Interested Article - Яковлев, Иван Яковлевич (педагог)

Ива́н Я́ковлевич Я́ковлев ( 25 апреля 1848 года , Кошки-Новотимбаево , Буинский уезд , Симбирская губерния 23 октября 1930 года , Москва ) — просветитель , православный миссионер , российский педагог, организатор народных школ, инспектор (руководитель) чувашских школ Казанского учебного округа (1875-1903) :5,251,254 и созданной им Симбирской чувашской учительской школы (1868-1919), создатель нового (современного) чувашского алфавита (1870-е годы) и учебников чувашского и русского языков для чувашей, писатель, переводчик, фольклорист. Действительный статский советник (1904).

Биография

Происхождение

Иван Яковлевич Яковлев родился 25 апреля 1848 года в чувашской деревне Кошки-Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии . Мать — Настасья Васильевна Макарова, скончалась спустя два или три дня после рождения. Что касается отца , И. Я. Яковлев считался «незаконнорождённым сыном» :236 . Поэтому официальных данных об отце не существует. Но имеются суждения на этот счёт как современников педагога-просветителя , так и последующих исследователей [ прояснить ] . Рано оставшись без матери, он был усыновлён семьёй чувашского удельного крестьянина Пахома Кириллова, односельчанина. Имя и фамилию получил по имени и фамилии своего крёстного отца — Ивана Яковлева.

У матери, кроме него, были ещё дети — Акулина и Иван, родные сестра и брат И. Я. Яковлева :20,236 . Но они выросли не у Пахома Кириллова, а в другой [ какой? ] семье.

В возрасте 8 лет в 1856 году по предписанию удельного ведомства Иван Яковлев был отдан на учёбу в в село Старые Бурундуки Буинского уезда. В этой деревне мальчик жил в русской крестьянской семье Мушкеевых. По окончании училища в 1860 году как лучший ученик был принят в уездное училище в Симбирске. В конце этого же года с группой учеников 1 класса Иван Яковлев был переведён в только что открывшиеся при Симбирской мужской гимназии землемеро-таксаторские классы, где проучился до 1863 года. По окончании учёбы он был направлен на службу в Симбирскую удельную контору и около четырёх лет проработал сельским мерщиком.

Часто разъезжая по Симбирской, Казанской и Самарским губерниям, Иван Яковлев знакомился с культурой, жизнью и бытом русского , татарского , чувашского, мордовского населения. Под влиянием либеральных идей 60-х годов XIX столетия он приходит к мысли о необходимости попытаться облегчить жизнь чувашского народа путём его просвещения , приобщения к грамоте и к русской культуре. Постепенно Иван Яковлев вынашивает планы воссоздания чувашской культуры. Тем не менее он чувствует, что для этого требуется дополнительное образование.

С мая 1864 по декабрь 1866 — служба в удельном ведомстве. В конце 1866 года Яковлев с трудом добился освобождения от службы в удельном ведомстве (по закону, как сирота, обучавшийся за счёт государства, он должен был отработать там не менее 10 лет) и осенью 1867 года поступил в V класс Симбирской мужской гимназии. Обучаясь там, Яковлев вызвал к себе в Симбирск односельчанина А. В. Рекеева , а затем других чувашских мальчиков и начал учить, содержа их на средства, добываемые репетиторством. Организованная таким образом частная школа затем (при активной поддержке инспектора народных училищ Симбирской губернии И. Н. Ульянова ) постепенно расширилась. 1 (13) сентября 1868 — поступление в V класс Симбирской мужской классической гимназии. 28 октября (9 ноября) 1868 — основание Симбирской чувашской школы.

В 1870 году Иван Яковлев с золотой медалью окончил гимназию и поступил в Казанский университет . 25 июня (7 июля) 1870 — получение золотой медали об окончании гимназии. 12 (24) августа 1870 — поступление в Казанский университет. Заботу о чувашской школе в годы его студенчества взял на себя И. Н. Ульянов , с которым Яковлев активно переписывался, получал от него учебники, литературу, а нередко и — материальную поддержку.

Просветительская деятельность

В университете Яковлев знакомится с учёным- ориенталистом профессором Н. И. Ильминским , консультируется у него по « инородческому » (национальному) вопросу. При содействии Ильминского к концу 1871 года Иван Яковлев составляет на основе русской графики первый вариант нового чувашского алфавита , «конкурируя» в этом отношении с Н. И. Золотницким . Старочувашская же письменность, существовавшая со второй половины XVIII века , не устраивала И. Я. Яковлева.

