Дурная слава (телесериал)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Дурная слава» (другой вариант перевода «Печально известные» ; англ. Notorious ) — американский шпионский триллер 1946 года, снятый Альфредом Хичкоком по сценарию Бена Хекта , вдохновлённый двухтомный комиксом The Song of the Dragon авторства Джона Тейнтора Фута. В ролях Кэри Грант , Ингрид Бергман и Клод Рейнс . Действие фильма вращается вокруг Алисии Губерман (Ингрид Бергман), дочери бывшего разведчика (Фред Нерни), которая по заданию американского агента спецслужб Т. Р. Девлина (Кэри Грант) отправляется в Бразилию, чтобы проникнуть в организацию беглых нацистов периода Второй мировой войны .
«Дурная слава» по художественному уровню и тематической зрелости критиками рассматривается как одна из важных картин в своде киноработ Хичкока. Получив восторженные отзывы в прессе, фильм также имел коммерческий успех, принеся 8 миллионов долларов прибыли и две номинации на премию « Оскар ». В 2006 году лента была внесена в Национальный реестр фильмов , имеющих культурное, историческое или эстетическое значение.
Вскоре после окончания Второй мировой войны американский суд в городе Майами приговаривает Иоганна Губермана к двадцати годам тюрьмы за шпионаж в пользу гитлеровской Германии. «Дурная слава» преследует его дочь Алисию (Ингрид Бергман), которая знакомится на вечеринке с элегантным мужчиной по имени Девлин. Выясняется, что Девлин (Кэри Грант) намеренно познакомился с ней по заданию спецслужб. Ему поручили раскрыть нацистский заговор в Рио-де-Жанейро , и для этого ему нужно завербовать антинацистски настроенную Алисию, чтобы внедрить её в группу богатых немцев, обосновавшихся в Бразилии после поражения нацистской Германии .
В ходе подготовки к секретной операции Алисия и Девлин влюбляются друг в друга. Задание, полученное от спецслужб, осложняет их взаимоотношения, заставляя их время от времени сомневаться во взаимности чувств. Алисии необходимо вернуться в Рио, чтобы войти в доверие к Алексу Себастьяну — одному из немецких заговорщиков и старому другу её отца. Между нацистом и Алисией завязывается роман, а его ревность осложняет её встречи с Девлином. Руководство спецслужбы советует Алисии согласиться на предложение Алекса Себастьяна вступить с ним в брак.
Алекс живёт в роскошном особняке, где он регулярно встречается с другими заговорщиками, планы которых Алисия пытается выведать. Один из неосторожных разговоров между заговорщиками привлекает её внимание к тому факту, что доступ в винный погреб, находящийся в подвале особняка, почему-то строго охраняется. Теперь Алисии и Девлину необходимо проникнуть в погреб, чтобы понять суть заговора . Это им удаётся. В одной из бутылок в погребе они обнаруживают хичкоковский « макгаффин » — порошок, который оказывается урановой рудой, необходимой нацистам для изготовления ядерной бомбы .
Временное отсутствие ключа от погреба (выкраденного Алисией) вызывает у Алекса подозрения. Он сам и его злобная, недоверчивая мать с ужасом начинают догадываться об истинных целях Алисии и её элегантного «друга». Но они опасаются, в первую очередь, не агентов спецслужб (у которых пока нет ни достаточных улик, ни возможностей для ареста нацистов, тем более в чужой стране), а своих собственных друзей-заговорщиков, которые могут сурово покарать Алекса за его наивную доверчивость. (Заговорщики ранее казнили одного из участников сговора за гораздо меньшую провинность). Мать предлагает сделать вид, что ничего не произошло, и медленно извести Алисию с помощью медленно действующего яда .
Девлин во время периодических встреч с Алисией замечает, что с ней что-то не в порядке и, после её продолжительного отсутствия, решает навестить её в особняке мужа. Там он с ужасом узнаёт, что она уже целую неделю больна и лежит в постели в своей комнате, полностью изолированная от внешнего мира. Выяснив у догадавшейся девушки, в чём дело, Девлин забирает её из дома её мужа и отвозит в больницу. Это вызывает подозрение у соратников Алекса Себастьяна, которым теперь не терпится допросить его, а возможно, и избавиться от него как от ненадёжного члена заговорщической группы. Картина заканчивается сценой того, как машина с Алисией и Девлином уезжает, а растерявшийся Себастьян, желавший поехать вместе с ними, возвращается к заговорщикам.
Фильм основан на рассказе 1921 года, в котором действие происходит во время Первой мировой войны . Легендарный сценарист Бен Хехт несколько раз переделывал сценарий. Хичкок и Хехт согласно контракту были обязаны сделать ещё один фильм для продюсера Селзника , но тот был слишком увлечён блокбастером « Дуэль под солнцем », чтобы уделить сколько-нибудь значительное внимание съёмкам «Дурной славы». Чем меньше Селзник вмешивался в творческий процесс Хичкока, тем более удачными выходили его фильмы. В конце концов Селзник продал все права на фильм студии RKO .
По воспоминаниям Хичкока, до бомбардировок Хиросимы и Нагасаки весьма немногие были в курсе того, что уран как-то связан с ядерным оружием. Поэтому, когда Хичкок стал наводить справки на этот счёт, ФБР установило за ним слежку. Во время работы над фильмом Хичкок подтрунивал над ограничениями, существовавшими в то время в Голливуде . В частности, экранный поцелуй по правилам того времени не должен был длиться более чем пару секунд. Хичкок догадался, как обойти это ограничение: его герои непрестанно обмениваются лёгкими поцелуями, передвигаясь по комнате к звонящему телефону.
Фильм имел огромный успех в прокате и среди критиков. Франсуа Трюффо считал его самым характерным фильмом Хичкока, в котором преломились все лучшие грани его таланта. Движения камеры в фильме особенно виртуозны, особенно в кульминационной сцене большой вечеринки в доме Алекса: сначала камера даёт общий вид сцены, потом наезжает на ключ, зажатый в её руке. Она искусно змеится между многочисленными гостями, как будто среди них бродит невидимый соглядатай (внимательный зритель заметит среди гостей самого Хичкока ). Особенно пристально камера фиксирует предметы, имеющие ключевое значение для фабулы, — бутылки вина и кружки с отравленным кофе.
В конце фильма камера переносит зрителя на место истощённой ядом Алисии, у которой темнеет в глазах и кружится голова. режиссёр Жак Риветт :
Последняя сцена, возможно, наиболее совершенна в истории кино, в том смысле, что всё разрешается за три минуты — и любовная история, и семейная история, и шпионская история, — в нескольких грандиозных, незабываемых кадрах.
Фильм номинировался на премию «Оскар» в категориях «Лучший актёр второго плана» ( Клод Рейнс ) и «Лучший оригинальный сценарий» ( Бен Хехт ).
Именитый кинокритик Роджер Эберт не раз признавался, что «Дурная слава» — его любимый фильм Хичкока. В 1991 году он включил его в свой список десяти величайших кинокартин в истории .