Океан Бурь
- 1 year ago
- 0
- 0
«Планета бурь» — советский научно-фантастический художественный фильм, поставленный на киностудии « Леннаучфильм » в 1961 году режиссёром Павлом Клушанцевым по мотивам одноимённой повести Александра Казанцева .
Фильм был сделан с использованием уникальных технологий комбинированной съёмки , намного опережавших существовавшие в те времена зарубежные аналоги, в том числе подводные съёмки .
Премьера фильма состоялась 14 апреля 1962 года . Право на прокат фильма приобрели 28 стран .
В США купленный советский фильм был перемонтирован студией, специализирующейся, в основном, на фильмах ужасов «Америкэн Интернешнэл» Роджера Кормана , с изъятием ряда эпизодов и добавлением новых, и в таком виде выпущен в американский прокат под названием « Путешествие на доисторическую планету » 1965 года. А в 1968 году в США был выпущен ещё один перемонтированный вариант фильма под названием « Путешествие на планету доисторических женщин » .
Министр культуры СССР Екатерина Фурцева , отметив, что фильм очень интересный, указала, что советская женщина-космонавт не имеет права рыдать в космосе, теряя самообладание в трудную минуту
Британский режиссер Алекс Кокс отметил, что в последние минуты «Планеты бурь» происходит необычайный поворот сюжета, ради которого стоит дождаться развязки картины
.Фильм оказал значительное влияние на отечественную и мировую кинофантастику следующих десятилетий и был признан одним из важных этапов в мировом фантастическом кинематографе
Фильм оказал влияние франшизу « Звёздные войны » Джорджа Лукаса и кинофильм Стенли Кубрика « Космическая одиссея 2001 года », но не только на них, так, к примеру, «Железный Джон» один из героев фильма «Планета бурь», тонущий в лаве с вытянутой в верх рукой, появился задолго до фильма « Терминатор 2 », летающую машину на воздушной подушке для картины «Планета бурь» создавали инженеры АвтоВАЗа , а флиппер из «Звездных войн», не только сохранил принцип работы оригинала, но и его дизайн. Дизайн специальных скафандров созданных для кинофильма, был использован в отечественной космонавтике и режиссёром Ридли Скоттом в его фильме « Прометей », а технику съёмки через аквариум использовал кинорежиссёр Джеймс Кэмерон при съёмках своего фильма « Титаник » .
Посвящение во вступительной заставке :
Научные сведения о планете Венера скудны и противоречивы. Лишь фантазия способна заглянуть в неоткрытый мир.
Он может оказаться и не таким, как в нашем фильме. Но мы верим в грядущий подвиг советских людей, которые воочию увидят планету бурь.
На Венеру отправляется совместная советско-американская экспедиция на трёх космических кораблях . Один из кораблей, «Капелла», погибает при столкновении с метеоритом. Для выполнения задания необходимы три корабля; следующий корабль — «Арктур» — может быть отправлен с Земли через неделю, но на перелёт ему потребуется четыре месяца. Оставшиеся экипажи «Сириуса» и «Веги» (первый — трое советских космонавтов и второй — советские мужчина и женщина, американец и американский человекообразный робот) принимают решение совершить посадку на поверхность Венеры, оставив на орбите Марию Иванову для поддержки связи с Землёй.
Чтобы найти место посадки для «Сириуса», с «Веги» отправляется планёр. Планёр находит подходящую площадку, сбрасывает маяк, но сам планёр ветром сносит в сторону и он совершает аварийную посадку в болоте. «Сириус», по оставленному планёром маяку, садится на подобранную площадку. Один из членов экипажа осматривает местность, когда на него нападает крупное раскрывающееся яйцевидное растение с шупальцами.
Венера оказывается богатой жизнью — планета населена животными, похожими на динозавров . Экспедиция на планёре (русский, американец и робот) оказывается в сложном положении, на них нападают прямоходящие рептилии ростом с человека, экипаж «Сириуса» отправляется к коллегам на выручку на спидере. Они сталкиваются с птеродактилем , бронтозавром , погружаются в венерианский океан, на дне которого находят странно выглядящие рифы. В конце концов они успевают спасти советского и американского товарищей за минуту до того, как тех поглотит кипящая лава. Робот, получивший повреждения и из-за этого чуть не погубивший своих спутников, тонет в лаве.
