Куплеваский, Николай Осипович
- 1 year ago
- 0
- 0
Николай Осипович Массалитинов ( 24 февраля 1880 , Елец , Орловская губерния — 22 марта 1961 , София ) — русский и болгарский театральный деятель, актёр, режиссёр, педагог, народный артист НРБ ( 1948 ).
Сестра — Массалитинова, Варвара Осиповна .
Николай Массалитинов родился 24 февраля 1880 года в городе Елец Орловской (ныне Липецкой) области.
Детство и юность прошли в Томске , гимназистом Массалитинов принимал участие в любительских спектаклях. В 1900 году поступил на медицинский факультет Томского университета , за участие в студенческой демонстрации был исключен из университета. Перешёл в Технологический институт , но был по той же причине исключён и оттуда. В 1904 по совету сестры (к тому времени актрисы Малого театра) переехал в Москву. В 1907 году окончил школу Малого театра (педагог А. А. Федотов). Присутствовавшие на выпускном спектакле училища К. С. Станиславский и Вл. И.Немирович-Данченко пригласили его в МХТ .
В 1913 — 1916 годах руководил совместно с Н. Г. Александровым и Н. А. Подгорным частной школой драматического искусства («Школа трех Николаев»), послужившей основанием 2-й студии МХТ.
В июне 1919 года «качаловская группа», в состав которой входил Массалитинов, в результате Гражданской войны оказалась отрезанной от Москвы. После выступлений в Харькове , Одессе , Екатеринодаре , Тбилиси , Батуми «качаловская группа» «Вишнёвым садом» открыла гастроли в Софии 20 октября 1920 .
С 18 января 1921 выступления продолжились в Белграде , Загребе , Любляне , затем в Праге . После возвращения части группы в Москву Массалитинов вместе с оставшимися актёрами играл в составе Пражской труппы, возглавляемой М. Германовой , в Городском театре.
Он постоянно делал какие-то попытки вернуться на родину и в свой МХТ, в архивах сохранилась его переписка с В. И. Немировичем-Данченко , но всё оказалось тщетно. Однако из переписки с другими актёрами становится ясно, что и в Москве у самых популярных и награждаемых актёров далеко не всё складывалось благополучно, хотя, конечно это нельзя сравнивать с условиями вынужденной эмиграции.
, историк театра, автор книги «Русская театральная эмиграция» в Центральной Европе и на Балканах», С-Петербург, издательство «Алетейя»:
Конечно, если говорить о таких именах, как Качалов , Книппер-Чехова , Москвин , естественно, они процветали, в общем, более или менее делали в тех пределах, в которых это было возможно в советской России, они делали то, что они хотели. Но тем не менее может быть, это слишком смелое с моей стороны заявление, я не историк МХАТ, но я вам сказала, что 30-е годы Пражская группа идёт под уклон. Но мы возьмём письмо Книппер-Чеховой, уже старенькой, почти не играющей, откровенное дружеское письмо Массалитинову, которое она ему написала от руки, просто как старому другу. Оно публикуется. Она пишет о том, что как грустно то, что происходит сейчас в её родном театре. Они были как птички в золотой клетке, наверное. Каждый в жизни выбирает свою судьбу. Я так пыталась себе представить. Не будем говорить о наших великих стариках, которые всё-таки были обласканы советской властью, жили в лучших санаториях, их обслуживали великолепные врачи, они до глубокой старости могли играть, пока могли играть, тут грех жаловаться .
В 1924 году Массалитинов создал частную театральную школу в Берлине , а с 1925 года жил и работал в Болгарии .
Умер Николай Массалитинов 22 марта 1961 года в Софии.
Я думаю, в его сценической карьере ему мешала его внешность: был он грузен, мясист, тяжёл и очень неэлегантен; лицо тоже мясистое, с крошечным курносым носом и выпуклыми, выступающими из орбит, бесцветными близорукими глазами
— В. Шверубович . — М. : Искусство, 1976. — 431 с.