Interested Article - Хонъимбо Сюсаку
- 2020-08-29
- 1
Хонъимбо Сюсаку ( яп. 本因坊 秀策 Хонъимбо: Сю:саку , имя при рождении — Кувабара Торадзиро ( яп. 桑原 虎次郎 Кувабара Торадзиро: ) , 6 июня 1829 года — 10 августа 1862 года ) — японский профессиональный игрок в го , по мнению многих — величайший игрок в го середины XIX века .
Биография
Его называли «непобедимым» после того, как он великолепно провёл 19 замковых игр. Некоторые считали, что он не сильнее своего учителя, , по традиции не игравшего замковых игр. Кроме того, из уважения к учителю Сюсаку отказался играть против него белыми (чёрные в го при игре без коми имеют преимущество, поэтому выигрыш чёрными в таких условиях не считается свидетельством превосходства, а, в лучшем случае, может говорить о сравнимой силе противников), поэтому невозможно точно определить разницу в их силе. К примеру, Сюсаку играл сильнее , но всё же считал его серьёзным противником, в то время как Сюва обыгрывал Оту легко.
Только двух игроков за всю историю го называли «Святыми го» ( кисэй ), и Сюсаку — один из них, другой же — Хонъимбо Досаку (1645—1702). Также на этот титул претендовал Хонъимбо Дзёва , но не получил его по политическим причинам. Даже сегодня Сюсаку считается одним из лучших игроков в го, когда-либо живших.
Молодые годы
Торадзиро родился на острове , недалеко от города Ономити (современная префектура Хиросима ), в семье купца Кувабары Вадзо. Властитель тех мест, принадлежавший к самурайскому роду Асано , сыграв с мальчиком партию, стал ему покровительствовать и позволил изучать го под руководством своего личного учителя, монаха Хосина, игрока профессионального уровня.
В 1837 году , в возрасте 8 лет, Сюсаку уже приблизился к профессиональному уровню. Он покинул дом и присоединился к школе Хонъимбо (сильнейшая школа го в Японии), официально став учеником Хонъимбо Дзёвы, хотя его обучением в основном занимались старшие ученики. 3 января 1840 года Сюсаку получил первый дан.
Быстрый рост
В 1840 году Торадзиро покинул Эдо и вернулся на родину, где пробыл больше года. Уровень его игры устойчиво рос, достигнув 4 дана в 1844 году , после чего он вновь вернулся домой на долгое время. В апреле-мае 1846 года , вернувшись в Эдо, он играл против , одного из сильнейших игроков того времени. В первой партии Торадзиро играл с форой в два камня, но противник решил, что такая фора слишком велика, и предложил прекратить партию. В следующей игре Торадзиро играл чёрными без форы. Эта игра осталась в истории как «красноухая»: Гэннан сыграл новое дзёсэки, Торадзиро, отвечая, ошибся. Он упорно защищался, но в середине игры зрители, за исключением одного врача, считали, что Гэннан победит. Врач впоследствии признавался, что он не силён в игре, но заметил, что после одного из ходов Торадзиро у Гэннана покраснели уши, что выдало его волнение. В итоге Торадзиро выиграл с преимуществом в два очка. Эта партия является одной из наиболее известных го-игр, а «красноухий ход Сюсаку», возможно, — самый знаменитый ход в истории го.
Вернувшись в Эдо, Торадзиро не только получил пятый дан, но и был назван официальным наследником Хонъимбо Сювы, то есть впоследствии должен был стать главой рода Хонъимбо . Сначала он отказывался, ссылаясь на обязательства перед родом Асано, но когда этот вопрос был урегулирован, принял предложение. Кувабара Торадзиро принял имя Хонъимбо Сюсаку.
Как официальный наследник дома Хонъимбо, Сюсаку занял в обществе более высокое положение. Его уровень также возрос и, наконец, достиг седьмого дана (по одним сведениям — в 1849 , по другим — в 1853 году ). Он принудил своего друга и соперника Оту Юдзо к форе, его признавали самым сильным игроком из всех, исключая Сюву.
Сандзюбанго
В 1853 году Ясуи Санти, Ито Сёва, Сакагути Сэнтоку, Хаттори Сэйтэцу и Ота Юдзо, собравшись во дворце в Эдо, обсуждали силу игры Сюсаку и то, может ли он называться сильнейшим игроком. Ота Юдзо не согласился с этим мнением. Он предложил сыграть серию матчей между ним и Сюсаку. Акаи Горосаку, известный спонсор го тех лет, услышав об этом, выступил спонсором неслыханного соревнования, единственного в своём роде сандзюбанго (серии из 30 партий) между Сюсаку и Отой. Игры начались в 1853 году , когда 46-летний Ота имел 7 дан, а 24-летний Сюсаку — 6 дан. Играли по одной партии в неделю, что чаще, чем в обычном дзюбанго. Сначала положение Юдзо было вполне устойчивым, но с 11-й партии Сюсаку вырвался вперёд. После 17 игр Ота отставал на 4 игры и был выведен на фору «чёрные-чёрные-белые» (в дальнейшем он должен был из каждых трёх партий две играть чёрными, что является признаком безусловного лидерства противника). 21-я партия была сыграна в июле, а 22-я — лишь в октябре (причина такой задержки неизвестна). 22 партия игралась в доме Оты, в отличие от остальных, проходивших на нейтральной территории. Ота снова проиграл, и место игры изменили на нейтральное. На 23-й партии матч был завершён. Последняя партия длилась почти сутки и закончилась ничьей, что позволило Оте в определённом смысле сохранить лицо (считается неплохим результатом добиться ничьей, играя белыми), и на этом серию было решено прекратить. Дополнительным поводом к прекращению игры стало то, что Сюсаку получил приглашение на замковые игры.
Смерть
В 1862 году , во время эпидемии холеры , охватившей Японию, Сюсаку ухаживал за больными в школе Хонъимбо, в результате сам заразился, заболел и умер 10 августа. Ему было 33 года.
Имя Сюсаку в теории го
Имя Сюсаку носит «Сюсаку фусэки» — начало игры, в котором чёрные делают первые два хода в комоку по одной стороне доски. Сюсаку активно применял это фусэки при игре чёрными и разрабатывал его, хотя и не являлся его изобретателем. «Сюсаку фусэки» было одним из популярнейших начал вплоть до 1930-х годов.
В искусстве
В аниме-сериале и манге « Hikaru no Go » Сюсаку оказывается одержим духом вымышленного игрока по имени Фудзивара но Сай. Согласно истории сериала и манги, Сюсаку ещё ребёнком встретился с духом Сая, смог оценить его выдающийся талант и позволил Саю играть все игры вместо себя.
Примечания
- ↑
- ↑ 虎次郞 秀策 虎次郎, とらじろう, Torajirō, Torazirô, しゅうさく, Shūsaku, Syûsaku 本因坊 (桑原) aka くわばら, Kuwabara, ほんいんぼう, Hon'inbō, Hon'inbô (6 Jun 1829 - certain 3 Sep 1862) // (англ.) — 2005.
- ↑ (фр.) — 2007.
- Record #33297909 // (мн.) — Даблин: OCLC , 2003.
Литература
- John Power, Invincible: The Games of Shusaku , ISBN 4-906574-01-7
- Honinbo Shusaku — Complete Game Collection , ISBN 7-80548-915-7
Ссылки
- 2020-08-29
- 1