Оставшаяся на орбите Маша, потеряв связь с обоими экипажами, оказывается перед сложным выбором: либо, согласно инструкции, остаться на орбите, либо попытаться помочь, посадив «Вегу». В случае посадки «Веги» возвращение экспедиции своими силами на Землю станет невозможным, а если остаться на орбите, оба экипажа на Венере могут погибнуть. Маша, получив от Земли запрет на посадку, всё-таки принимает решение садиться, но затем понимает, что совершает ошибку и отключает тормозной двигатель. «Вега» остаётся на орбите, но параметры орбиты меняются.
Перед стартом с поверхности планеты один из членов экспедиции случайно обнаруживает в камне, поднятом со дна океана, скульптурный портрет женщины — «венерианской Аэлиты ».
После отлёта происходит кульминация — мы видим в отражении в озере фигуру женщины в белых одеждах, протягивающей руки вслед улетевшему кораблю.
Актёр | Роль |
---|---|
Владимир Емельянов | Илья Васильевич Вершинин, профессор, командир космического корабля «Сириус» |
Георгий Жжёнов | Роман Бобров, инженер, член экипажа космического корабля «Сириус» |
Геннадий Вернов | Алёша, радист, член экипажа космического корабля «Сириус» |
Юрий Саранцев | Иван Щерба, профессор, геолог, командир космического корабля «Вега» |
Кюнна Игнатова | Маша Иванова, член экипажа космического корабля «Вега» |
Георгий Тейх | Аллан Керн, американец, инженер, член космического корабля «Вега» |
Борис Прутковский (в титрах Б. Прудковский ) | робот Джон |
Фильм был поставлен режиссёром Павлом Клушанцевым по мотивам одноимённой повести Александра Казанцева также известной, как «Внуки Марса» . Сценарий фильма в целом следует ее сюжету, но имеет и отличия. Так, к Венере в нем отправляются два советских корабля «Знание» и «Мечта» и один американский «Просперити», тогда как в фильме все три советских, но с интернациональным экипажем . Были изменены имена астронавтов, например, Мэри из повести стала Машей, а Олекса — Алешей. Также в повести « Внуки Марса » отмечалась конкуренция между США и СССР в исследованиях космоса. В повести астронавты находили каминный календарь, идентичный найденному на Земле, что свидетельствовало о посещении Земли и Венеры в прошлом марсианами. В фильме лишь предполагается возможность этого. Венерианка в финале литературного произведения забрала умышленно оставленные землянами вещи, чтобы ее цивилизация могла возродиться, а не поспешно покинутые . Кинокартина стала единственным экранизированным произведением Александра Казанцева .
Фильм был сделан с использованием уникальных технологий комбинированной съёмки , намного опережавших существовавшие в те времена зарубежные аналоги, в том числе подводные съёмки . Мастер спорта борец и самбист Борис Прутковский играл робота Джона , потому что только тренированному атлету оказалось по силам передвигаться в тяжёлом металлическом «доспехе», реалистично изображавшем конструкцию робота; долго двигаться в нём спортсмен не мог. Съёмки проходили в 1961 года на студии « Леннаучфильм », премьерный показа состоялся в Брянской области .
Во время съёмок выяснилось, что та ракета, которую создали для фильма была похожа на ту, что разработал Сергей Королёв и её внешний вид нельзя было демонстрировать . Фильм снимали в том же павильоне, в котором позднее снимали кулинарные шоу про еду с приготовлением супов и винегретов . Машину на летающей воздушной подушке, для Клушанцева создавали инженеры ЗИЛа , она похожа флиппер из фильма « Звездных войн » Джорджа Лукаса , 1977 год . Планетоход для съёмок фильма обошёлся в 400 000 рублей в то время это была приблезительная стоимость 60-ти машин «Волга» .
Для съёмок были разработаны специальные скафандры, дизайном которых воспользовалась отечественная космонавтика и режиссёр Ридли Скотт в своём фильме « Прометей », а технику съёмки через аквариум использует кинорежиссёр Джеймс Кэмерон при съёмках своего фильма « Титаник » Фильм шёл в Советском прокате около 6 месяцев и каждый день собирал очередь у кассы кинотеатра «Знание» на Невском проспекте .
