пятница — пост и воздержание.

Кроме того, рекомендуется:

  • Великая суббота — воздержание.
  • Рождественский сочельник — воздержание.

При этом соблюдение поста и воздержания исключается для детей до 14 лет, стариков, больных, беременных и людей, находящихся в путешествии. В странах Восточной Европы ( Польша , Литва , Белоруссия ) может, напротив, сохраняться более строгое отношение к посту. Кое-где даже, помимо воздержания от мяса, практикуется воздержание и от молочной пищи, бывшее в РКЦ обязательным несколько веков назад.

Евхаристический пост

Отдельно следует упомянуть такой вид поста, как евхаристический пост , то есть воздержание от пищи перед принятием Причастия. В апостольские времена, как видно из текстов Нового Завета, такого поста не было. Однако достаточно скоро повсеместно было установлено требование приступать к Причастию натощак, то есть, до принятия любой пищи.

Когда в середине XX века Папа Пий XII разрешил (вначале в отдельных приходах по особому разрешению, а затем — повсеместно) совершать мессы вечером, возникла необходимость ограничить длительность евхаристического поста, так как обходиться без еды до вечера многим было бы тяжело. Была установлена продолжительность поста в 3 часа.

В ходе реформ II Ватиканского Собора продолжительность евхаристического поста была сокращена до одного часа. Таким образом, католик, желающий приступить к Причастию, должен перед этим воздерживаться от еды по меньшей мере один час. Употребление воды (и лекарств, кому они необходимы) при этом не ограничивается . Больные и пожилые люди, как и те, кто за ними ухаживает, могут приступать к Причастию даже если они принимали пищу в течение ближайшего часа .

Примечания

Комментарии
  1. В этом случае под часом понимается одна из 12 частей, на которые разделяется световой день (от восхода до захода солнца), отсчёт которых ведётся от восхода солнца
  2. Хотя Устав предписывает и вышеупомянутые ограничения по времени для первого в течение дня приёма пищи, равно как и их количество [от одного до трёх (в последнем случае два из них должны приходиться на вечер), из которых только один дневной приём пищи должен представлять собой, по мысли устава, полноценную трапезу] — в зависимости от наличия поста, праздника
Источники

Ссылки

  • ( 1966 ) — Апостольская конституция Павла VI о посте и воздержании (на латыни, итальянском, испанском и английском).
  • (на русском).
Источник —

Same as Католический пост