В дальнейшем яковлевский алфавит совершенствуется. В 1872 году на нём был издан букварь. Первые два выпуска букваря Яковлев, сам испытывая материальные затруднения, издал на собственные средства. Тогдашними консерваторами букварь был встречен в штыки: « Пылкость молодой натуры, с которой он принялся за дело, была причиной того, что он встал на неправильный путь в инородческом деле. Г-н Яковлев в деле образования чуваш задался мыслью чувашский язык сделать книжным… » («Церковно-общественный вестник», журнал Казанской епархии, 1884, № 9) .

В 1875 году Иван Яковлев успешно окончил историко-филологический факультет Казанского университета и был назначен инспектором чувашских школ Казанского учебного округа, куда входили учебные заведения Казанской, Симбирской, Самарской, Саратовской , Астраханской и Вятской губерний с центром пребывания в Симбирске.

С этого времени развернулась полная забот, тревог и порой драматической борьбы, напряжённая педагогическая и просветительская деятельность Ивана Яковлевича Яковлева, ставшая делом его жизни. Опираясь на помощь и содействие русских прогрессивно настроенных общественных деятелей и коллег, он осуществлял административное и педагогическое руководство Симбирской чувашской школой , превратившейся со временем в кузницу учительских кадров для чувашских и других школ Поволжья, преподавал в ней, открывал и инспектировал школы в местностях с чувашским населением, разрабатывал педагогические и методические принципы обучения в национальной школе. Он составлял и выпускал учебники и учебные пособия, писал рассказы, организовывал перевод на родной язык учебной, художественной, сельскохозяйственной, медицинской и другой литературы.

Иван Яковлев вёл активную переписку с академиками С. Платоновым , В. Радловым , А. Кони , В. Имшенецким , музыкальными деятелями М. Балакиревым , С. Смоленским , художником-академиком Н. Кошелевым и многими другими. В числе его корреспондентов были известный немецкий издатель, основатель «Universal Bibliothek» в Лейпциге А. Реклам , французские учёные Л. Сиклер, А. Пинар, венгерские — Г. Балинт, Д. Месарош , редактор «Revue Oriental» академик Б. Мункачи и другие. За 50 лет своей деятельности Яковлев написал около 2 тысяч писем. Основная их тема — просвещение и национальный подъём родного народа, приобщение его к русской культуре. За 50 лет яковлевская чувашская Симбирская школа выпустила тысячи учителей и учительниц, в последние годы число воспитанников доходило до 350 человек обоего пола. Она стала центром создания новой чувашской письменности, переводов и издания книг на чувашском языке, распространения их в десятках тысяч экземпляров среди сельского населения.

Многие выпускники школы, окончив с успехом разные высшие учебные заведения, отметили свой жизненный путь выдающимися достижениями « на поприщах науки, искусств, ремёсел, сельского хозяйства и т. п. », — с гордостью писал И. Яковлев.

То, что было сделано им для чувашского народа, И. Яковлев считал сделанным и для русского и других народов. Он никогда не противопоставлял интересы своего народа интересам других, выступал поборником дружбы народов. Более того, он считал, что только сближаясь с русским народом, сливаясь с Матерью-Россией, чуваши могут сохранить себя как народ. «Поэтому-то одной из задач создававшейся мной школы, — писал И. Яковлев, — было всячески содействовать сближению между народами русским и чувашским на почве школьной программы, жизни, быта. Для этого должны были служить следующие меры: 1) приобщение чуваш к христианской культуре, признаваемой народными массами (И. Яковлев организовал перевод и перевёл на чувашский язык часть Библии : Новый Завет и отдельные книги Ветхого Завета . В настоящее время Библия целиком переведена и издана на чувашском языке); 2) создание чувашского литературного языка и письменности , притом с алфавитом , имеющим общее с алфавитом русским; 3) ознакомление русского народа с жизнью и бытом чуваш, равно как и ознакомление чувашского народа с историческим прошлым, настоящим Матери-России».

