«Мещане»
— пьеса
Максима Горького
, написанная в
1901 году
. Первая пьеса М. Горького. Впервые была напечатана отдельной книгой издательством «Знание» в
1902 году
с заголовком «Мещане. Сцены в доме Бессемёнова. Драматический эскиз в 4 актах». В течение года был распродан тираж в 60 тысяч экземпляров. В 1903 году пьеса получила
Грибоедовскую премию
.
Содержание
Действующие лица
Бессемёнов, Василий Васильевич
, 58 лет, зажиточный мещанин, старшина малярного цеха.
Перчихин
, дальний родственник Бессемёнова, торговец певчими птицами, 50 лет.
Поля
, его дочь, швейка, работает в семьях подённо, 21 год.
Елена Николаевна Кривцова
, вдова смотрителя тюрьмы, живёт на квартире у Бессемёновых, 24 года.
Тетерев
,
певчий
;
Шишкин
, студент, нахлебники у Бессемёновых.
Цветаева
, учительница, подруга Татьяны, 25 лет.
Степанида
, кухарка.
Баба с улицы
.
Мальчишка
, маляр.
Доктор
.
Место действия — маленький провинциальный город.
Сюжет
Действие происходит в самом начале
XX века
, в провинциальном городке. В большом доме зажиточного мещанина Василия Васильевича Бессемёнова всегда многолюдно: кроме жены, Акулины Ивановны, в нём проживают двое детей Бессемёновых — Татьяна и Пётр, воспитанник Нил, молодая вдова Елена Николаевна Кривцова, снимающая две комнаты в верхнем этаже, и кухарка Степанида. Ещё у Бессемёновых есть два нахлебника — певчий Тетерев и студент Шишкин; Степаниде по хозяйству помогает девушка Палагея (Поля), дочь дальнего родственника Бессемёновых — Перчихина, торговца певчими птицами, который тоже в этом доме частый гость.
Сын Пётр — бывший студент, исключённый из университета за недолговременное увлечение политикой, не находит себе занятия и постоянно пребывает в мрачном настроении. Дочь Татьяна — школьная учительница, тяготится своей работой и мечтает о человеке, который нарушит её одиночество и наполнит смыслом её жизнь. Ей нравится Нил — машинист депо, твёрдо стоящий на ногах, единственный в этом семействе довольный жизнью человек; но Нил едва замечает Татьяну: он постоянно ищет Полю. Бессемёнов обеспокоен судьбой своих детей; он не может понять, почему сын мается без дела, а 28-летняя дочь до сих пор не замужем; его настораживает общение детей, особенно Петра, с Еленой Николаевной, женщиной сомнительного поведения, — у детей же постоянное раздражение вызывает мелочность и ограниченность родителей; между отцом и детьми изо дня в день вспыхивают ссоры, нередко переходящие в скандалы.
Очередной тоскливый вечер, с очередной ссорой между отцом и детьми; обиженный Бессемёнов покидает столовую, Татьяна за фортепиано поёт заунывный романс, философ Тетерев не сводит глаз с Поли, безуспешно пытаясь привлечь к себе её внимание. Перчихин в тоске предлагает сыграть в карты, но никому не хочется; Поля отправляется в театр, но никто не хочет составить ей компанию: в местном театре тоже скучно. С репетиции любительского спектакля возвращаются Нил и Елена, и всё тотчас оживляется; вечер заканчивается песнями и танцами. А наутро — очередная ссора между отцом и детьми; Бессемёнов горько сожалеет о том, что дал детям образование, которого не имеет сам, видя в этом причину всех зол, и прежде всего — взаимного непонимания.
Татьяна, оживающая всякий раз с появлением Нила, не в силах понять, что он нашёл в необразованной и ограниченной девушке, и не верит в серьёзность его увлечения. Однако за ужином, в отсутствие Татьяны и Петра, разыгрывается очередной скандал: Нил сообщает приёмному отцу о своём намерении жениться на Поле. Но Бессемёнов подыскивал ему другую невесту, с хорошим приданым, дочь бродяги не входила в его планы. Свой бессильный гнев Бессемёнов вымещает на Перчихине — выгоняет его из дома.
Одновременно Нил отнимает последнюю надежду и у Тетерева: сильно пьющий, опустившийся певчий хотел подняться, ему казалось, что Поля — тот человек, который мог бы изменить его жизнь. Последнюю надежду теряет и Татьяна. Случайно подслушав ночью объяснение Нила с Полей, она выпивает нашатырный спирт. Татьяну спасают; но семья рушится: уходит Нил с Полей, вслед за ними уходит и Пётр с жизнерадостной Еленой. В доме с родителями остаётся только Татьяна, которой некуда и не с кем уйти.
Значительные постановки
26 марта 1902 —
Московский Художественный театр
(на гастролях в Петербурге, в Панаевском театре). Реж.
Станиславский
и Лужский, худ. Симов; Бессемёнов — Лужский, Акулина Ивановна — Муратова, Пётр —
Мейерхольд
, Татьяна — Роксанова, Нил — Судьбинин, Перчихин — Артём, Поля — О. Алексеева, Елена — Книппер, Тетерев — Баранов, Шишкин — Тихомиров, Цветаева — Бутова. На московской сцене — 8 октября 1902 года.
Центральный театр Красной Армии (1935, реж. Телешева; Бессемёнов — Нечаев, Пётр — Александров, Шевкуненко, Татьяна — Харламова, Нил — Осипов, Перчихин — Константинов, Ратомский, Поля — Богданова, Елена — Зеркалова, Тетерев — Г. Васильев, Герага, Никандров)
1938 —
Театр им. Артёма
,
Сталино
(впервые — на укр. яз., пер. Гаккебуш, реж. Лазуренко); Театр им. Я. Коласа (Бессемёнов — А. Ильинский, Перчихин — П. Молчанов)
Днепропетровский театр им. Шевченко (1939)
Театр «Ванемуйне» (1941, реж. Ирд, Бессемёнов — Миккал, Пётр — Ирд, Татьяна — Кайду, Нил — Салулат), Магнитогорский театр
Саратовский театр (1944)
Малый театр
(1946, реж. Дикий, Бессемёнов — Ковров, Татьяна — К. Тарасова, Нил — Анненков, Перчихин — П. Оленев, Елена — Зеркалова, Тетерев — Далматов, Дикий)
1946 — Ивановский, Калининский и Омский театры
1947 — Бакинский русский театр (реж. и исполнитель роли Тетерева — П. Юдин), Тбилисский театр им. А. С. Грибоедова
1948 — Пермский и Ульяновский театры (1948),
1949 — Харьковский русский театр (реж. и исполнитель роли Перчихина — Крамов)
Львовский театр им. Заньковецкой (1950, реж. Тягно)
1951 — Ижевский русский, Лиепайский театры (реж. Мурниек), Театр «
Красный факел
» (реж. Бейбутов), Театр им. Хамзы (реж. Гинзбург), Челябинский (реж. и худ. Люце), Шауляйский театры
1952 — Кишиневский, Новгородский театры; Грузинский театр в Сухуми (пер. А. Пагавы)
1953 — Душанбинский, Ереванский русский, Калининградский, Клайпедский театры