Право на прокат фильма приобрели 28 стран . В США купленный советский фильм стал «сырьём» для своей кинопродукции — он был перемонтирован студией, специализирующейся в основном на фильмах ужасов, — «Америкэн Интернешнэл» Роджера Кормана , — с изъятием ряда эпизодов и добавлением новых, и в таком виде выпущен в американский прокат под названием « Путешествие на доисторическую планету » (Voyage to the Prehistoric Planet, 1965 ) . Никаких упоминаний о том, что это кинопродукция из СССР, не было, в титрах советским актёрам, оставшимся в кадре, были даны англоязычные вымышленные имена и фамилии ( Георгий Жжёнов как «Курт Боден», как «Роберт Чантал» и так далее) . В новых эпизодах были заняты английский актёр сэр Бэзил Рэтбоун (эпизоды на станции связи «Луна 7») и американская актриса (появляющаяся в фильме вместо Кюнны Игнатовой) .
В 1968 году в США был выпущен ещё один перемонтированный вариант фильма под названием « Путешествие на планету доисторических женщин » (Voyage to the Planet of Prehistoric Women) . Из монтажа «Путешествия на доисторическую планету» были удалены ранее доснятые эпизоды и вставлены новые, которые вводили в сюжет племя полуголых венерианских доисторических амазонок. Режиссёром этой версии был Питер Богданович (под псевдонимом «Дерек Томас») .
Немецкая версия была создана в студии дубляжа VEB DEFA, Ателье Веймар. Немецкие диалоги написал Эгон Сарториус, а режиссером выступила Хелла Граф . Эта версия немного сокращена; например, Маша отсутствует на единственных изображениях невесомости, и в конце отсутствует отражение инопланетного женского облика в воде .
В ретроспективе советского научно-фантастического фильма британский режиссер Алекс Кокс отметил, что "в последние минуты «Планеты бурь» происходит необычайный поворот. ... Я не буду раскрывать секрет, но это стоит того, чтобы подождать" .
Для международного кинематографического лексикона «Планета бурь» была "увлекательным, нетребовательным научно-фантастическим фильмом, рассказывающим свою историю с невероятной наивностью" .
Ежемесячный бюллетень фильмов пришел к выводу, что „эта российская космическая опера“ была более разумной по сравнению с „среднестатистической американской постановкой и отражала “больше настоящей„ научной фантастики, “чем это обычно бывает„ .
Министр культуры СССР Екатерина Фурцева , отметив, что фильм очень интересный, указала, что советская женщина-космонавт не имеет права рыдать в космосе, теряя самообладание в трудную минуту .
Персонаж женщины-космонавта Маши, изображаемый как эмоциональный и, возможно, психически неуравновешенный, подвергся критике со стороны советского правительства и прессы, как женоненавистнический и нанес ущерб карьере режиссёра Клушанцева .
Фильм оказал значительное влияние на отечественную и мировую кинофантастику следующих десятилетий и был признан одним из важных этапов в мировом фантастическом кинематографе .
Отрывки из фильма « Путешествие на планету доисторических женщин », в том числе и кадры из оригинального фильма «Планета бурь», использованы при создании клипа «Everything That Is Difficult Will Come to an End» британской группы « Flotation Toy Warning » (2017 год) .
Фильм оказал влияние франшизу « Звёздные войны » Джорджа Лукаса и фильм Стенли Кубрика « Космическая одиссея 2001 года », так к примеру «Железный Джон» один из героев фильма «Планета бурь» тонущий в лаве с вытянутой в верх рукой появился за долго до фильма « Терминатор 2 », летающая машина на воздушной подушке для картины «Планета бурь» создавалась инженерами АвтоВАЗа , а флиппер из «Звездных войн», не только сохранил принцип работы оригинала, но и его дизайн. Дизайн скафандров космонавтов созданный для кинофильма, был использован при разработках отечественной космонавтики и режиссёром Ридли Скоттом в своём фильме « Прометей », а технику съёмки через аквариум использовал кинорежиссёр Джеймс Кэмерон при съёмках своего фильма « Титаник » Стивен Спилберг и Джордж Лукас признавали, что посмотренный ими в детсве фильм « Путешествие на доисторическую планету » оказал сильное влияние на их творчество. .