  • 1871—1873 — создание новой чувашской письменности, издание букваря и учебника для чувашских школ
  • 17 (29) июня 1875 — получение свидетельства об окончании Казанского университета
  • 28 августа (9 сентября) 1875 — назначение инспектором чувашских школ Казанского учебного округа
  • 1877 — преобразование Симбирской чувашской школы в центральную
  • 26 сентября (8 октября) 1877 — вступление в брак с Е. А. Бобровниковой
  • 1878 — открытие женского класса при центральной школе
  • 1890 — преобразование Симбирской центральной школы в учительскую
  • 1901 — открытие женских педагогических курсов при Симбирской чувашской учительской школе

Жизнь в Советской России и СССР

В октябре 1917 года Симбирская чувашская учительская школа преобразована в учительскую семинарию. Осенью 1919 года И. Я. Яковлев по болезни вышел на пенсию, но, в какой-то мере, продолжал влиять на жизнь школы, потому что жил на её территории. Влияние происходило также через свою супругу Е. А. Яковлеву, которая ещё оставалась наставницей женской части контингента студентов и через своего сына А. И. Яковлева, приглашённого из Москвы для возглавления учебной части Чувашского института народного образовани (так называлась школа в 1920-1923 гг.). Ещё в августе 1921 года он подписал так называемое «Духовное завещание чувашскому народу». В 1922 году переехал жить в Москву к сыну. В октябре 1928 — празднование 80-летия со дня рождения и 60-летия со дня основания Симбирской чувашской школы.

Могила на Ваганьковском кладбище

23 октября 1930 года скончался в Москве на 83-м году жизни. Похоронен на Ваганьковском кладбище (4 уч.) .

Чины и награды Российской империи

История Симбирской чувашской школы

В конце 60-х годов XIX века в Симбирской губернии было 305 чувашских селений, насчитывающих более 100 тысяч жителей и ни одной [ прояснить ] школы с преподаванием на чувашском языке. Первая [ прояснить ] такая школа открылась на личные средства гимназиста И. Яковлева и размещалась на частных квартирах. При поддержке инспектора народных училищ Симбирской губернии И. Н. Ульянова 15 ноября 1871 года школа приобрела официальный статус, постоянное финансирование и помещение. Окончив университет, И. Я. Яковлев занялся дальнейшим её развитием. Для школы было приобретено на набережной Свияги каменное двухэтажное здание с находящимися при нём строениями и землёй. После капитального ремонта, в сентябре 1877 года, было открыто женское отделение школы, которым заведовала жена И. Я. Яковлева — Екатерина Алексеевна, приёмная дочь Н. И. Ильминского . Первоначально там разместилась квартира инспектора Яковлева — до 1885 года.

Построенные в 1878 году мастерские школы, по ходатайству И. Я. Яковлева были перестроены в домовую церковь . 20 января 1885 года храм был освящён во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов . Позже, в 1897—1898 годах, здание было надстроено вторым этажом, пристроен алтарь . В здании разместились школьная библиотека и классы женского отделения. В настоящее время здание передано Ульяновской епархии , и в нём располагается храм во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов.

Для мастерских было отстроено новое двухэтажное каменное здание, где производилось обучение столярно -токарному, переплётному и ручному труду. Вся классная и школьная мебель изготавливалась в мастерских, кроме этого мастерские выполняли заказы города, в том числе для кадетского корпуса , гимназии, лютеранской кирхи и вообще изделий на продажу, что являлось важной статьёй дохода школы. Мастерские давали школе до 3,5 тыс. рублей дохода в год, а накопленный капитал школы к 1917 году составил 100 тысяч рублей.

В 1906 году при Симбирской чувашской школе было открыто мужское двухклассное приходское училище , в 1910 году переведённое в собственное трёхэтажное здание, пожертвованное симбирским меценатом Н. Я. Шатровым.

Наиболее значительным зданием школы был построенный в 1885 году трёхэтажный дом, на третьем этаже которого разместилась квартира И. Я. Яковлева и женское отделение, которым заведовала его жена — Екатерина Алексеевна. Квартира семьи Яковлевых, в которой они прожили до 1922 года , состояла из 6 комнат — кабинета, столовой, гостиной, спален Ивана Яковлевича и Екатерины Александровны и детской.

К 1917 году чувашская учительская семинария представляла собой комплекс, состоящий из учительской школы, мужского и женского начальных училищ , женских педагогических курсов, сельскохозяйственной школы 1-го разряда. В школу принимались крещёные и некрещёные чуваши, а также русские и крещёные татары в возрасте от 11 до 18 лет. К 1918 году в чувашской народной школе было подготовлено около 1200 человек.

В 1919 году в соответствии с реформой образования РСФСР, было принято решение о закрытии Симбирской чувашской семинарии и открытии на её базе учительского института, без учёта сложившегося чувашского направления. От чувашской семинарии оставались только трёхгодичные чувашские курсы при институте. Всё имущество семинарии предавалось институту. Иван Яковлевич остался не у дел. Он всеми силами и средствами старается сохранить своё детище. 23 ноября 1919 года в газете «Заря» — органе Симбирского губкома РКП(б) и губисполкома, появилась заметка: «Яковлев и чуваши», в которой говорилось, что « деятельность Яковлева имела огромное значение среди чувашского населения, но тем не менее в данный революционный момент приходится от Яковлева, безусловно, отказаться. Как он сам, так и его взгляды устарели для нашей эпохи, для нашего времени ».

25 ноября коллегия Симбирского губоно постановила: «Считая, что пребывание Яковлева в стенах семинарии вредно отражается на деятельности семинарии, по предложению Наркомпроса уволить Яковлева в отставку с сохранением за ним пенсии».

Лишь весной 1920 года при вмешательстве В. И. Ленина , лично знакомого с семьёй Яковлевых по Симбирску, была назначена пенсия И. Я. Яковлеву и его жене, а 1 сентября 1920 года в зданиях бывшей чувашской семинарии открылся Чувашский институт народного образования, позднее — Ульяновский чувашский педагогический техникум. 23 сентября 1928 года техникуму было присвоено имя И. Я. Яковлева. С 1937 года техникум стал педагогическим училищем им. И. Я. Яковлева, которое просуществовало в Ульяновске до 1956 года.

Семья И. Я. Яковлева

И. Я. Яковлев утверждал :

«В семейной жизни я был счастлив и в жене, и в детях моих»

Супруга

В 1870 году, будучи студентом Казанского университета, Иван Яковлевич познакомился с Н. И. Ильминским и его семьёй, в которой воспитывались дети умершего друга и коллеги Ильминского А. А. Бобровникова — Екатерина (1861—1936) и Николай (1854—1921). Через 7 лет состоялась свадьба 16-летней Екатерины, выпускницы казанской женской гимназии, и 29-летнего инспектора чувашских школ Ивана Яковлева.

В 1878 году при Симбирской чувашской школе было открыто женское отделение, которое Яковлева позднее возглавила и в котором работала преподавателем и воспитателем со своим мужем.

Дети

28 декабря 1878 года в семье Яковлевых родился первый ребёнок, которого в память деда назвали Алексеем. Позднее родились Наталья, Лидия, Николай и Александр. Наталья и Александр умерли в раннем возрасте.

Внуки

  • (1905—1989) — доктор искусствоведения, специалист по истории русского и европейского искусства, переводчик;
  • Некрасова, Лидия Алексеевна (?—1911);
  • (1909—1932);
  • Яковлев, Иван Алексеевич (физик) (1912—2000) — доктор физико-математических наук, профессор;
  • Некрасова, Анна Алексеевна (1913—2003) — режиссёр Центрального детского театра, профессор Государственного института театрального искусства;
  • (1914—1971);
  • (1906—1995) — кандидат исторических наук;
  • (в девичестве Яковлева).

Яковлев как писатель, переводчик и издатель

Знакомство с учёным-ориенталистом Н. И. Ильминским в годы учёбы в Казанском университете утвердило желание И. Я. Яковлева в создании новой чувашской азбуки, букварей и издании книг для чувашей, которым по незнанию русского языка был закрыт путь к знаниям и литературе.

Изучение фонетики чувашского языка привело к созданию новой чувашской азбуки, насчитывающей 47 букв. Были составлены новая азбука и новый букварь, с поучительными для народа пословицами и поговорками . Впрочем, выяснилось, что 47 букв сложны для запоминания, и по этой причине И. Я. Яковлев переработал новую азбуку, оставив в 1873 году только 25 букв.

В первую очередь И. Я. Яковлев занялся переводом на чувашский язык Евангелия , который в целом был завершён только к 1911 году. Над переводом Библии он работал до 1922 года, когда передал неизданные материалы в архив Британского библейского общества.

Кроме религиозной литературы им были изданы литературный сборник «Сказки и предания чуваш» и «Образцы мотивов чувашских народных песен и тексты к ним» в двух томах, переводы на чувашский язык произведений русских классиков: «Полтавы» А. С. Пушкина , «Песни про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова , рассказов Толстого и других.

За всю жизнь Яковлев издал более 100 книг и брошюр на чувашском языке. Обычно ему припысываются многочисленные детские рассказы в чувашских букварях. И. Я. Яковлев оставил после себя обширные «Воспоминания», записанные с его слов А. В. Жиркевичем в 1918-1922 гг.

Некоторые издания сочинений И. Я. Яковлева:

  • Букварь для чуваш . Казань, 1872 (многократно издавался, в разных вариантах, вплоть до 1919 года);
  • О школьном образовании чуваш . «Городской и сельский учитель», 1897, в. 5;
  • Краткий очерк Симбирской учительской школы . — Симбирск, 1908;
  • Детские рассказы . — Чебоксары, 1968;
  • Письма . — Чебоксары, 1985. — 366 с.;
  • Верьте в Россию и любите её . — Чебоксары.: Чувашский госуниверситет, 2002. — 308 с.

Оценка деятельности Яковлева

20 апреля 1918 года Председатель Совнаркома Советской России В. И. Ленин телеграфировал Председателю Симбирского Совдепа :5 :

Сообщите по телеграфу обстоятельства и условия избрания председателей чувашской женской и мужской учительских семинарий. Меня интересует судьба инспектора Ивана Яковлевича Яковлева, 50 лет работавшего над национальным подъёмом чуваш и претерпевшего ряд гонений от царизма. Думаю, что Яковлева надо не отрывать от дела его жизни.

Первый нарком просвещения РСФСР , академик АН СССР А. В. Луначарский на праздновании его 80-летия и 60-летия школы говорил :

Иван Яковлевич Яковлев, сам будучи чувашским кретьянином-бедняком, носил в себе горячую любовь к своему народу. Он проявил богатырские жизненные силы.

Что касается критики, известно крайне отрицательное отношение к его деятельности И. Н. Юркина . Но была критика и иного рода. В стихотворении «Письмо чувашского народа Великому Сталину » дана отрицательная оценка действиям И. Я. Яковлева в ходе усмирения восставших чувашских крестьян села Чемеево зимой 1907 года

Министр-вешатель- Столыпин
Подписал указ проворно:
«Привести народ чувашский
Срочно в полную покорность».
Яковлев, йанрӑл чувашский,
Разъезжал на тройке барской,
Как Столыпина посланник,
Манифест читая царский.
Но его мы отвергали…

отмечает большую разницу в оценке деятельности И. Я. Яковлева в сравнении с оценками деятельности другого соратника Н. И. Ильминского В. Т. Тимофеева , сделавшего практически то же самое для татар , что И. Я. Яковлев для чуваш.

По-разному оценивается теперь деятельность этих двух людей, В. Т. Тимофеева и И. Я. Яковлева, делавших, одно и тоже, на их родине: первый для просвещения татар-кряшен , а второй — чувашей. В Чувашской АССР в 1968 году торжественно и всенародно праздновалось 100-летие Симбирской чувашской учительской школы и 120-летие её основателя И. Я. Яковлева. В Чебоксарах на центральной площади установлен памятник просветителю чувашей И. Я. Яковлеву, его имя присвоено библиотеке и открыт музей его имени. В современной же татарской литературе к именам Н. И. Ильминского и В. Т. Тимофеева, ещё 100 лет тому назад обучавших часть татар ( кряшен ) письменности с русскими буквами и способом письма, которая теперь стала всеобщей для татар, и тем самым облегчавшим путь к сближению с европейской культурой, приклеены ярлыки «миссионер» и «поп», позаимствованные из пропагандистского арсенала былых татарских националистов, а Казанская центральная крещёно-татарская школа третируется, как место подготовки антимусульманских миссионеров.

Максимов И. Г. Отзвуки отживших идей в татарской газете .

В 1933 году в Москве в издательстве «Власть Советов» при Президиуме ВЦИК была издана книга Н. Юнушева «Чувашская АССР», в которой в частности было указано:

«Одним из энергичнейших проводников этой руссификаторской миссионерской системы „просвещения“ среди чувашей (так называемой системы Ильминского) был царский служака, дворянин из чувашей, И. Яковлев, проработавший на поприще „просвещения“ 50 лет» .

Память

Музеи

  • (1968)

Памятники

Улицы

Скверы

Фотогалерея

См. также

Комментарии

Примечания

  1. ЯКОВЛЕВ // Большая российская энциклопедия , 2016.
  2. М. : Советская энциклопедия , 1975. — Т. 8.
  3. М. : Советская энциклопедия , 1962.
  4. Яковлев Иван Яковлевич // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  5. Яковлев И. Я. Воспоминания. Чебоксары, 1982.
  6. (ныне — Тетюшский район Республики Татарстан)
  7. Ульяновский государственный областной архив, ф. 165, оп. 2, д. 387, лл. 34-35.
  8. Юркин И. Н. Чăваш тăшманĕ // Тăван Атăл. – 1993. – №2.
  9. Чуваш кнеге= [Букварь]. – Казань : Унив. тип., 1867 (Переиздание: 1871). – 19 с.
  10. Золотницкий, Н.И. По поводу статьи о "Чуваш кнеге". - Казань : Унив. тип., 1867.
  11. Золотницкий, Н.И.К вопросу о способах образования чуваш. Казань, 1866;
  12. Яковлев И. Я. <Отзыв на книгу Золотницкого о чувашском календаре> / «Симбирские губернские новости». 13 апреля 1867 г.
  13. Петров Н. П. от 26 февраля 2023 на Wayback Machine . — Статья в электронной чувашской энциклопедии.
  14. Н. П. Петров. // ред.: Л. П. Сергеев, А. Е. Горшков 100 лет новой чувашской письменности = Ҫӗнӗ чӑваш ҫырулӑхӗн 100 ҫулӗ : сборник статей. — Чебоксары, 1972. — С. 77-98 . // Электронная Национальная библиотека Чувашской Республики.
  15. от 19 февраля 2009 на Wayback Machine // Религиозная организация „Российское Библейское общество“
  16. Краснов Н. Г. // Электронная Чувашская энциклопедия .
  17. Артамонов М. Д. Ваганьково. — М. : Московский рабочий, 1991. — С. 179.
  18. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т.50, с.61.
  19. «Известия ВЦИК», 16/X, 1928 г.
  20. — Чебоксары: Чувашиздат, 1937. — 56 с.
  21. от 23 октября 2014 на Wayback Machine // Кряшенская духовная миссия
  22. от 10 сентября 2016 на Wayback Machine // Чувашского государственного педагогического университета И. Я. Яковлева
  23. . от 16 сентября 2016 на Wayback Machine // «Советская Чувашия», 08.05.2008
  24. от 19 октября 2016 на Wayback Machine // Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова
  25. от 14 сентября 2016 на Wayback Machine // МОУ «Аликовская СОШ им. И. Я. Яковлева»
  26. от 15 сентября 2016 на Wayback Machine // Сайт Бичуринской основной общеобразовательной школы Мариинско-Посадского района Чувашской Республики
  27. . www.gap.archives21.ru . Государственная книжная палата Чувашской Республики. Дата обращения: 12 марта 2017. 13 марта 2017 года.
  28. (чуваш.) . www.lib.cap.ru . Национальная библиотека Чувашской Республики. Дата обращения: 12 марта 2017. 13 марта 2017 года.
  29. . ugd.ru . Дата обращения: 4 марта 2021. 29 сентября 2021 года.
  30. // Официальный сайт Ульяновской Городской Думы, ugd.ru. — 2003. — 4 июня.
  31. . gorodv3d.ru. Дата обращения: 3 апреля 2020. 30 августа 2017 года.

Литература

  • Дело его жизни. Сборник научных статей / Редактор И. П. Кириллов. — Чебоксары: Фонд им. Яковлева, 2008.
  • Итоги юбилейной научной сессии, посвящённой столетию со дня рождения И. Я. Яковлева , «Записки Чувашского н.-и. института языка, литературы и истории», 1949. в. 3;
  • Краснов Н. Г. Иван Яковлевич Яковлев. Жизнь. Деятельность. Педагогические идеи. Очерки. — Чебоксары, 1976.
  • Этнопедагогический манифест И. Я. Яковлева. — Чебоксары, 2003. — ISBN ISBN 5-86765-253-X .
  • Волков Г. Н. Жизнь, смерть и бессмертие патриарха. — Чебоксары, 2004. — ISBN ISBN 5-86765-268-8 .
  • Симбирская чувашская школа. Квартира И. Я. Яковлева. Путеводитель. — Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2003. — 24 с.
  • Александров Г. А. Иван Яковлевич Яковлев в 1917—1920 годы. — Чебоксары: Издательство Чувашского университета, 1992.

Ссылки

Источник —

Same as Яковлев, Иван Яковлевич (педагог)